Занятия для развития речи

Содержание

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Занятия для развития речи

2015-11-05

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит).

Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать.

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша.

Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу.

Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка.

Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору.

Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные.

Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж, ж-ж-ж

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов.

В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет).

Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно.

Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.).

Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий).

Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, , , Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник: https://jili-blog.ru/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-u-detej-1-2-let.html

10 упражнений для развития речи

Занятия для развития речи

Даже если ваш малыш ещё слишком мал для первого слова – не стоит откладывать развивающие речь занятия. Ведь учить ребёнка говорить можно уже с первых месяцев жизни.

Массаж ладоней и пальчиков можно делать с самого рождения крохи. Начните с лёгких поглаживаний в направлении от запястья к кончикам пальцев. Круговым движением вашего указательного пальца проработайте центр ладошки. Все движения должны быть плавными, но ощутимыми.

Затем подключите растирание каждого пальчика по отдельности, уделяя особое внимание подушечкам. Помните, что именно эта зона отвечает за интеллект и речь ребёнка.

Используйте для массажа специальные мячики с ворсинками и бугорками – разные фактуры и материалы (пластик, резина, дерево) дают разные тактильные ощущения, что также влияет на развитие умственных способностей.

2. Общение

Даже самый маленький ребёнок любит общение. И оно не ограничивается лишь тактильным контактом. Говорить с малышом так же важно, как целовать или гладить его. Ведь малыши во всём копируют взрослых. Поэтому возьмите себе за правило – говорить много и правильно. Не стоит коверкать слова и пытаться подстроиться под язык ребёнка.

Никакого улюлюканья. Называйте вещи своими именами: это голубь, а не «гуля», в коляске лежит малыш, а не «ляля», «ав» – это не собака, «ав»– это то, как говорит собака. Не ленитесь объяснять малышу простые вещи по сто раз: повторяйте, читайте стихи и частушки, рассказывайте сказки.

Это сыграет немаловажную роль в совершенствовании детской речи, памяти и воображения.

3. Пальчиковые игры

Давно известно, что артикуляция напрямую связана с мелкой моторикой рук – поэтому трудно переоценить пользу пальчиковых игр.

Во время таких занятий малыш активно использует свои ручки, стимулируя разные точки и нервные окончания на ладошках и пальчиках.

Вспомните про «Сороку-белобоку», «Ладушки-Ладушки» или «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» из детства. В арсенале у наших мам таких стишков было намного больше.

4. Лепка

Ничто не развивает мелкую моторику лучше лепки. Во время занятия задействованы все пальчики и ладошка ребёнка. Карапуз совершает множество различных движений: мнёт, растирает, катает, нажимает, хлопает.

Но самое важно – происходит воздействие на точки в подушечках пальцев. Разнообразьте простую лепку из пластилина новыми элементами: используйте крупы, бобовые, фигурные макаронные изделия, шишки, жёлуди и пуговицы.

5. Развивающие игры

Обратите внимание на те развлечения, в которых используются сыпучие ингредиенты и мелкие предметы разных форм.

Мастерите фигурки из кинетического песка, надевайте бусины на нитки, сортируйте цветную фасоль — в общем, используйте любые подручные материалы, с которыми малышу будет интересно играть.

Проговаривайте каждый этап поделки: цвет материалов, их форму, назначение, последовательность действий. Только не забывайте о технике безопасности – не оставляйте ребёнка без присмотра, чтобы он не мог подавиться или проглотить мелкий предмет.

6. Потешки

Разучивание стихов отлично тренируют память и развивают речевой навык.

Потешки для самых маленьких написаны с учётом возрастных особенностей малышей и состоят из небольших рифмованных фраз с повторяющимися слогами или словами.

К тому же, такие занятия обязательно должны сопровождаться активными физическими действиями ребёнка: хлопаньем в ладоши, прыжками, ходьбой, приседаниями. Вот вам пример:

Зайка

Зайка шёл, шёл, шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Во время разучивания потешки мама с малышом имитируют все движения зайки).

7. Артикуляционная гимнастика

Эта «зарядка» нацелена на отработку определённых положений органов артикуляционного аппарата. Говоря проще, это ряд упражнений, помогающих ребёнку научиться правильно произносить звуки родного языка. Вот некоторые из них (каждое упражнение выполнять 10-15 раз).

«Улыбка-трубочка»
Сначала малыш широко улыбается, чтобы были обнажены резцы, затем вытягивает губы в трубочку. При этом нижняя челюсть остается неподвижной. Работают только губы.

«Открытая-закрытая дверь»
Ребёнок широко улыбается, чтобы были видны резцы, зубы сомкнуты (дверь закрыта). Затем нужно разомкнуть зубы на 2 см, но при этом всё так же улыбаться (дверь открыта).

«Ходики»
Губы в улыбке, зубы разомкнуты на 2 см, резцы обнажены. Затем, всё так же улыбаясь, нужно высунуть язык и дотронуться сначала до правого, затем до левого уголка рта. Челюсть неподвижна, работает только язык.

«Лопатка-иголочка»
Губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Необходимо положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу в положение «лопатка». Затем, всё так же с открытым ртом, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку».

«Качели»
Рот в широкой улыбке, зубы обнажены. Нужно высунуть язык и поочерёдно дотронуться до центра верхней и нижней губы, затем спрятать язык за зубы и совершить те же движения внутри рта.

«Варенье»
Рот в широкой улыбке. Зубы обнажены. Малыш высовывает язык и слизывает воображаемую капельку варенья с верхней губы.

8. Игры на звуковое внимание

«Звуки»
Эффективным упражнением для развития у крохи способности различать звуки будет игра «Звуки».

Договоритесь с ребёнком, что он будет делать определённое движение, когда услышит нужный звук: громко хлопать в ладоши, поднимать обе руки вверх или приседать.

Начните с одного звука, чередуя его с другими. Постепенно усложняйте задачу: вводите второй звук и новое движение.

«Звуковой мяч»
Кидайте малышу мяч, сопровождая бросок определённым звуком. Задача ребёнка – повторить звук громче вас. Затем меняйтесь ролями.

9. Говорящие картинки

Мало научиться говорить, нужно уметь изъясняться. Упражнения с сюжетными картинками – увлекательная и интересная игра. Такие карточки можно сделать самостоятельно. Главное, чтобы ребёнок смог описать картинку и составить по ней рассказ, пусть даже из пары-тройки предложений.

На первых порах мама должна помогать малышу: задавать наводящие вопросы, начинать фразу, чтобы ребёнок мог продолжить и домыслить. Запаситесь терпением. Это сложный, но очень важный этап, пройдя который малыш будет с лёгкостью излагать мысли и рассказывать сказки собственного сочинения.

10. Скороговорки

Современные логопеды используют скороговорки, составленные из трудных для произношения последовательностей букв и слов, при работе с дефектами речи у детей. Это один из самых эффективных методов наладить произношение проблемных звуков и улучшить дикцию.

Например, скороговорка на букву «Д»

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Или на букву «Ж»

Жук жужжит над абажуром, 
жужжит жужелица, 
жужжит, кружится.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/10-uprazhnenij-dlya-razvitiya-rechi/

Игры и упражнения для развития речи детей

Занятия для развития речи

Как развить речь у ребенка: простые правила

Артикуляционные упражнения по развитию речи

Развитие речевого дыхания

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Занятия на развитие связной речи

Ситуации, когда к 3 годам ребенок практически не произносит слов или разговаривает так, что его сложно понять, – наблюдаются довольно часто.

Сколько родителей могут похвастаться, что их дети не страдают задержкой или нарушением развития речи? Когда проблема актуальна, начинаются поиски способов ее решения.

С одной стороны, опытный логопед советует подождать до 5 лет, а с другой – ребенок рискует пойти в первый класс с речевыми дефектами, поскольку может не хватить времени на их устранение.

Что же делать? Как можно раньше организовать самостоятельные занятия и регулярно выполнять с детьми упражнения для развития речи, взяв за основу специальный тематический курс. Задача – сформировать речевое мышление путем отработки артикуляции, расширения активного словарного запаса и развития грамотной связной речи.

Как развить речь у ребенка: простые правила

На первый взгляд кажется, что речевым занятиям следует уделять много времени. По этой причине родители долго не решаются их начинать. На самом деле все не так сложно: упражнения на развитие речи можно делать практически в любой момент повседневной жизни и без финансовых затрат. Как? Соблюдая несложные правила.

  1. Фундамент речевого развития – постоянное общение с детьми. Они задают множество вопросов, от ответов на которые не стоит уклоняться. Если сразу ответить затруднительно, лучше так и сказать. Пусть ребенок подождет, пока взрослые подумают, зато позже он получит нужную информацию, заинтересуется собеседником и будет стремиться к общению с ним. 
  2. Дети подражают речи взрослых, поэтому не следует имитировать «детскую» манеру говорить, искажая слово или звук и используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это мешает правильному произношению и ведет к формированию таких речевых недостатков, устранить которые может только логопед. Также нельзя общаться сложными предложениями и произносить непонятные ребенку слова, тем более, заставлять повторять их в попытке форсирования развития речи. Рабочий материал – это отдельные звуки, короткие рассказы и стихотворения, соответствующие дошкольному возрасту.
  3. Произношение улучшится, если его тренировать. Здесь помогут упражнения, проходящие в доступной игровой форме. Как развить у ребенка речь подобным способом? Обратить внимание на рекомендации дефектологов и разработать индивидуальный план занятий по улучшению артикуляции, увеличению запаса слов и формированию навыков разговорного общения.    

Артикуляционные упражнения по развитию речи

Детские органы артикуляции (язык, губы, зубы) еще недостаточно развиты, чтобы ребенок мог полноценно разговаривать (осуществлять речевой акт). Для этого требуются окрепшие мелкие мышцы, которые нельзя путать с крупными мышцами, развивающимися за счет жевания, глотания или сосания.

Их укрепляет артикуляционная гимнастика как совокупность упражнений для органов речи, помогающая подготовиться к нагрузке во время разговора, которая проводится дважды в день (с утра и после дневного сна), сидя перед зеркалом.

В комплекс входят статические и динамические речевые упражнения, достаточно будет 2-3-х продолжительностью около 5 минут.

  1. На развитие круговых губных мышц «Улыбка»: зубы сомкнуты, губы широко растянуты в улыбке, в таком положении задерживаются на 10-15 секунд, потом расслабляются.
  2. На развитие мышц языка «Маляр»: открывается рот, широкий кончик языка помещается на верхние резцы, оттуда медленно направляется к небу и обратно, подобно кисточке маляра.

Развитие речевого дыхания

Поток воздуха, покидающий легкие через гортань, носовую или ротовую полость с задействованными ыми связками, является источником звука.

Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание.

Сделать его объемным, ритмичным, с медленным и экономным выдохом помогут дыхательные упражнения, выполняемые по определенной технике.

Для этого нужно:

  • быстро вдыхать через нос, плавно выдыхать через рот;
  • не надувать щеки;
  • плечи держать ровно, не опускать.

Существует множество упражнений, проводимых в игровой форме и позволяющих развить речевое дыхание: сдувать шапку одуванчика («Одуванчик»), снежинки с руки, бумажные шарики со стола («Забей гол»), надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть вслед кораблику, на игрушку – ветряную мельницу.

  • «Буря в стакане»: в стакан с водой вставляем трубочку, через которую ребенок дует, создавая вибрацию.
  • «Дровосек»: дети занимают положение «стоя», ноги – на ширине плеч, руки опущены вниз, а пальцы скреплены в «замок». Быстро поднимая руки вверх на вдохе, медленно опускают их на выдохе и одновременно наклоняются вперед со словами «Ух!», как бы роняя мнимый топор.
  • «Жук»: имитируя крылья, ребенок разводит прямые руки в стороны и немного назад, вдыхая, жужжит и опускает руки вниз, затем без звука поднимает их вверх, совершая непроизвольный вдох.

При многократном повторении упражнений дети могут почувствовать слабость и головокружение, поэтому, выполняя их, важно следить за дыханием и обеспечивать перерыв каждые 3-5 минут.

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Богатый лексикон поможет ребенку без труда излагать свои мысли и свободно общаться со сверстниками.

Он может быть активным, состоящим из слов, употребляемых ежедневно, либо пассивным, когда сами слова произносятся редко, но на слух воспринимаются согласно значению.

К 5-6 годам запас должен составлять три – четыре тысячи слов, поэтому его необходимо пополнять путем общения с новыми собеседниками, чтения, словарных игр и занятий.

  1. «Алфавит». Ребенку ставят задачу назвать много слов, начинающихся на определенную букву алфавита. У взрослого должны быть готовы еще 3-4 слова, которые он добавит, когда все слова закончатся. 
  2. «Проводник». Гуляя на улице, детей просят побыть проводником взрослого, который в данный момент закрыл глаза (ничего не видит) и перечислять все, что его окружает. Можно усложнить задачу и сообщить, что дважды называть одно и то же слово нельзя, иначе взрослый заблудится. Затем глаза открываются и взрослый, оглядываясь вокруг, предлагает назвать те предметы, которые еще не упоминались, подсказывая их название.
  3. Игра с мячом «Съедобное – не съедобное». Кидая ребенку мяч, взрослый произносит слово, ребенок должен ловить мяч, если слово означает съедобный предмет или оттолкнуть, если не съедобный. 

Существуют не менее действенные способы пополнения детского словарного запаса без участия взрослого. Это прослушивание ребенком аудиокниг и просмотр кинолент. Детям будут интересны мультики для развития речи (они могут быть рассчитаны на возраст от 12 месяцев и старше), направленные на изучение новых слов для обозначения частей лица и тела, животных, овощей и фруктов, посуды и прочего.

Занятия на развитие связной речи

Важная часть речевого развития – это работа над становлением связной речи. Она обогащает словарный запас, позволяет добиться правильного звукопроизношения, способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова и предложения, готовит к письму.

  1. Игровое упражнение «Закончи фразу» для тренировки воображения. Взрослый рассказывает детям начало истории (сказки, стихотворения), а они сами придумывают концовку.
  2. Упражнение «Построй предложение» с целью развития навыков построения длинных предложений из знакомых слов. Ребенок должен закончить предложение, начатое взрослым, опираясь на его наводящие вопросы: «Маша пошла в лес с корзинкой, зачем? (собирать грибы, в гости к бабушке). У нее в корзинке, что? (ничего нет, пирожки)». Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.
  3. Игровое упражнение «Если бы…» с усложненной мыслительной задачей по анализу, моделированию и прогнозированию ситуации. Ребенку предлагают поразмышлять о том, что бы произошло, если бы у него в руках оказалась волшебная палочка, он стал бы невидимым и тому подобное.

Речь ребенка станет образной и выразительной только тогда, когда понятно и логично с ним будет общаться взрослый, поэтому занятия для развития речи должны проходить неторопливо и последовательно. Чтобы дети заинтересовались, нужно использовать доступные им методы обучения, привлекать других детей, самим родителям принимать активное участие.

Создать благоприятные условия для занятий помогут игровые уголки и наборы игрушек, позволяющие придумывать игры для развития речи детей дома. Лучшее, что может быть, – это домашний театр с разными персонажами и простыми декорациями (домики из конструктора, ветки деревьев, кубики). Так ребенок научится хорошо разговаривать и творчески импровизировать.

Повторюша. Мультфильм на звукоподражание и развитие речи у детей

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8613-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Как помочь ребенку 2-3 лет начать говорить: упражнения, артикуляционная гимнастика, игры, советы специалистов

Занятия для развития речи

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка  должно быть не менее 50 слов.

Но что делать родителям, если  двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова.

Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный.

Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки.

Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу».

Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице.

Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком.

Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум».

Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка.

Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д.

Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная  гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений.

Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый.

Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников.

Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-pomoch-rebenku-2-3-nachat-govorit-uprazhneniya-artikulyacionnaya-gimnastika-igry-sovety-specialistov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть