задержка предречевого развития

Содержание

Темповая задержка речевого развития: когда надо начинать волноваться

задержка предречевого развития

Речевое развитие – важный показатель развития ребенка в целом. Эта сфера определяет социальный уровень достижений малыша, его интересов, знаний, умений и навыков.

Речь ребенка раннего возраста – своеобразное явление, которое очень трудно объективно оценивать.

Однако, отсутствие в раннем возрасте характерного лепетания, бормотания и радующего бабушек и дедушек «дай» без любых других признаков нарушений может свидетельствовать о возникновении такой патологии, как темповая задержка речевого развития.

Что такое задержка речевого развития

О проблемах речевого развития родители начинают задумываться в возрасте ребенка трех лет, когда необходимо отправляться в детский сад, а малыш не разговаривает. Несмотря на все рекомендации и советы участкового педиатра по поводу наблюдения за развитием ребенка, чаще всего момент, когда стоит задуматься об отставании в развитии речи, упускается.

Задержкой речевого развития (ЗРР) называют явление, когда у детей нет нарушений функционирования связочно-мышечного аппарата, однако активность речи характеризуется отставанием от сверстников.

Диагноз «задержка речевого развития у детей» устанавливается в возрасте до 3-х лет при отсутствии минимального словарного запаса. Заключение должно предоставляться при совместном решении комиссии из логопеда, психолога и детского невролога.

Влияние речевого развития на последующее установление ребенка как личности, на активность психических процессов позволяет говорить о комплексном нарушении – задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Варианты задержки развития речи

В зависимости от степени поражения речевого аппарата различают следующие виды отставания речевого развития у детей:

  • Органический (биологический) связанный с поражением нервной ткани головного мозга. Чаще всего возникает вследствие перенесенной внутриутробной инфекции, частые заболевания, травмы, поствакцинальные осложнения.
  • Сенсорный – появление данного варианта задержки речи связано с тугоухостью: ребенок не может говорить то, чего не слышит.
  • Социально-педагогический (темповый) – самый простой вариант отставания. Замедление развитие возникает вследствие того, что у ребёнка не возникает потребности говорить.

Кроме того, выделяют дизартрию – нарушение формирования речи вследствие патологии аппарата артикуляции.

Отсутствие очага возбуждения в головном мозге, снижение проведения импульса по нервно-мышечным соединениям приводят к недостаточному сокращению мышц ых связок и языка.

Чаще всего патология возникает при детском церебральном параличе. Такие дети все слышат, понимают, пытаются сказать, однако слова получаются неразборчивыми.

Причины темповой задержки речевого развития

Пример родителей – важная составляющая нормального развития речи ребенка (фото: www.perfectmama.ru)

Отсутствие у ребенка мотивации к речи может быть обусловлено несколькими факторами:

  • Недостаточное внимание родителей. Иными словами, у ребенка нет собеседника: взрослые не слушают и не понимают.
  • Родительская гиперопека. Обратная сторона медали: в речи нет необходимости, когда все и так понимают, все дают, ни в чем не отказывают.
  • Отсутствие примера. В современном мире шум от разговора людей отходит на задний план. Все чаще детьми «занимается» телевизор. Поэтому словарный запас такого ребенка не пополняется, он не понимает о чем идет речь и, если артикуляции сформированы, разговаривает исключительно фразами из мультика.
  • Обстановка, где родители общаются на разных языках. Для малыша трудно изучить значения слов на одном языке, а если усложнять задачу с переводом на ещё один – возникает отставание.

Кроме того, психологический негативизм и обыкновенное «нежелание» разговаривать возникают вследствие излишних требований к ребёнку. Таких как повтори «агу-агу», скажи «мишка» и др.

Диагностика нарушения

Определить наличие темповой задержки речи можно с самого раннего возраста ребенка, полагаясь на основные периоды формирования речевого развития:

  • Доречевой (2-8 месяцев): аномальное гуление, белькотание (повторение «па-па»), беззвучное кривляние и однозвучные возгласы.
  • В возрасте 4-х месяцев отсутствует эмоциональная реакция на окружающие события: ребенок не смеется при виде игрушек, не плачет, когда мама уходит.
  • 6 месяцев. Дети в этом периоде уже различают разницу в интонации сказанных фраз и пытаются повторить.
  • В 1 год – при задержке речи отсутствует реакция на звук, зов мамы по имени.
  • В возрасте 1,5 года – ребенок не произносит простейших слов, пытается повторять за другими (эхолалия).
  • 2 года. В этом периоде дети уже пытаются составлять простые предложения, чаще всего из двух слов. Словарный запас ребенка без отставания формирования речи составляет 50-100 слов.
  • В возрасте 3-х лет у малышей с ЗРР наблюдается нарушение произношения в такой степени, что даже родные не могут объяснить значения.

Приведенные признаки не являются ключевым моментом в постановке диагноза. Установить наличие задержки психоречевого развития у ребенка можно только по заключению трех специалистов в случае отсутствия органической патологии других органов и систем.

Эффективность ранней диагностики патологии обусловлена тем, что при значительном отставании речи ребенка в возрасте старше 4-х лет – позитивного результата от лечения достигают только 0,5% пациентов.

Дифференциальная диагностика задержки речевого развития

Нарушение формирования словарного запаса, речевой активности ребенка может возникать вследствие различных патологий. Для правильной постановки диагноза и подбора адекватного лечения необходимо определить генез нарушений.

Возможные причины ЗПРР представлены в таблице.

ЗаболеваниеПризнаки
Детский аутизм – заболевание неопределенного генеза, которое характеризуется дефицитом социальной активности и общенияРезкое начало заболевания после периода нормального развития. Чаще всего в возрасте 2,5-3 года.Расстройство речевых навыков: повторение однотипных фраз, неправильное использование местоимений (до 6-летнего возраста могут называть себя в третьем лице).Манерность поведения.Нарушения сферы чувствительности (порог аномально повышен или снижен)
Синдром Дауна – генетическое заболевание, обусловленное мутацией – трисомией по 21 паре хромосомВнешние признаки: косой разрез глаз, плоская переносица, широкий плоский язык, короткая шея.Врожденные патологии сердечно-сосудистой системы.Умственное отставание во всех сферах деятельности (медленное формирование навыков, речи, памяти и др.)
Детский церебральный паралич – группа врожденных заболеваний, которая характеризуется нарушением движений, равновесия и положения телаВ анамнезе – внутриутробная или перинатальная инфекция, родовая травма, заболевания матери во время беременности.Наличие нарушений интеллектуальной сферы.Формирование параличей и парезов (центрального спастического или периферического типа).Задержка речевого развития

Для определения причины возникновения отставания речевого развития необходима консультация смежных специалистов. Например, сурдолога – для исключения патологии слухового анализатора, генетика – определить наследственность патологии.

Методы коррекции темповой задержки речи

Арт-терапия – альтернативный метод лечения темповой задержки речи (фото: www.newmed.dp.ua)

Темповая задержка речи требует объединения нескольких вариантов лечения для достижения максимальной эффективности.

  • Медикаментозное. Чаще всего применяются витамины и ноотропы (препараты, улучшающие деятельность нервной системы через воздействие на кровоснабжение головного мозга).
  • Физиотерапия. Применяются методики магнитотерапии (доказано улучшение кровоснабжения мозговой ткани при воздействии слабого переменного магнитного поля) и электрорефлексотерапии (с помощью небольших электродов проводится электрическая стимуляция импульсами участков головного мозга, отвечающих за развитие речи).
  • Альтернативные методы лечения: арт-терапия (рисование, лепка, вышивание), дельфино- и ипотерапия (проведения времени, общаясь с животными).

Важно! Назначение медикаментозных препаратов проводится исключительно врачом-неврологом

Кроме того, огромное значение имеют систематические занятия с логопедом и педагогом-корректологом для постановки правильной речи и установления должного уровня развития в соответствии с возрастом ребенка.

Лечение задержки речевого развития – сложная задача, которая во многом зависит от заинтересованности родителей и готовности уделять время на общение с ребенком. Однако ранняя диагностика и адекватное лечение позволяют детям до 6-летнего возраста полностью забыть о существовавшей проблеме.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/50-tempovaya-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej.html

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

задержка предречевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.

По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.

Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.

Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.

Этиология и патогенез

Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:

  1. Первичные причины включают в себя нарушения внутриутробного развития, на фоне которого происходит речевое и психологическое отставание. В первый год жизни нервная система ребенка не устойчива, не развита до конца – это является косвенной причиной дисфункции двигательных и общепсихических функций. Кроха поздно садится, начинает ползать, не издает звуков, не реагирует на произнесенную речь взрослых, не откликается на свое имя.
  2. Вторичные причины связаны с внешними факторами, являющимися провокаторами «психологической» задержки речевого развития. К числу предпосылок можно отнести неблагоприятную ситуацию в семье, испуг и прочие факторы. Особенностью вторичных причин является резкое прерывание характерного лепета грудного ребенка.

С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.

Провоцирующие факторы

Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:

  1. Биологический фактор. Во время внутриутробного развития произошло поражение клеток головного мозга и периферической нервной системы. Зачастую это связано с патологиями и проблемами беременности женщины – гестоз, тромбофлебит, отслойка плаценты и прочие причины, повлекшие кислородное голодание плода. Биологический фактор представляет большую часть выявленных патологий – инфекции при беременности, недоношенность, черепно-мозговые травмы плода в утробе или при рождении. Повлиять на кислородное голодание может заболевание матери, употребление алкоголя или курение, употребление запрещенных лекарственных препаратов или наркотических средств.
  2. Тугоухость. Основополагающим фактором также является нарушение слуха ребенка, которое выявляется в старшем возрасте. Речевое становление невозможно в полной мере без слуховой составляющей – слабослышащий ребенок не может повторять звуки взрослых, что также определяет задержку речевого развития.
  3. Социально-педагогические факторы. Вследствие плохой социальной составляющей малыш не произносит звуки и слова – это связано с малым общением со взрослыми или сверстниками, с пережитым стрессом или частыми стрессовыми ситуациями, с нехваткой занятий, проводимых родителями.

В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.

Как это выглядит на практике

Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:

  1. В возрасте полугода малыш должен реагировать на жесты взрослых – движения во время игр вызывают у ребенка активность, особенно если с ним играет мама.
  2. В 8-9 месяцев кроха должен повторять за взрослыми легкие слова («мама», «папа», «баба», «ляля»). В связи с патологией малыш вовсе не старается произносить слоги, звуки.
  3. К году у ребенка в словарном запасе должно быть около 10 простых слов («дай», «на» и прочие). Эти слова используются постоянно и проговариваются четко. Малыш в год может называть предметы, игрушки, но только схожими со словами звуками. Ребенок с патологией не произносит слова, слоги, не общается со взрослыми, указывая на предметы, не реагирует на речь взрослых.
  4. В полтора года ребенок активно лопочет, его речь приобретает понятный характер, он выполняет простые поручения взрослых – «сядь», «иди сюда», «поделись конфетой».
  5. В два года ребенок с задержкой речевого развития говорит всего несколько слов по-отдельности, не старается повторять новые слова либо просто молчит.
  6. В 2,5 года ребенок активно общается со взрослыми, называет части тела, показывает животных, говорит их звуки. Ребенок с патологией использует не более 20 слов, не отвечает на вопросы («где твой носик», «покажи ручки», «как говорит кошка»), не выполняет поручения, не может связать два слова в простое предложение.
  7. Дети в 3 года могут говорить короткими предложениями, их легко понять, они могут рассказать о желаниях, поведать о чувствах. Дети с нарушениями в речевом развитии не могут изъясняться со взрослыми, не говорят о своих желаниях. Говорящий малыш говорит без остановки, проглатывает окончания или даже половины слов.
  8. В 3,5-4 года малыш с отставанием может начать разговаривать фразами из мультиков или повторять слова взрослых. Собственных предложений нет.

В основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.

Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.

Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.

После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.

На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.

Коррекция нарушения

Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.

Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.

Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.

Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.

Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.

Когитум не панацея?

Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.

Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.

Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.

Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.

У меня был гестоз, в результате ребенок родился с гипоксией. Тяжело воспитывать, когда малыш ничего не говорит, вообще. Перепробовали массу препаратов, невролог посоветовал Когитум. После 3 дней применения начался кошмар! Малыш стал кричать, капризничать, я не понимала, что он требует. Перестали пить.

Алена, 30 лет, г. Хабаровск

У нас ребенок родился здоровым, но потом мы стали замечать, что он не хочет с нами общаться. С возрастом не видели улучшения, речи нет – в 2 года даже «мама», «папа» не говорит. Когитум посоветовал дефектолог. Стали пить, пропили с недельки две, начались какие-то слова пробиваться. Через месяц ребенок стал более активным, начал с нами общаться. Нам помог препарат.

Александр, 27 лет, г. Орск

К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком, направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.

Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.

Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Что такое темповая задержка речевого развития

задержка предречевого развития

Вербальная речь в общении человека с себе подобными остается основным способом установления контакта, коммуникации. Поэтому очень важным является развитие данного навыка у ребенка.

Постепенный, плавный переход от полубессвязного младенческого лепетания к четко артикулированным, сознательно произносимым словам говорит о нормальном росте потенциала малыша, при отсутствии таковых признаков возможна темповая задержка речевого развития.

Разобраться с сутью проблемы, способами ее решения помогут советы специалистов, а также данный материал.

Особенности темповой задержки речевого развития у детей

Природа мудро распорядилась, определив постепенный характер развития человека: сначала младенец практически не контактирует с внешним миром, много ест и спит, набираясь сил. Потом он начинает узнавать родителей, реагировать на приближение знакомых лиц, улыбаться, а на определенном этапе раздается первое «агу».

Педиатры четко отслеживают признаки интеллектуального и физического развития ребенка: для этого его обмеряют, взвешивают, расспрашивают родителей, какие звуки он произносит, как ведет себя в кроватке. Отсутствие нормальных проявлений активности, в том числе речевой, может свидетельствовать о вероятном отставании в развитии речи.

Раннее диагностирование гарантирует успешную коррекцию и адаптацию малыша к детскому саду, но бывает и так, что родители игнорируют затянувшееся молчание ребенка, списывая все на его индивидуальность.

Если в 3 года маленький человечек не говорит, не издает звуки во время ролевой игры, это явное проявление задержки речевого развития, а не его темперамента флегматика. Чаще всего на рекомендации наблюдающего врача не обращают никакого внимания, пока признаки болезни не становятся очевидными.

Важно. Диагноз задержки развития речи может поставить только врач, взрослые должны отслеживать вероятные проявления отставания, чтобы вовремя принять меры для его коррекции.

Основными признаками задержки темпов речевого развития можно считать следующие: ребенок абсолютно здоров, артикулярный аппарат и связки сформированы и функционируют, но отсутствует минимально необходимый для данного возраста словарный запас, желание разговаривать.

Окончательный диагноз устанавливается коллегиальным решением комиссии в составе логопеда, психолога и невролога. Такой подбор специалистов обусловлен разноплановостью проявлений темповой задержки речи, а также необходимостью объективной оценки ситуации: от этого зависит эффективность назначенного лечения, результат терапии в целом.

Виды задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько характерных разновидностей проблем с речевым развитием (в зависимости от тяжести):

  1. Биологическая (органическая) – поражены нервные центры мозга из-за инфекционных заболеваний, заражения в период внутриутробного развития, травмы головы.
  2. Сенсорная (слуховая) – ребенок плохо слышит и не может воспроизвести звуки, которые не воспринимают его органы слуха.
  3. Темповая (социально-педагогическая) – наиболее поддающийся коррекции случай, обусловлен внешними причинами.

По симптоматике отставание в развитии речи близко к дизартрии, но в ней причинами патологии является поражение цента речи в головном мозге, не позволяющее артикулярному аппарату нормально функционировать, создавая членораздельные звуковые колебания. При такой форме ребенок отлично слышит и воспринимает человеческую речь, но не может адекватно отвечать, связно выражать свои мысли.

Причины появления

Истинных причин темповой задержки речевого развития в год или более позднем возрасте может быть несколько, и все их необходимо четко локализовать, чтобы максимально точно поставить диагноз, применить эффективную терапию. Самым банальным поводом к «нежеланию говорить» может быть отсутствие у ребенка собеседников: родители уделяют ему недостаточно внимания, не реагируют на его попытки лепетать и общаться на доступном ему языке.

Диаметрально противоположный случай – стремление взрослых оградить свое чадо от любых неурядиц, быстрое реагирование на любой его каприз (вербальное обращение не требуется, все и так хорошо).

Третий пример из современной жизни – замена живого общения суррогатными формами. Все чаще родители, под любыми благовидными предлогами, дистанцинируются от ребенка, подсовывая ему то мобильный, то планшет с игрой, то мультики в телевизоре. Такое гипертрофированное общество прививает малышу исключительно урезанный словарный запас, почерпнутый у героев виртуальной реальности.

Излишняя требовательность, настойчивость там, где требуется мягкость, также могут привести к негативным последствиям: бесконечное повторение «скажи агу» приводит к противоположному эффекту – нежеланию говорить. Иногда на задержку речи влияет и такой «несущественный» факт, как употребление родителями нескольких языков одновременно (ребенку тяжело сориентироваться, на каком именно наречии начать общаться).

Важно. Основные условия, которые необходимо обеспечить малышу для нормального развития – забота, комфортная психологическая обстановка в семье и живое общение. В большинстве случаев этого бывает достаточно для гармоничного формирования личности.

Симптомы и признаки

Современные медики-нонатологи, детально изучающие человека в младенческий период развития, утверждают, что по характеру издаваемых звуков, их продолжительности можно судить о наличии тех или иных патологий.

Например, крик новорожденного образуется в результате слаженного взаимодействия дыхательного, артикуляционного и речевого аппаратов. Существует определенное время, когда этот крик должен прозвучать (примерно через 60 секунд).

Его продолжительность, сила и тембр могут многое рассказать специалисту о возможных врожденных патологиях (ринолалия).

Практически весь первый год развития ребенок растет, набирает вес и активно развивается, подготавливаясь к освоению членораздельной речи. Различают несколько периодов с определенными признаками формирования навыков вербального общения:

  1. гуление (1,5-2 месяца);
  2. лепет (4-5 месяц);
  3. первые лепетные слова (7-8 месяц);
  4. короткие осмысленные слова (9-12 месяц), девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики.

Диагностика

Учитывая, что вероятные патологии речи могут быть выявлены уже на ранних стадиях развития ребенка, педиатры определяют специфичные признаки, позволяющие судить о задержках и отставаниях. Так, в доречевой (от 2 до 8 месяцев) период это ненормальное гуление, частое повторение фразы «па-па», беззвучное кривляние или короткие, состоящие из одного звука возгласы.

В более позднем (4 месяца) возрасте малыш не проявляет типичные эмоциональные реакции: радость при виде новых (любимых) игрушек, плач при расставании с мамой и тому подобные. А полугодовалые младенцы уже учатся воспринимать интонации человеческой речи и делают попытки воспроизвести отдельные фразы.

Задержка речи в 1 год выражается в игнорировании внешних звуковых раздражителей (зова по имени), в 1,5 года ребенок не может произносить простые слова, иногда пытается имитировать, повторяя услышанную чужую речь. 2 летние дети, при нормальных условиях, в состоянии составлять короткие, несложные предложения, имея в запасе до 100 различных слов.

Ребенок с задержкой речи в 3 года говорит настолько неразборчиво, что его трудно понять близким и часто общающимся с ним людям, незнакомые не воспринимают его речь вообще. При этом все указанные симптомы не могут служить 100 % основанием для постановки диагноза задержки темпов речевого развития у детей: для этого необходимо комплексное обследование.

Лечение

Существует достаточно много методик коррекций заболевания, чтобы можно было рекомендовать какой-то один.

В большинстве ситуаций специалист применяет сочетание нескольких способов лечения, усиливающих эффект друг друга.

Допустимо применение лекарственных препаратов (поливитаминов и стимуляторов мозгового кровообращения), а также физиотерапевтических средств – магнитотерапии, электрорефлексотерапии.

В последнее время набирают популярность альтернативные методы, в частности, направленные на развитие мелкой моторики и пространственного, цветового восприятия мира (вышивка, лепка, рисование). Некоторые врачи пропагандируют, в качестве стабилизирующего фактора, катание на специально дрессированных лошадях (ипотерапия).

Профилактика

В качестве профилактических мер, специалисты советуют внимательное отношение к ребенку, живое общение с ним, адекватную реакцию на проявление первых признаков задержки речевого развития.

Раннее выявление патологии дает больше шансов на успешное лечение, что позволяет в дошкольном возрасте полностью устранить причины заболевания, нормально адаптировать малыша к походу в школу и жизни в обществе.

Самы свежие новости в нашем телеграмм канале: t.me/shkolaxarizm

Источник: http://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/tempovaya-zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Задержка речевого развития

задержка предречевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.

Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией).

В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е.

с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.

Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.

В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности.

В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии.

Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия ого, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата.

Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.

), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий).

До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес.

начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально.

Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам).

Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога.

Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за ой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков.

Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.

Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.

), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат.

Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников.

Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка.

Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка.

Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/speech-retardation

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть