Ведомый ребенок

Почему нельзя манипулировать ребенком: 6 страшных родительских ошибок

Ведомый ребенок

  Манипуляция – это рычаги, которыми пользуется конкретный человек, чтобы подчинить себе волю другого. С помощью таких рычагов, родитель-манипулятор воздействует на своего ребенка, внушая ему искаженную информацию.

Он разыгрывает свои сценарии, давит на чувства ребенка и внушает ему «правильность» поведения. В результате ребенок поступает не в соответствии со своей душой, Эго и характером.

Он предает самого себя, ибо совершает поступки надиктованные другим человеком.

 Психологические манипуляции приобрели настолько масштабные размеры, что, пожалуй, не найти семьи в которой рано или поздно отец или мать не прибегли бы к такому простому и доступному методу.

  • Проще надавить, чем объяснить.
  • Проще заставить, чем ждать осознания.
  • Проще внушить, чем надеяться на понимание.

 Манипуляция становится самым распространенным способом общения. Любая психологическая манипуляция вызывает в человеке, особенно в ребенке, чувство страха, стыда, никчемности и вины.

 А самое главное — они начинают верить, что недостаточно хороши, их не любят по-настоящему, что ими недовольны, что родители их просто терпят.

Им кажется, что мамы стесняются за них, тогда, когда хочется, чтобы ими восхищались.

Такие «педагогические приемы» родители используют, когда им просто лень заниматься правильным воспитанием ребенка, и они хотят иметь больше свободного личного времени.

 Проще сманипулировать, чем реально помочь разобраться в ситуации.

 Манипуляциями родители обеспечивают себе мнимый авторитет, скрывают плохие навыки в воспитании, и обеспечивают свой покой, заменяя при этом жизнь игрой.

 И это не игра «Что? Где? Когда?», а дешевый стандартный сценарий для безвольных, глупых и несостоявшихся людей Манипуляция – это всегда игра, в которой нет взрослых и здравомыслящих людей, а есть только дети.

Не выросшие родители, словно дети, чуть старшего возраста, чем собственные, давят своим авторитетом более слабых, и заставляют их подчиняться против своих истинных желаний.

Некоторое время родителям удается незаметно подменить воспитание манипуляциями, но по ходу взросления детей, они получат сполна, и те ответят тем же.
Вариант 1

Запугивание и подозрение

 Родители на самом деле не занимаются ребенком, но периодически делают вид, что держат ситуацию на пульсе.

  • «Ты сделал уроки? А если я проверю?»
  • «Наверное, пора уже в школу сходить, наверняка классному руководителю есть что про тебя рассказать».

 После чего никто уроки не проверяет, в школу не ходит, а вот ребенок пугается и начинает что-то исправлять.

 До поры, до времени еще можно держать ребенка в тисках страха, но вскоре он убедится, что родителям до него просто нет времени, и кроме пустых разговоров ничего не будет.

 Обычно к подростковому возрасту такой ребенок уже в совершенстве владеет данной техникой, и начинает ее отзеркаливать на родителей. Они начинают пугать родителей, зная, что ничего такого не сделают. Например: «Я из дома уйду, если вы…», — или вообще: «Я из окна выброшусь, если…»
Вариант 2

Гиперопека

 Обычно у таких родителей один ребенок, который дался тяжело и поздно. Вся жизнь вертится вокруг него, и манипуляция становится надежным инструментом для выращивания из своего чада совершенно несамостоятельную личность.

 Родителям нужно, чтобы ребенок был зависим от них всегда и постоянно. Медленно, шаг за шагом, они доказывают ему, что мир наполнен трудностями, опасностями и страшными ситуациями.

 Родители не могут надышаться на свое долгожданное чудо. Оберегают его от самого маленького ветерка, слепого дождика и листопада. Водят за ручку в школу до выпускного вечера, делают с ним уроки, кормят с ложечки только полезной пищей и контролируют каждый шаг. С тем дружи, а с этим нет. Сюда иди, а туда не смей. Это смотри, в это играй, а про эту область забудь. И так во всем.

 В результате у такого ребенка складывается четкое убеждение, что весь мир наполнен разными опасностями: вирусами, маньяками, бешеными собаками и отравленными продуктами.

Из каждой щели лезут плохие потенциальные ситуации и только родители, подобны божествам, могут закрыть собой все эти неприятности.

Именно того-то и добиваются родители, причем такое поведение может быть как осознанным, так и на подсознательном уровне.

 Такой подход влечет за собой колоссальную трату времени, большие силы и усердия.

Итог один — манипуляция родителей учит ребенка полностью прятаться за спинами родителей, и не пытаться даже решать мелкие проблемы самостоятельно.

Ведь самостоятельный и самодостаточный ребенок не будет так нуждаться в родительской опеке. Он будет жить своей жизнью, тем самым с ранних лет начнет отделяться от них.

 Если же он начнет сопротивляться, то родители сразу надавят на «мозоль», мол, «мы столько для тебя сделали, а ты… «.

 Например: «Как ты можешь бросить бальную школу, когда я столько платьев тебе купила, на соревнования возила в ущерб своему времени?» Среди родителей с гиперопекой чаще встречаются мамы-одиночки. В их жизни есть только ребенок, как ее собственность и смысл жизни. Отнять у нее ребенка — означает лишить ее жизни. А «отнять» может сам первенец — выйти их под гиперопеки.
Вариант 3

Родители – совершенство

 Совершенство во всем — принцип перфекционистов. Детям, рожденным в такой семье, не позавидуешь. Они с ранних лет, как бы не дотягивают до уровня, и позорят своих идеальных родителей.

Сколько себя помнит, такой ребенок слышит: «Мы с папой медалисты, а ты — хорошист», «У всех хороший слух, а тебе медведь на ухо наступил», «папа лучший хоккеист, а ты клюшку в руках держать не умеешь», «дедушке было бы за тебя стыдно, если бы он дожил до этого позора».

 В результате родители-перфекционисты вбивают в голову своему ребенку, что у них идеальная семья, кроме него. И тот, в свою очередь, прилагает все усилия, чтобы дотянуться до высот, которые являются каноном в семействе.

 Он становится и хоккеистом, и хористом, и медалистом, одним словом — кем угодно, только не самим собой.

 Таких родителей нельзя упрекнуть в нелюбви или в равнодушии к детям потому что:

  • Они реально стараются воспитать «отличника» по всем направлениям.
  • Они буквально с рождения заботятся о физическом, психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
  • Они записывают его на всевозможные кружки, нанимают репетиторов, возят на другой конец города в лучшую школу, одним словом — всесторонне развивают.

 Взамен он просто должен стать везде лучшим и дополнить семью бриллиантом своего блеска. А манипуляция тут проста. На каждый успех ребенка родители парируют, что тот мог лучше, быстрее и масштабней. Родители давят и давят, думая, что делают огранку таланту. А ребенок ощущает, что он в семье урод.

Ему кажется, что его любят только за медали и грамоты. Думает, что любовь нужно заслужить. Если ребенок ведомый, то и во взрослой жизни будет искать тирана.

Если же в такой семье рождается ведущий, то он быстро раскусит манипуляцию родителей, и начнет делать все наоборот: нахватается двоек, бросит хоккей и станет бардом.
Вариант 4

Родители – вечно “больные” люди

 Хвататься за сердце, капать валерьянку, прикладывать ко лбу мокрое полотенце — сцена из дешевого родительского театра. К нему еще добавляются возгласы типа:

  • «Ты меня в могилу хочешь свести»;
  • «Хочешь до инфаркта довести»;
  • «Вот умру, ты и на могилу приходить не будешь».

 Или капают на мозги фразами:

  • «Не задерживайся допоздна, а то если прихватит у меня сердце, то я и скорую вызвать не смогу»;
  • «Еще одна двойка, и у меня будет повторный инфаркт» и т.д.

 Некоторые родители настолько часто играют подобные спектакли, что дети перестают на это реагировать. И не дай Бог, чтобы у такой мамы реально прихватило сердце, а помощь от ребенка не последовала.
Вариант 5

Обиды

 В каждой семье найдется такой обиженный, на котором воду возить боятся все. Помните, в мультфильме «Вини Пух» ослика Иа? Он всегда и всем был недоволен, только потом нашел в себе силы порадоваться кувшину из под меда, лопнувшему шарику и своему хвостику. А до этих пор он бубнил и бубнил.

 Такие люди кажутся покорными, они смиренно принимают тягости жизни и бубнят, бубнят и бубнят:

  • «Ну, что поделать, сколько мне там осталось жить»;
  • «У меня уже все было, теперь можно просто коротать жизнь»;
  • «Ничего, я на море ни разу не была, так что могу и не поехать».

 Такой манипулятор вызывает чувство вины у счастливчиков и весельчаков:

  • «Веселитесь, а я поплачу»;
  • «Ты иди, а я сам себе укол сделаю»;
  • «Не думай обо мне, это мелочь, наслаждайся жизнью, а я как-то сам».

 Все свои фразы они обычно сопровождают мимикой и мизансценами: опущенные плечи, потухший взгляд, тихий голос. Манипулятор овладевает техникой «страдания» в совершенстве и благополучно терроризирует все семейство, особенно детей.
Вариант 6

Любовь нужно заслужить

 Манипуляторы давят на жалость, воспитывают чувство вины и закаляют детей в мысли, что любят их за что-то, а не просто так. Любовь становится бонусом, призом или «твердой» валютой.

 Стандартные фразы таких манипуляторов:

  1. «Все, я больше с тобой не дружу».
  2. «Тебя не за что любить».
  3. «Живи, как знаешь, ты мне больше не друг».
  4. «Любовь — это поступки, а твои говорят об обратном».

 Что может быть хуже для ребенка, чем потерять любовь родителей? Для него рушится весь мир, земля уходит из под ног, и тухнет солнце. И он пойдет на все что угодно, лишь бы заслужить родительскую любовь.

Но спустя какое-то время такого воспитания ребенок осознает, что любовь — это бартер. Он маме пятерочку по математике, а оно ему новую машинку.

Со временем любовь может просто обесцениться, а все родительские выпады будут восприниматься, как сторонние шумы. Заключение

Заключение

 Манипуляция рано или поздно приводит к негативным последствиям. Дети вырастают безвольными, подкаблучниками, озлобленными, неудачниками, а потом и вовсе копируют своих родителей, и дают уже второе поколение себе подобных. Как же выйти из этого порочного круга? Начните первыми.

Если ваше детство уже сложилось иначе, сделайте все, чтобы из вашего «гнезда» вылетели крепкие и сильные «птицы». Стройте с ребенком правильные, доверительные и взрослые отношения.

Воспитывайте лидера, культивируйте собственное мнение ребенка, развивайте его таланты и разрешайте ему самостоятельно ошибаться.

Источник:

Источник: http://ekran-stroka.ru/roscherk-04/5688-pochemy-nelzia-manipylirovat-rebenkom-6-strashnyh-roditelskih-oshibok

Дети-лидеры и дети-ведомые. Выпуск 2010-07-14 – Психологос

Ведомый ребенок

Дорогие коллеги!

Предоставляю вам на суд некоторые размышления о детях-лидерах и детях-ведомых. Как всегда, мне важны ваши мнения.

Дети-лидеры

Некоторые дети – лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих.

Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то – взрослые или другие дети – скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях.

Дети-лидеры делают окружающих вокруг них – ведомыми.

Не очевидно, что перспективы ребенка-лидера самые радужные. Во-первых, у ребенка-лидера часты конфликты с родителями на почве борьбы за власть. Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется умным взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре. Он может остаться активным диким волчонком, имеющим проблемы во взрослой жизни.

Дети-лидеры изначально воспринимают всерьез только тех, кто равен им по силе либо превосходит их. Впрочем, иногда их можно поймать на манипуляции, сыграв на их желании проявить себя уже большим и взрослым: “Помоги мне, маленькой и слабой!”

Какие парные черты характера обычно присущи детям-лидерам

Прямой жесткой связи: ребенок-лидер значит ребенок-манипулятор – нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый – лукавым. При этом несколько чаще дети-лидеры все-таки чаще проявляют себя манипуляторами: активности и смелости у них больше, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры к детям приходят позже.

Дети-лидеры чаще Силовики, чем Душки. Быть Душками чаще учатся дети-ведомые.

Дети-ведомые

Некоторые дети – ведомые с рождения. Им легче включиться в то, что им предлагают, чем самим выступить в роли организующего начала. Ведомым ребенком управляют либо уверенные в себе взрослые, либо другие дети, дети-лидеры.

Не очевидно, что перспективы ребенка-ведомого непременно печальные, они просто во многом зависят от того, какого их окружение. Если на них влияют ленивые и недалекие родители, ребенок усваивает их надалекие ценности.

Если такого ребенка включают в свою компанию хулиганствующие сверстники, он ведется за ними.

Если родители обучают ведомого ребенка самостоятельности и ответственности, он усваивает это и становится самостоятельным, ответственным и культурно развитым человеком. См.→

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность – это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Самостоятельность нужно предоставлять дозированно, чтобы с каждой порцией самостоятельности ребенок мог справиться. И обеспечив условия, чтобы ребенок в трудной для него ситуации не пошел по психологических защит, выработки позиции Жертвы.

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. Ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки.

Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выгодский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: “Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка”. Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого овнутряется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам.

Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, “генетически произвольные действия возникают… скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям”.

Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется».— «Поди, напейся».— «Идти не хочется».

Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,— отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей».

Тот выпил и успокоился.

Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: “Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!” – и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь.

Еще раз – успехов всем!

С уважением, проф. Николай Иванович Козлов

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/deti-lidery-i-deti-vedomye.-vypusk-2010-07-14

Дети-лидеры и дети-ведомые. Выпуск 2010-07-14

Ведомый ребенок

Дорогие коллеги!

Предоставляю вам на суд некоторые размышления о детях-лидерах и детях-ведомых. Как всегда, мне важны ваши мнения.

Дети-лидеры

Некоторые дети — лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих.

Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то — взрослые или другие дети — скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях.

Дети-лидеры делают окружающих вокруг них — ведомыми.

Не очевидно, что перспективы ребенка-лидера самые радужные. Во-первых, у ребенка-лидера часты конфликты с родителями на почве борьбы за власть. Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется умным взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре. Он может остаться активным диким волчонком, имеющим проблемы во взрослой жизни.

Дети-лидеры изначально воспринимают всерьез только тех, кто равен им по силе либо превосходит их. Впрочем, иногда их можно поймать на манипуляции, сыграв на их желании проявить себя уже большим и взрослым: «Помоги мне, маленькой и слабой!»

Какие парные черты характера обычно присущи детям-лидерам

Прямой жесткой связи: ребенок-лидер значит ребенок-манипулятор — нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый — лукавым. При этом несколько чаще дети-лидеры все-таки чаще проявляют себя манипуляторами: активности и смелости у них больше, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры к детям приходят позже.

Дети-лидеры чаще Силовики, чем Душки. Быть Душками чаще учатся дети-ведомые.

Дети-ведомые

Некоторые дети — ведомые с рождения. Им легче включиться в то, что им предлагают, чем самим выступить в роли организующего начала. Ведомым ребенком управляют либо уверенные в себе взрослые, либо другие дети, дети-лидеры.

Не очевидно, что перспективы ребенка-ведомого непременно печальные, они просто во многом зависят от того, какого их окружение. Если на них влияют ленивые и недалекие родители, ребенок усваивает их надалекие ценности.

Если такого ребенка включают в свою компанию хулиганствующие сверстники, он ведется за ними.

Если родители обучают ведомого ребенка самостоятельности и ответственности, он усваивает это и становится самостоятельным, ответственным и культурно развитым человеком. См.>

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Самостоятельность нужно предоставлять дозированно, чтобы с каждой порцией самостоятельности ребенок мог справиться. И обеспечив условия, чтобы ребенок в трудной для него ситуации не пошел по психологических защит, выработки позиции Жертвы.

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. Ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки.

Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выгодский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: «Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка». Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого овнутряется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам.

Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, «генетически произвольные действия возникают… скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям».

Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется».— «Поди, напейся».— «Идти не хочется».

Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,— отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей».

Тот выпил и успокоился.

Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: «Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!» — и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь.

Источник: http://www.all-tests.ru/deti-lidery-i-deti-vedomye-vypusk-2010-07-14.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть