Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

Содержание

Проект по развитию мелкой моторики рук

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

 Ахтырко Виктория Сергеевна,
учитель-логопед  МАДОУ “Детский сад № 126”, 
г. Хабаровск

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо…

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыкам.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать.

Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Основная цель и задачи

Целью данного проекта является углубление теоретических знаний и расширение практического инструментария педагога в работе над интенсивным развитием мелкой моторики дошкольников.

Задачи:

  • отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;
  • анализа литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.

Работа с родителями

Практическая значимость данной работы определена в трёх аспектах:1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.2.

Представлен систематизированный материал по развитию тонких координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.

3.

Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

Комплекс игр и упражнений предусматривает работу по четырем блокам:

I блок. Пальчиковая гимнастика

  • гимнастика в стихах,
  • игры с палочками,
  • игры с шариками,
  • самомассаж пальчиков,
  • массаж пальчиков массажером.

II блок. Веселый карандашик

  • штриховка,
  • работа с трафаретами,
  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • волшебные узоры,
  • лабиринты.

III блок. Творческий: 

  • работа с пластилином,
  • работа с бумагой

IV блок. Организационно-методический

  • знакомство с тетрадью;
  • ориентировка в пространстве листа

V блок. Диагностика (Приложение 4):

  • методика “Домик”,
  • методика “Дорожки»

Для родителей были подготовлены консультации по темам:

  • «Зачем нужна мелкая моторика?»,
  • «Приемы развития мелкой моторики»,
  • «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».

Основная часть

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому этот вопрос в дошкольном учреждении нужно поднимать уже с двух лет.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 4-5 лет не теряет своей актуальности и значимости.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше и сильнее взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.

Чем больше мастерства в детской руке, тем он успешнее усваивает образовательный процесс, и тем он умнее.

Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеются в виду движения рук ребенка): чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) – эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики.

Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений.

Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев.

Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как несведущая рука оказывается ущербной.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь несведущую руку сделать более активной.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

Заключение

В заключении можно сделать вывод:

Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте
Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Поэтому в своей группе я решила развитию мелкой моторики уделять специальное внимание. Ежедневно, в начале и в конце занятий мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

В работе с детьми используем развивающие пособия: рамки, шнуровки, упражнения с водой и крупой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения.

Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Источник: http://xn----8sb3aemcew1d.xn--p1ai/proekt-po-razvitiyu-melkoj-motoriki-ruk-um-rebyonka-nahoditsya-na-konchikah-ego-paltsev/

«Ум ребенка – на кончиках пальцев»: 16 тактильных игр для детей до года

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество тактильных игр и упражнений, помогающих малышу совершенствовать чувствительность пальчиков.

1-3 месяца

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение.

Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам.

Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать их характер и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (Указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки.)
Шпалы-шпалы, (Поглаживаем ребенка поперек спинки.)
Ехал поезд запоздалый. (Рукой, сжатой в кулак, проводим по спинке ребенка с легким нажимом.)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.

(Легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев.)
Пришли куры – поклевали, (Указательным пальцем ставим точки на спинке отрывистыми движениями.)
Пришли утки – пощипали, (Слегка пощипываем кожу ребенка.)
Пришел слон – потоптал, (Ладонью ставим следы на спинке.)
Пришел дворник – все убрал.

(Кончиками пальцев поглаживаем по спине – сметаем.)

Эту тактильную игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней.

Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т. д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые он учится сравнивать.

Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20–30 см гирлянду с игрушками разной фактуры (шероховатыми, гладкими, с пупырышками, пушистыми и др.). Взмахивая ручками, кроха будет случайно задевать игрушки, а затем станет это делать целенаправленно.

Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать.

Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2–3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т. д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать. Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразные вещи для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть любым: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы.

Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя кроху с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т. д.

– в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера (коробки форм), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха берет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с ней, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у нее глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой.

Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как и с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.

Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородными материалами. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания.

Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает различный тактильный опыт.

Всякий раз проговаривайте тактильные ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Такие игры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик.

Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой.

Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения.

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики.

Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина». Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму.

9-12 месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Покажите ребенку, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге окрашенные листья деревьев и т. п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы. Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

Свойства предметов. Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку, потрогай, какой гладкий камешек».

Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала. Проговаривайте обозначения тактильных ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т. д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы.

Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных.

Можно приобрести книги с мягкими пухлыми страницами из ткани различной фактуры.

Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность. 

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5–6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет.

Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его, основываясь на тактильных ощущениях. С помощью пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен.

Тем не менее на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь ощупываний он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о нем. Эта игра тренирует тактильную чувствительность.

Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/5545/um-rebenka-na-konchikah-palcev-16-taktilnyh-igr-dlya-detey-do-goda

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

Почему так важно учить ребенка как можно точнее владеть пальцами рук и всем телом? Дело в том, что изначально кора головного мозга у всех млекопитающих развивалась с целью сделать движения тела более точными и скоординированными. Чем больше разнообразных движений совершает животное, тем больше у него развиты высшие отделы головного мозга.

Способность к речи (а это еще одно, хотя и очень сложное движение, способность к самоконтролю и управлению эмоциями) также связана со способностью контролировать тело. Поэтому чем лучше дети умею владеть своим телом, тем более эффективно работает их мозг во время обучения, социальных взаимодействий и в ситуации стресса.

Один из наиболее эффективных способов развивать мозг малыша — помогать ему совершенствовать точные движения пальцев и кистей рук. И как с любым другим навыком, лучше и эффективнее всего это получается в увлекательных играх с мамой!

Мудрость предков

В традиционных культурах всех стран существовали пальчиковые игры, сопровождающиеся припевами, прибаутками, считалками. Все помнят самые известные русские народные «сорока-ворона кашку варила», «мальчик-пальчик, где ты был». Мамы нежно ворковали с детками и при этом как бы невзначай развивали мелкую моторику маленьких пальчиков.

Развивающие игры для детей от 1 года с плюшевым зайкой
Малышу уже исполнился год, и настала пора подумать, как организовать развивающие занятия. Иногда мамы теряются, с чего начать? Конечно, с игр с плюшевым зайкой!

Фольклористы напоминают, что до 3−4 часов в день дети в традиционной деревенской семье зимой проводили за играми в пальчики, ладушки, веревочки и просто любые мелкие предметы.

Нейропсихологи говорят, что не так уж много современных детей могут, например, одновременно кидать мячик в стенку, рассказывать считалку и следить за соблюдением правил (как в игре «Я знаю пять имен мальчиков…”), в то время, как дети, выросшие в традиционных культурах, легко справляются с подобными «мультизадачными» активностями.

Мамы могут многое!

Один из хороших способов скомпенсировать отсутствие большой разновозрастной деревенской компании, постоянно играющей друг с другом, — это играть со своим малышом каждый день в пальчики и ходить на занятия туда, где ребенок увидит, как это весело, водить хороводы и играть в ладушки вместе.

Уже с года малыши с удовольствием участвуют в коллективных играх, учатся управлять непослушными ладошками, соблюдать очередность и правила, замечать называть и контролировать свои эмоции, когда что-то не получается или, наоборот, удается.

Хлопать в ладоши нужно правильно
Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Пальчиковые игры

В первые годы жизни именно эти игры незаменимы для развития мозга. Когда детки подрастают, пальчиковые игры можно усложнять — это активизирует речевые центры мозга, развивает умение малыша подражать взрослым, вслушиваться в нашу речь и понимать ее.

Во время таких игр ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! Произвольно управлять своим вниманием ребенок научиться только к возрасту 6−7 лет и от этого во многом будут зависеть его школьные успехи.

А еще с помощью пальчиковых игр хорошо развивать фантазию и воображение. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

✓ Игры с фактурами

Старайтесь давать ребенку как можно больше разнообразных предметов для ощупывания и изучения. Пусть в доступе у малыша будут кастрюльки и крышки, коробки, баночки и ящички самых разных размеров.

Пусть он пробует шершавое, гладкое, твердое, мягкое, теплое и холодное. Знакомится с деревом и пластмассой, шерстью и шелком, железом и мрамором.

А уж на прогулке какое раздолье: палочки, камешки, листья и каштаны, — сколько разных текстур! Самое главное, играйте со всем этим вместе.

Показывайте, называйте, просите подумать, на что похож предмет и как его можно использовать. Только не забывайте, что детей до 3 лет нельзя оставлять наедине с мелкими предметами.

✓ Игры с водой

Переливайте воду из стакана в стакан. Когда ребенок научится ловко с этим справляться, сделайте в стакане пометку фломастером или наклейкой и просите налить воду точно до этого места.

https://www.youtube.com/watch?v=XWCQmZZzCrI

Учите малыша набирать и выжимать воду губкой.
Покрасьте воду в разные цвета с помощью гуаши или акварели (или с естественными красителями — свекольным и морковным соками, например) и покажите ребенку, как набирать воду пипеткой и переливать в другую емкость.

Какое направление занятий выбрать?

Есть масса различных методик, развивающих пальчики и мозг малыша. И на самом деле не так уж принципиально, какую вы выберете.

Для детей гораздо важнее наша вовлеченность. Выбирайте направление, которое радует ваше сердце. Любите традиционную культуру и обожаете петь? Идите в фольклорную студию. Нравится идея колеса года, ритуалов, взвешенности и умиротворения? Добро пожаловать на вальдорфские занятия. Больше по душе размеренность и порядок, четкость и аккуратность? Выбирайте методику Марии Монтессори.

Не можете определиться? Пробуйте разное! Дети тянутся за тем, что доставляет нам удовольствие, они интуитивно понимают: раз мама-папа-бабушка так увлечены, на это стоит обратить внимание, стоит стараться. Чтобы быть в этом таким же хорошим и успешным, как любимый взрослый.

✓ Лепите!

Запаситесь глиной и пластилином, подходящими по возрасту для вашего ребенка. Делайте с малышом соленое тесто и лепите из него фигурки. Привлекайте детей к помощи в приготовлении еды — особенно когда печете.

Все малыши любят возиться с тестом! Глину, тесто и пластилин можно щипать, катать, давить, мять и вытягивать.

Если есть возможность, заведите дома песочницу с кинетическим песком — его обожают все дети и готовы часами играть с песком, оттачивая движения кисти и пальцев.

✓ Игры с мелкими предметами

Наверняка в каждом доме есть мозаика, фасолинки и макаронинки, бусинки, различные шарики и камешки. Из них можно выкладывать узоры. Учиться брать их пальчиками, а не всей ладошкой, пытаться сортировать большие и мелкие предметы, например, выбирать фасоль из гречки.

Анна Хегай Консультант — Екатерина Шаблова, ведущий педагог Родительской Школы «Драгоценность»

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/59816-um-na-konchikakh-palcev-zanyatiya-dlya-melkoi-motoriki/

Ум на кончиках пальцев,или как мы развиваем мелкую моторику

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

    Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

   Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей.Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

 Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

                             Игры на развитие мелкой моторики

Наши успешинки увлечённо нанизывают бусы на шнурочки,стараются подобрать бусинки по цвету,размеру.Конечно,не все сразу получается,но детки очень стараются,поэтому так радуются первым успехам.А бусы мы сделали из простых катушек,раскрасив их в самые разные цвета.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. “Рыбак”

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. “Удочку” малыш должен держать одной рукой.

2. “Дорожка”

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. “Волшебная ложечка”

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. “Сладкий чай”

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. “Салют”

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. “Сделай комочек”

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. “Подзорная труба”

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. “Собери палочки”

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в “замок”, локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. “Лабиринт”

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. “Бусы”

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. “Пройди по дорожке”

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. “Фигурки”

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. “Сюрприз”

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. “Прищепки на корзинке”

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. “Разноцветные прищепки”

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. “Угощение”

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. “Шишки на тарелке”

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. “Обведи предмет”

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. “Волшебный узор”

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. “Пришей пуговицу”

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. “Разноцветные снежинки”

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. “Зашнуруй ботинок”

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. “Волшебная пипетка”

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. “Маленький аптекарь”

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. “Покрути шишку”

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. “Покатай шишку”

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. “Поймай шишку”

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. “Грецкий орех”

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. “Пересыпь орешки”

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. “Орехи на подносе”

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. “Зёрнышки”

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. “Ласковое пёрышко”

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. “Снеговик”

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

2. “Цветик-семицветик”

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

1. “Грибочек”

2. “Зайчик”

3. “Ежик”

4. “Бабочка”

5. “Елочка”

Материалы с сайта :http://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova

Источник: http://madou40-tomsk.ru/nashi-gruppy-3/iii-korpus/gruppa-uspeshinki/nashi-budni

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть