Требования к преподавателю вуза при приеме на работу

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа

Требования к преподавателю вуза при приеме на работу

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность преподавателя ВУЗа принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательной организации не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук – без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель ВУЗа должен знать:

– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;

– локальные нормативные акты образовательной организации;

– образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– порядок составления учебных планов;

– правила ведения документации по учебной работе;

– основы педагогики, физиологии, психологии;

– методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания;

– методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

– требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

– основы экологии, права, социологии;

– правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Преподаватель ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Преподаватель ВУЗа:

2.1. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

2.2. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательной организации.

2.3. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ.

2.4. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

2.5. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.6.

Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.

2.7. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

2.8. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательной организации.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов деятельности [института, университета] и вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.

3.4. Занимать выборные должности (заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.).

3.5. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Требовать от администрации [института, университета] организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. Обжаловать приказы и распоряжения администрации [института, университета] в установленном законодательством порядке.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].

4. Ответственность

Преподаватель ВУЗа несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya-vuza

Как стать преподавателем ВУЗа?

Требования к преподавателю вуза при приеме на работу

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией.

А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе.

Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год.

Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу.

Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. 

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент – это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы.

Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени.

При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор.

Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора – деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов.

Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе.

К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской – это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно,

3 способа разместить свою статью в eLIBRARY самостоятельно

Источник: https://www.ru-science.com/ru/blog/publikaciya-nauchnyh-statej-vak/kak-stat-prepodavatelem-vuza

Конкурс для профессора: принимаем на работу преподавателя вуза

Требования к преподавателю вуза при приеме на работу

Трудовое законодательство предъявляет специальные требования к оформлению трудовых отношений с профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений.

Прежде всего, речь идет о проведении конкурсного отбора перед заключением трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников.

Сегодня мы вместе разберемся, какие возникают проблемы при оформлении трудовых отношений с этой категорией работников, а также поговорим о порядке проведения процедуры конкурсного отбора.

Трудовое законодательство предъявляет специальные требования к оформлению трудовых отношений с профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений.

Прежде всего, речь идет о проведении конкурсного отбора перед заключением трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников.

Сегодня мы вместе разберемся, какие возникают проблемы при оформлении трудовых отношений с этой категорией работников, а также поговорим о порядке проведения процедуры конкурсного отбора.

Особенностям труда педагогических работников в Трудовом кодексе Российской Федерации посвящена глава 52. Она содержит специальные нормы, которыми нужно руководствоваться в трудовых отношениях с профессорско-преподавательским составом вузов помимо общих норм.

Так, например, в части второй статьи 331 ТК РФ содержится перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. К ним относятся лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу решением суда;
  • имеющие неснятую и непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Однако в настоящее время выполнение требований законодательства относительно последнего ограничения при приеме на работу весьма затруднительно. В первую очередь это связано с отсутствием нормативного правового акта, устанавливающего перечень заболеваний, наличие которых препятствует педагогической деятельности.

Сложности с выполнением законодательных норм возникают также потому, что нет установленного механизма проверки со стороны учебного заведения сведений о состоянии здоровья, предоставляемых претендентом на занятие должности педагогического работника.

Дело в том, что эти данные составляют врачебную тайну, и поскольку право образовательного учреждения проверять такие сведения законодательно не закреплено, эта норма остается чисто декларативной.

Основная особенность заключения трудового договора с преподавателями вузов связана с тем, что заключению договора должно предшествовать избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (ч. вторая ст. 332 ТК РФ).

Причем Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников должно утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. шестая ст. 332 ТК РФ).

Сейчас установлено, что положение о замещении должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высшем учебном заведении утверждаются федеральным органом управления образованием*.

Такое Положение было утверждено приказом Минобразования России** до внесения изменений в главу 52 Трудового кодекса. Оно определяет порядок и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров между высшим учебным заведением и его преподавателями.

Согласно статье 332 Трудового кодекса, конкурс на замещение вакантной должности научно-педагогического работника проводится как в случае необходимости заключения трудового договора на неопределенный срок, так и при заключении срочного трудового договора. Если с работником заключен договор на неопределенный срок, то конкурс проводится один раз в пять лет.

В случае срочного трудового договора конкурс на замещение должности объявляется не позднее чем за два месяца до его истечения. Причем если работник, замещающий должность научно-педагогического работника по срочному трудовому договору, не избран на должность или не изъявил желание участвовать в указанном конкурсе, трудовой договор с ним прекращается (ч. седьмая ст.

332 ТК РФ).

Появление возможности заключения трудовых договоров с преподавателями вузов как на определенный, так и на неопределенный срок, а также право продлевать по результатам конкурса срочные трудовые договоры без их расторжения, способствует удержанию ценных научно-педагогических кадров.

Кроме того, введение этих норм решает многие практические проблемы кадрового делопроизводства, так как теперь значительно уменьшился объем работы, связанной с оформлением увольнений по истечении трудовых договоров, а также с оформлением приема на работу заново, после очередного прохождения процедуры конкурсного отбора.

Законодательно определены случаи, когда конкурс на замещение должности научно-педагогического работника не проводится.

К таким случаям относится заключение трудового договора с совместителями или для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы (на срок до выхода на работу отсутствующего работника).

Не проводится конкурс и при замещении должностей научно-педагогических работников во вновь создаваемых высших учебных заведениях до начала работы их ученого совета. В последнем случае трудовой договор заключается на срок не более одного года (ч. четвертая ст. 332 ТК РФ).

Мы обратились к работодателям с вопросом:

Удается ли на практике соблюдать требование части второй статьи 331 ТК РФ о недопущении к педагогической деятельности лиц, имеющих заболевание, установленное специальным перечнем?

Анастасия ВЕРЕТЕЛЬНИКОВА,
инспектор отдела кадров педагогического университета (г. Самара):

– Принимая на работу, мы спрашиваем медицинскую книжку. Других способов проверить эти сведения на данный момент нет.

Виктория МОРОЗОВА,
директор филиала негосударственного университета (г. Хабаровск):

– У нас все преподаватели проходят медицинский осмотр. По результатам консилиума врачей выносится вердикт и ставится запись в медицинскую книжку–годен к профессии или нет.

Марина СВЕЧНИКОВА,
специалист по кадрам юридического университета (г. Волгоград):

– Очень сложно соблюсти это требование, особенно когда много совместителей. Учебный процесс не терпит промедлений, поэтому иногда приходится оформлять на работу, а потом приносят уже заключение врачей.

Екатерина СИНЕВА,
начальник отдела кадров политехнического института (г. Нижний Новгород):

– Хорошо, когда есть прикрепление сотрудников вуза к поликлинике. Тогда вопрос о медосмотре снимается. Но в нашей практике мы надеемся только на порядочность преподавателей.

Как объявляется конкурс

Не позднее окончания учебного года ректор (проректор) высшего учебного заведения объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора или заканчивается срок предыдущего избрания по конкурсу при заключении трудового договора на неопределенный срок.

Эта информация обязательно помещается на доске объявлений вуза (факультета или филиала). Именно по этим должностям не позднее чем за два месяца до окончания срока трудового договора объявляется конкурсный отбор.

Однако если в течение учебного года какая-нибудь должность научно-педагогического работника оказывается вакантной, то конкурсный отбор в таком же порядке объявляется в течение учебного года.

Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором или руководителем филиала) в периодической печати (например, в газетах) и других средствах массовой информации (например, через местное телевидение или радио), не менее чем за два месяца до его проведения. Претенденты на должность должны в течение месяца со дня опубликования этого объявления подать заявления для участия в конкурсе (образец).

Претенденту для участия в конкурсе может быть отказано в приеме заявления, если он не соответствует квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным специальным нормативным актом, либо если он нарушил установленные сроки подачи заявления.

Такой отказ вправе осуществить должностное лицо вуза, ответственное за организацию и проведение конкурсного отбора. Если для участия в конкурсе не подано ни одного заявления, то конкурс не проводится.

Эти вакантные должности до проведения нового конкурса чаще всего замещаются внутренними или внешними совместителями, а также преподавателями на условиях почасовой оплаты.

Пример

Галина Д. решила подать документы для участия в конкурсе на замещение должности старшего преподавателя кафедры теории государства и права. Однако когда она принесла свое заявление, председатель конкурсной комиссии отказал ей в приеме документа.

Согласно квалификационным требованиям, претенденты на замещение данной должности должны были иметь высшее образование, стаж научно-педагогической работы не менее трех лет и ученую степень кандидата наук. Галина же указанной ученой степени не имела.

Порядок проведения конкурса

Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (ученом совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного ания, которое проводится с помощью бюллетеней (образец бюллетеня на стр. 27).

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший наибольшее число членов ученого совета (не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в ании).

Причем ученый совет правомочен принимать такие решения, если на заседании ученого совета присутствует не менее двух третьих списочного состава его членов. Если претенденты получили равное количество , на том же заседании ученого совета проводится повторное ание.

Если ни один из кандидатов на должность не получил более 50 процентов , то конкурсный отбор признается несостоявшимся.

По результатам конкурсного отбора и после заключения с работником трудового договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме на научно-педагогическую должность по соответствующей кафедре.

Сегодня мы выяснили, в чем состоит особенность оформления трудовых отношений с профессорско-преподавательским составом вузов, рассказали о том, как объявляется конкурс на замещение таких должностей, поговорили о порядке его проведения. В следующем номере мы посмотрим, какие проблемы возникают на практике при проведении процедуры конкурсного отбора и как их разрешить.

* Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. №264.

** Приказ Минобразования России от 26 ноября 2002 г. №4114.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/67990-qqk-konkurs-dlya-professora-prinimaem-na-rabotu-prepodavatelya-vuza

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть