Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

Содержание

Самые популярные методики развития детей всех возрастов (видео материал)

Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

Данная методика подходит для развития детей в возрасте от 3 до 12 лет. Автор методики Вячеслав Воскобович по специальности инженер-физик. На создание развивающей методики его подтолкнули собственные дети, о развитии которых он думал больше всего. В результате, в начале 90-х годов родилась его методика, которая более чем востребована до сих пор.

Принцип его методики «от практики к теории». В результате игр малыш решает массу различных интересных задач, и совершенно незаметно для себя познает цифры, буквы, формы, цвета и т.д. Отлично тренируется моторика рук, совершенствуется речь, мышление, воображение, память и логика.

Методика Гленна Домана

Данная методика рассчитана на детей в возрасте от 2 до 4 лет. Автор методики Гленн Доман американский врач-физиотерапевт.

Благодаря своим ученым знаниям в области функций мозга, он изобрел уникальную методику развития. Он предлагает с раннего возраста давать ребенку огромный объем знаний с помощью специальных карточек.

Причина проста – мозг ребенка в этом возрасте впитывает все как губка.

Методика Сесиль Лупан

Данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет. Автор методики Сесиль Лупан не была ни психологом, ни педагогом. Она была успешной актрисой, которая оставила карьеру и занялась воспитанием детей. В основу ее методики вложена идея Гленна Домана.

Воспитание своих дочерей она осуществляла по его методике, но с учетом того, что не все получалось так, как хотелось, она внесла в нее свое новаторство. Она считает, что развитие ребенка исключительно индивидуальный процесс.

И нужно осуществлять воспитание не просто по возрастной категории, как у Домана, а именно по умственным и творческим способностям каждого отдельного ребенка. Ее книга называется «Поверь в своего ребенка».

Методика Масару Ибуки

Данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет. Массару Ибука также не имеет ничего общего с психологией и педагогикой. Это один из основателей всемирно известной компании Sony. Его методика также очень похожа на методику Домана, но есть небольшая разница.

Масару Ибука убежден в том, что именно в первые 3 года ребенок усваивает абсолютно всю информацию. Буквально с пеленок необходимо вкладывать в его ум максимум. После 3 лет уже возможности такой не предоставится. Его книга так и называется «После трех уже поздно».

Аудиверсию книги вы можете послушать по следующему видео материалу.

Методика Николая Зайцева

Методика подходит для детей от 1 до 10 лет. Николай Зайцев настоящий педагог, который создал целую систему развития детей самых различных возрастов и в самых различных направлениях.

Он не просто вложил свой личный опыт, а подошел к вопросу исключительно с научной педагогической точки зрения. В его системе есть все: обучение чтению, письму, математике, иностранному языку и т.д.

Но главная задача лежит именно на плечах родителей, которые должны соблюдать следующие постулаты:

  • Обучение ведется от общего к частному и от частного к общему.
  • Обучение ведется от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  • Необходимо обеспечивать наглядность, используя различные каналы восприятия.
  • Необходима четкая системная подача материала.
  • Весь учебный процесс должен быть алгоритмизирован.
  • Необходимо учитывать физиологию восприятия учебной информации и охранять здоровье учащихся.

Методика Никитиных

Данная методика подходит для детей от 2 до 17 лет. Никитины Борис Павлович и Елена Алексеевна по образованию педагоги. Но самое главное, они являются родителями семерых детей.

Этот бесценный опыт воспитания они и предложили в качестве уникальной методики. В основе методики игры детей с родителями, в процессе которых происходит развитие логического и образного мышления.

В качестве предметов для задач и их решений предлагаются пластилин, кубики, карандаши, рисунки и т.д.

Школьные системы обучения

Кроме авторских методик воспитания и развития детей, существуют также и системы обучения детей школьного возраста, которые значительно отличаются от общепринятой.

Система Занкова

Данная система обучения школьников от 6 до 10 лет не предусматривает никаких принудительных занятий. Цель обучения – вызвать у детей собственный интерес к познанию окружающего мира, к желанию изучать и выполнять задачи без посторонней помощи.

Вальдорфская система

Эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет). Обучение заключается в том, что учебный материал ребенок получает только тогда, когда он к нему готов. Здесь также нет оценочных систем. Обучение ведется по всем направлениям, в том числе два иностранных языка, музыкальные инструменты и творческая работа (вышивание, лепка, резьба).

Система Ховарда

Эта система основана на углубленном изучении английского языка, подходит для детей от 6 до 10 лет. Суть системы в том, чтобы буквально с начальных классов изучать все предметы на английском языке – сначала слова, словосочетания, чтение, а далее изучение таких предметов как математика, физика, география и т.д. также на английском языке.

Система Эльконина-Давыдова

Эта система поистине уникальна. Подходит для школьников всех возрастов. Суть системы в том, что детям не предлагаются привычные нам теории, правила, аксиомы.

Детям даются лишь научные понятия, а уже аксиомы и правила дети предлагают сами, исходя из своих рассуждений и аргументов. Более того, детей учат слушать чужую точку зрения, принимать ее, но требовать доказательств и аргументов. Т.е.

принцип – в споре рождается истина. Обучение получается осознанным.

Источник: http://www.e-motherhood.ru/samye-populyarnye-metodiki-razvitiya-detej/

Раннее развитие ребёнка: узнаём новые тенденции и выбираем лучшее!

Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

За четверть века кардинально изменился подход к системе развития детей раннего возраста. Не отставайте от современных тенденций, узнайте о развивающих методиках, центрах развития и выберите для детей и себя оптимальный во всех отношениях вариант!

За последние десятилетия в мире произошло существенное изменение глубины понимания потребностей детей раннего возраста. Это связано с развитием знаний о психологии и изучением развития мозга человека.  Мы видим кардинальные изменения и в том, как часто и чем занимаются с детьми раннего возраста.

Исследования Бейби Сенсори свидетельствуют о том, что процесс образования нейронных связей в головном мозге ребёнка идёт наиболее активно именно в первые 6 месяцев жизни малыша и что формируются эти нейронные связи в результате получения малышом самого различного опыта.

К примеру, в Великобритании – родине Бейби Сенсори – молодая мама в первый год жизни малыша посещает различные группы, как развивающие, так и развлекательные, в среднем 5 раз в неделю — как для себя, так и для ребёнка.  

Американские родители, стремящиеся к тому, чтобы их малыш уже в трёхлетнем возрасте поступил в престижное образовательное заведение, активно развивают его коммуникативные навыки.

Ведь именно от навыков общения и умения социализироваться зависит – поступит ли ребёнок в престижную школу или нет.

Венздей Мартин в своей книге «Приматы Парк Авеню» в деталях описывает процесс определения сына в один из лучших детских садов (preschool) США, в ходе которого ребёнок в возрасте 3 лет сдаёт экзамен не на умение читать и писать, а на умение играть с другими детьми (play dates). 

Ранняя социализация – наше всё! Понимают это и российские мамы. Поэтому уже с раннего возраста ищут для своих малышей подходящие развивающие центры.

Мозг ребёнка развивается таким образом, что в первые годы его жизни наиболее приоритетным является физическое развитие, развитие органов чувств, социально-эмоциональное и речевое развитие. А вот навыки чтения, письма и счёта эффективно развивать не ранее 3-4-х лет, так как к этому возрасту становятся более восприимчивыми области головного мозга, отвечающие за такие способности.

Ранняя социализация малышей: когда начинать?

Психологи уверены – ранняя социализация ускоряет психическое развитие ребёнка, что позволяет ему легче адаптироваться к группам, детскому саду и в последующем к школе. Однако есть и противники этого мнения, уверенные, что осознанная социализация наступает с 4-х лет. А до этого для детей важнее общение  с мамой. 

Социализацию детей в раннем возрасте не стоит ассоциировать с разлучением с родителями. Мы все знаем о важности привязанности со значимым взрослым в первые годы жизни малыша. Таким значимым взрослым чаще всего становится мама.

Наличие крепкой связи обеспечивает возможности гармоничного развития детей, они чувствуют себя в безопасности и могут все свои силы направлять на рост и исследования.

Доктор Лин Дей – основательница программы Бейби Сенсори – солидарна с Гордоном Ньюфелдом в том, что крепкая связь – не мистическое явление, происходящее само собой исключительно на гормональном уровне, а особое явление, над созданием и поддержанием которого необходимо работать. 

Что касается ранней социализации, то именно социализация малыша вместе со значимым взрослым в ходе посещения совместных занятий, согласно исследованиям Бейби Сенсори, является наиболее эффективным способом для развития навыков социализации у малыша: ребёнок находится вместе с близким взрослым, чувствует себя в безопасности, укрепляется его связь с близким взрослым, а, следовательно, снижается уровень стресса и повышается уровень гормонов радости – и именно в таком состоянии он получает максимальную пользу от общения с другими детьми. 

Социальные навыки формируются в возрасте с рождения до 18 месяцев и зависят в большей степени от наличия опыта общения с другими детьми.

Еще одним положительным эффектом ранней социализации является формирование круга общения мамы, что позволяет ей делиться опытом с другими мамами, обрести новых друзей, а также снизить уровень стресса.

Доказано, что уровень стресса мамы в первый год жизни её малыша влияет на формирование базового уровня стресса ребёнка – поэтому маме необходимо делать всё для того, чтобы чувствовать себя менее тревожной и более гармоничной.

Совместные занятия: во что играть с ребёнком и как развивать

Дети охотно играют со взрослыми: папами и мамами, бабушками и дедушками. Это весело и интересно. Можно вместе рассматривать яркие книжки с крупными картинками, называть нарисованные на ней предметы, читать стихи или потешки.

Очень полезно развивать мелкую моторику, играя с кубиками или в сортер. Главное – делать всё вместе.  В занятиях с малышом важно полноценное участие взрослого (мамы или папы).

Но положительный эффект, который скажется на развитии ребёнка, будет лишь в том случае, если эти занятия будут нравиться и взрослому и ребёнку по-настоящему.

Сенсорное развитие

Малыши изучают окружающий мир во время бодрствования, игры. Сенсорное развитие происходит каждую минуту. Вроде бы, кроха взял пирамидку, кубик, колесо или мячик. Выбрал среди разноцветных игрушек красную или зелёную. Попробовал её на вкус, погрыз. Поднёс к ушку – а вдруг игрушка шумит?! Пощупал – гладкая она или шершавая.

Почувствовав разные запахи на улице, в парке, дома, малыш может даже сформировать предпочтения к определённым ароматам. Развитие органов чувств происходит при получении разного сенсорного опыта, в комплексе с положительными эмоциями.

Чем больше разных запахов, звуков, мелодий, инструментов и цветов будет доступно малышу, тем более широким будут его возможности в будущем.

Так, например, исследования Бейби Сенсори доказывают, что не стоит ограничивать ребёнка в знакомстве с цветовой гаммой и показывать ему исключительно натуральные цвета или же исключительно контрастные: цветовосприятие, чувство оттенков развивается в человеке в первые 12-18 месяцев его жизни и знакомство его с разными оттенками, к примеру, фиолетового, заложит потенциал для того, чтобы в будущем выросший ребёнок легко чувствовал разницу между сиреневым, лиловым и лавандовым. Также Доктор Лин Дей подчёркивает важность знакомства малыша с разными звуками и разными музыкальными жанрами – имеются исследования, доказывающие, что именно получение разнообразного музыкального опыта в младенчестве напрямую влияет на склонность ребёнка к изучению иностранных языков в школьном возрасте.

Физическое развитие ребёнка и игра

Взрослея, дети учатся владеть основными движениями. И пусть у них пока получается не совсем уверенно, но ведь всё ещё впереди! Заполняйте детский досуг играми на физическое развитие. Приветствуется всё, что связано с бегом, прыжками, ползанием, метанием, плаванием.

И хотя активные малыши похожи на батарейки, которые никогда не садятся, даже им нужен отдых. Поэтому подвижные игры, требующие большой затраты сил и энергии, всегда должны быть с перерывами. Даже если ребёнок отрицает, что устал.

Грудничковое плаванье может оказать благоприятное воздействие на физическое становление малышей под руководством специалистов, но и домашние упражнения и регулярные физические активности будут способствовать гармоничному становлению малыша.

Известно, что гармоничное физическое развитие в раннем возрасте имеет прямое следствие на успехи в обучении детей в дошкольном и школьном возрасте.

 Так, к примеру, согласно исследованиям Бейби Сенсори, мозг ребёнка устроен таким образом, что развитие навыков бросания мяча, в ходе которых задействуются одновременно мышцы и суставы плеча, предплечья и кисти, напрямую влияет на скорость развития речи ребёнка; а, например, во время ползания активно формируются и укрепляются нейронные связи в обоих полушариях одновременно, что в будущем определяет качество логического мышления и построения причинно-следственных связей.

Активное развитие речи ребёнка

Многогранное развитие ребёнка с рождения связано и с речью. С детьми надо разговаривать всегда! Даже когда им всего несколько дней. И пусть до первых слов ещё далеко – основа для них уже будет формироваться. 

Бейби Сенсори делится с мамами передовыми исследованиями нейропсихологов всего мира, результаты которых доказывают, что для того чтобы повысить эффективность развития речи малыша и заложить базу для богатого словарного запаса, необходимо вводить жесты в ежедневную коммуникацию с малышом, сопровождая простыми и понятными жестами свою речь.

В европейских странах и США уже много лет практикуется малышковый язык жестов (baby sign language). И он включен во многие образовательные программы, так как доказано – использование специального языка жестов в сочетании со словом позволяет иметь двусторонную коммуникацию с малышом уже до года, повысить темпы развития речи после года, а также благотворно влияет на развитие интеллекта в более старшем возрасте. Согласно исследованию Бейби Сенсори (сети развивающих классов из Великобритании) уже в 12 месяцев малыш может показывать до 70 жестов.

Проводя время с младенцем, комментируйте свои действия: вы кормите малыша, переодеваете его, рассказываете, что видите во время прогулки. Введение языка жестов в ваше общение каждый день позволит вам наладить контакт с малышом, развить его речь намного быстрее. Такая разговорчивость вашему ребёнку только на пользу!

Обзор международных развивающих методик: как выбрать то, что нужно?

Сегодня существует огромное количество разнообразных методик, направленных на раннее развитие детей. Программы можно условно разделить на развивающие и обучающие. Хотите узнать,  в чём разница? Развивающие методики помогают малышам изучать окружающий их мир в игровой форме. А обучающие – это уже учёба, пусть на детском уровне, но всё же…

Так как все родители стремятся к тому, чтобы их малыш учился в комфортной атмосфере, приоритет следует отдавать именно развивающим программам – дети их воспринимают положительно.

Доказано, что до 3-х лет имеет смысл заниматься с малышами исключительно развивающими программами.

Методика Бейби Сенсори

Эта уникальная методика была разработана в Великобритании. Она популярна и присутствует в 28 странах мира, в том числе в России. В Москве сейчас работает 10 центров Бейби Сенсори.

В чём же уникальность Бейби Сенсори (Baby Sensory)? Она – в самом подходе к развитию. Развитие с рождения по программе Бейби Сенсори происходит по таким направлениям, как физическое, эмоциональное и речевое. И вот в какой форме: в развивающих групповых классах, где интересно всем, дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы – полезную информацию для развития ребёнка.

Вас удивит, но с Бейби Сенсори дети активно проявляют интерес к другим малышам, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни. А ещё эта методика позволяет раскрыть детский потенциал уже с нежного возраста – в первые 365 дней жизни.

Классы всегда делятся с учетом возраста. Поэтому заниматься по Бейби Сенсори можно с первых дней жизни малыша – все активности на уроках будут соответствовать возрасту. Занятия в Москве проходят в разных районах города, что позволит вам выбрать ближайший центр развития.

92% крох, занимавшихся по программе Бейби Сенсори, превышают общепризнанные метрики развития, имеют более высокий средний уровень IQ по сравнению со сверстниками.

Методика Макото Шичида

Японский профессор Макото Шичида стал автором методики раннего детского развития, цель которой – стимулирование правополушарного развития ребёнка. Чтобы получить результат, необходимо плотно учиться по 30-45 минут. Те, кто уже пробовали ею заниматься, признавались, методика требует очень большого вовлечения мамы – то есть просто в игровой форме здесь заниматься с ребёнком не получится.

Методика Марии Монтессори

Эта методика очень популярна в нашей стране. По ней работают многие детские сады и развивающие центры. Цель методики – развитие чувств, речи и понимание у ребёнка порядка.

У нее есть «сильные» стороны» – к примеру, когда малыши определяют предметы тактильно, без использования органов зрения.

Однако есть и спорные  моменты – практически полное отрицание детского творчества и требование соблюдать ритуальность событий, повторяющихся каждый день.

Как выбрать методику развития для своего ребёнка

…Не зря говорится, что с рождением ребёнка рождается и мама. Растите и учитесь вместе со своим крохой! И не делайте его заложником модных и популярных развивающих методик просто потому, что «туда ходят все наши друзья».

 Для начала ответьте честно на такой вопрос – что вы хотите получить от раннего развития? Чтобы малыш быстрее научился читать, считать и в 6 лет уже цитировал сказки А.С. Пушкина? Или у вас другие цели – гармоничное и комфортное развитие, изучение окружающего мира в дружеской атмосфере, появление знаний без принуждения к учёбе?…

Выбираете второй вариант? Тогда у вас уже сейчас могут появиться надёжные и профессиональные помощники и друзья?

Записаться на пробное занятие Бейби Сенсори можно здесь!

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/ranee-razvitie-rebyonka-uznayom-novye-tendentsii-i-vybiraem-luchshee/

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.

Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.

Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.

Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.

Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.

В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/populyarnie-metodiki-rannego-razvitiya-detei

Самые эффективные методики воспитания детей – обзор и отзывы

Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

Эффективные методики воспитания детей

Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение.

Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, выбор детского садика и затем – школы.

Какие методики воспитания детей являются на сегодняшний день самыми эффективными? Об этом будет наша статья.

статьи:

Обзор самых популярных методик воспитания детей:

Методика Глена Домана — воспитываем с рождения

Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет.

Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки.

Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.

Вальдорфская педагогика — обучаться, подражая взрослым

Интересная методика, которая имеет в своей основе модель подражательства детей поведению взрослых, и, в соответствии с этим, направление детей в воспитании действиями и поступками взрослых людей, без принуждения и строгого обучения. Эта методика наиболее часто используется в воспитании дошкольников, в детских садах.

Всестороннее воспитание по Марии Монтессори

Эта методика буквально у всех на слуху вот уже много десятилетий. суть этой методики – малыша необходимо учить письму раньше, чем всему остальному – чтению, счёту и т.д.

В этой методике предусмотрено также и трудовое воспитание малыша с раннего возраста.

Занятия по этой методике проходят в необычной форме, при активном использовании специального сенсорного материала и пособий.

Воспитание каждую минуту

Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность.

Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые.

Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства.

Учимся понимать ребенка

Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент.

Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах.

Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство.

Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.

Естественное воспитание ребенка

Эта уникальная и во многом экстравагантная методика основана на наблюдении Жана Ледлоффа за жизнью индейцев в почти диких племенах. Эти люди имели возможность самовыражаться так, как считали это нужным, а их дети были органично влиты в общую жизнь, и почти никогда не плакали.

Эти люди не испытывали злости и зависти, им не нужны были эти чувства, потому что они могли всегда оставаться такими, какие они есть на самом деле, без оглядки на чьи-то принципы и стереотипы.

Методика Жана Ледлофа относится к естественному воспитанию детей с раннего возраста, об этом гласит и его книга «Как вырастить ребенка счастливым».

 Читать раньше, чем говорить

Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами.

Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки.

Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.

Дети растут здоровыми и умными

Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними.

Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию, вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики.

Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.

Педагогика сотрудничества в методике Шалвы Амонашвили

Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми.

Это – целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии.

Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.

Воспитывает музыка

В основе данной методики – обучение детей музыке с раннего возраста.

Доктор доказал, что через музыку ребенок может выражать себя, а также получать от мира нужные ему посылы, видеть добро, делать приятное, любить людей и искусство.

Воспитываясь по этой методике, дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, а также получают всестороннее и очень богатое развитие. Цель методики – не вырастить музыкантов, а вырастить хороших, интеллигентных, благородных людей.

Отзывы родителей

Мария:
Мой ребёнок посещает гимназию Сузуки. Мы не выбирали учебное заведение для сына, просто она находилась не так далеко от нашего дома, этот критерий выбора был основным. С детства мы и не замечали, что наш сын любит музыку – он слушал современные песни, если они где-то звучали, но в основном, не обращал на музыку внимания.

Через три года наш сын уже играл на виолончели и фортепиано. Он постоянно говорил нам о музыкальных произведениях и концертах, что нам с отцом пришлось соответствовать ребёнку и знакомиться с музыкальным миром. Сын стал дисциплинированным, обстановка в гимназии великолепная, основана на уважении друг к другу.

Я бы и не знала об этой методике воспитания, но сейчас, на примере ребёнка, могу утверждать, что она очень эффективная!

Лариса:
Дочка ходит в детский сад, в группу Монтессори. Наверное, это очень хорошая методика, я много о ней слышала. Но мне кажется, что воспитатели и учителя должны проходить в такие группы очень строгий отбор, получать дополнительное обучение.

Нам не очень повезло, у дочки стойкая антипатия к одной молодой воспитательнице, которая кричит и ведёт себя довольно резко с детьми. Мне кажется, в таких группах должны работать внимательные спокойные люди, способные понять каждого ребёнка, разглядеть в нем потенциал.

Иначе получается не воспитание по известной методике, а профанация.

Надежда:
Методику семьи Никитиных мы частично применяли в семейном воспитании – покупали и изготавливали специальные пособия, у нас был домашний театр. Сын болел астмой, и нам посоветовали эту методику из-за системы закаливания ледяной водой.

Честно говоря, я вначале боялась этого, но опыт людей, с которыми мы познакомились, показывал, что она работает. В итоге мы вошли в детско-родительский клуб, который пропагандирует воспитание по Никитиным, и вместе стали закаливать детей, устраивали совместные концерты, походы на природу.

В итоге мой сын избавился от жестоких приступов астмы, а главное – он растет очень любознательным и умным ребенком, которого все в школе считают вундеркиндом.

Ольга:
Ожидая дочку, я интересовалась методиками раннего воспитания детей, читала специальную литературу. Однажды мне подарили книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», и я, просто ради интереса, с самого рождения дочки стала применять некоторые упражнения. Надо было видеть, как я радовалась, когда убеждалась в том или ином приеме.

Это были наши игры, и дочке они очень нравились. Чаще всего я практиковала картинки, развешанные перед манежем, кроваткой, разговаривала с дочкой, рассказывала ей всё, на что она показывала.

В итоге первые слова она сказала в 8 месяцев – и я убеждена, что это было не произнесение слогов, как утверждают это все, кому я говорила, это было осознанное произнесение слова «мама».

Николай:
Мне кажется, можно и не придерживаться какой-то одной методики воспитания – а брать из них то, что считаешь необходимым для развития твоего ребёнка. В этом отношении каждый родитель становится педагогом-новатором, имеющим уникальную методику воспитания своего собственного дитя.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: http://www.colady.ru/effektivnye-metodiki-vospitaniya-detej-obzor-metodik-otzyvy.html

4 развивающие методики для маленьких гениев

Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

Методик раннего развития много, все они, в сущности, преследуют те же цели, что и каждый любящий родитель. Вот только идут они к этой цели разными путями. Поэтому нужно составить представление об их достоинствах и недостатках.

Развивающая методика Марии Монтессори

История. Итальянский врач-дефектолог Мария Монтессори создала свою педагогическую систему в начале ХХ века. Тогда она работала с особыми детьми, используя в их обучении оригинальные игры и пособия. Благодаря такому обучению больные малыши стали опережать в развитии своих нормальных сверстников. На этой основе и была создана система, завоевавшая мировую популярность.

В чем суть? В развивающей методике Марии Монтессори большая роль отводится предметной и социальной среде, окружающей ребенка. Малыш в раннем возрасте, как губка, впитывает все, что видит и слышит, не отличая хорошее от плохого. Значит, его развитие зависит в первую очередь от окружения.

Взрослый должен создать правильную среду, насыщенную всевозможными игрушками, материалами, предметами для сенсорного развития. Это специальные шершавые дощечки, шумящие коробочки, кубики и др. Главное условие: все игры должны быть расположены так, чтобы малыш мог сам легко достать любую из них.

Таким образом, он сам выбирает то, что ему интересно в данный момент. Задача же взрослого – оказывать малышу помощь лишь тогда, когда в этом возникнет необходимость. Большая роль отводится развитию у малыша бытовых навыков.

Для этой цели используются миниатюрные щетки для обуви и специальные тренажеры для застегивания пуговиц и завязывания шнурков.

Сомнительные моменты. Значение сказок, ролевых игр и игр с предметами-заместителями Мария Монтессори отрицала, считая их бесполезными.

Вместо них – правдивые рассказы и уменьшенные копии взрослых предметов для игры. А ведь именно слишком реалистичные игрушки губят детскую фантазию.

И к тому же огромное значение сказки в развитии малыша  не вызывает сомнений ни у кого из родителей.

Рациональное зерно. Любая мама может использовать идеи методики Марии Монтессори в своих играх с малышом. Многие из них очень полезны для развития мелкой моторики и сенсорики крохи.

Это игры с водой (переливание из одной емкости в другую, вылавливание мелких игрушек и пуговиц пальчиками и ситечком, забавы с поролоновой губкой) и крупами (пересыпание, сортировка, рисование пальчиком на подносе с гречкой или пшеном).

Очень полезны для развития малыша рамки-вкладыши Марии Монтессори, которые можно встретить в магазинах развивающих игрушек.

Развивающая методика Глена Домана

История. Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман сделал свои открытия, занимаясь лечением ребятишек с травмами мозга. Оказалось, что стимулирование одного из органов чувств улучшает работу головного мозга в целом.

Детям показывали карточки с нарисованными на них красными точками, словами, картинками, громко произнося названия. В результате уже через месяц интенсивных занятий многие безнадежно больные малыши стали ползать, ходить, лучше слышать, разговаривать.

В дальнейшем Доманом была разработана целая система занятий уже со здоровыми детьми.

В чем суть? Цель занятий по методике Домана – познакомить малыша с тысячами четких, интересных фактов. Для этого ребенку показывают карточки с картинками.

К карточкам предъявляются особые требования: они должны быть определенного размера (28 x 28 см), а картинка помещается строго на белый фон и не должна иметь посторонних деталей. Все карточки систематизируются по группам: животные, птицы, насекомые, растения, города, художники, природные явления и т. п.

Существует целая система показа карточек. Главное в таких занятиях – быстрота и новизна, а также заинтересованность и мамы, и малыша.

Сомнительные моменты. Трудно представить, что все мамы будут целыми днями изготавливать новые карточки и показывать их малышу (а готовые наборы довольно дороги).

К тому же количество демонстрационного материала постоянно возрастает. Энциклопедические знания по методу Домана напоминают компьютерное программирование детской головки, заполнение ее пассивной информацией.

Здесь не остается места для творчества, игры, желания самому докопаться до истины. 

Рациональное зерно. Если относиться к методике Глена Домана без фанатизма, то занятия принесут малышу несомненную пользу.

Регулярное знакомство с новой информацией разовьет любознательность ребенка, а повторение натренирует память. Факты, с которыми вы знакомите малыша, действительно могут его заинтересовать.

Главное – следовать за интересами чада и не предлагать ему изучать тему «Деревья», если сейчас он увлекается, например, гоночными машинками.

Не нужно следовать методам слепо, необдуманно. В этом случае мы как бы снимаем с себя ответственность, списывая любые удачи и неудачи в воспитании и развитии нашего малыша на счет той или иной методики. Возьмите то, что подходит именно вам и вашему малышу, что нравится вам обоим. 

Развивающая методика Сесиль Лупан

История. «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь». Эту фразу древних мудрецов сделала своим девизом бельгийская актриса и мать двух дочерей Сесиль Лупан.

Занимаясь с дочками по методике Домана, она постепенно адаптировала ее к условиям жизни обычной семьи с маленькими детьми. На основе своих наблюдений Лупан написала книгу для родителей «Поверь в свое дитя», где дала множество практических рекомендаций.

Это не рецепты «выращивания гениев», а советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет.

В чем суть? Сесиль Лупан уделяла большое внимание развитию органов чувств малыша, ведь именно через них кроха получает информацию об окружающем мире. Она делала акцент на том, что обучение должно восприниматься крохой как занятная игра.

Например, учить алфавит можно в виде веселой песенки, а буквы представлять забавными человечками. История и география по методике Сесиль Лупан – это тоже сплошное удовольствие. Ведь важные и сложные сведения подаются малышу в виде смешных стишков и песенок, которые запоминаются сами собой.

И так со всеми областями знаний.

Сомнительные моменты. В своей книге Сесиль Лупан большое внимание уделяет обучению плаванию младенцев. А ведь родители не всегда способны им заниматься – как из-за отсутствия достаточных навыков, так и в силу страха причинить вред своему ребенку. И возможность постигать азы плавания под руководством опытного инструктора не всем по карману. 

Рациональное зерно. Обучение следует проводить в игровой форме и прекращать его еще до того, как ребенок начнет проявлять первые признаки усталости. Любознательность должна поддерживаться новизной. 

Вальдорфская развивающая методика

Вальдорфская методика тоже весьма популярна. Суть ее в том, что надо укреплять связь ребенка с природой и развивать его нравственность. Главное требование к игрушкам и предметам обихода  – чтобы они были из природных материалов.

Большое внимание уделяется освоению ремесел (вышиванию, ткачеству, керамике) и творчеству (особенно театральному искусству). Развитие интеллекта у дошкольника не приветствуется. Обучение чтению, письму и математике должно начинаться не раньше 12 лет. Телевизор и компьютер запрещены.

Часто у юных вальдорфцев возникают проблемы с социальной адаптацией вне привычной среды.

Совет психолога

Практически все методики раннего развития основываются на том, что мозг человека активно развивается в раннем возрасте (до 5 лет) и ребенок значительно легче воспринимает информацию, чем взрослый человек.

Но следует помнить, что всегда есть риск перегрузить ребенка различными знаниями, тем самым серьезно нарушив естественный ход развития. Ведь у каждого возраста свои задачи, и для детей до 5 лет ведущий вид деятельности – игра, через которую они познают окружающий мир и человеческие отношения.

Что касается развивалок, то всегда на пользу рисование, лепка, пение, танцы, придумывание историй.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1992/4-razvivayuschie-metodiki-dlya-malenkih-geniev

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть