Рисование по системе Монтессори

Содержание

Монтессори. Как обустроить детскую комнату?

Рисование по системе Монтессори

27 February, 2014

Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками.

А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения.

Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.

Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:

  • Что особенного в Монетссори детской?
  • Где спит ребёнок?
  • Почему для малышей по возможности создают 2 спальных места?
  • Что такое Монтессори стеллаж или полки?
  • Где хранится детская одежда?
  • Что такое зона активности?
  • Что такое место для кормления?
  • Как решается вопрос с горшком?
  • Какими вещами дополняется Монтессори пространство?
  • Какие материалы в приоритете: дерево или пластик?
  • Какова роль родителей в Монтессори комнате?
  • Наш опыт

Что особенного в Монтессори детской?

Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.

Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори

Детский стол и стена для рисования

Детский стол и низкие полки

Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.

Безопасные розетки

Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.

А где спит малыш?

Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.

Уютная низкая кроватка

Аккуратный матрас и росписи на стене

Зеркало у кровати

Отлично оформленная Монтессори кроватка

Зеркало у низкой кровати

Бордовый низкий мартас 🙂

Зеркало

Низка кровать

Низкий матрас на подставке

Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.

К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.

Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке. 

Почему для малышей создают 2 спальных места?

На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения.

Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели).

Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.

https://www.youtube.com/watch?v=1f7dnjBL_zQ

Классическая кроватка и зона для бодрствования

Низкая кровать и место для бодрствования

Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)

Что такое Монтессори стеллаж или полки?

Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.

Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!

Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться 🙂

Небольшой стеллаж с игрушками и картинами

Белый лаконичный стеллаж

Полки с музыкальными инструментами

Небольшой стеллаж с книгами и игрушками

Монтессори стеллаж для деток постарше

Небольшой стеллаж с книгами

Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка

Где хранится детская одежда?

Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.

Низкий шкаф для одежды ребёнка

А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.

Туалетный столик для ребёнка

Стильный детский туалетный столик

Что такое зона активности?

Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.

Зона активности в спальне малыша до года

Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре

Аккуратный коврик в стиль комнаты

Уютное игровое пространство

Зона активности для детей постарше

Детский стол и стул

Низкий стол

Низкий детский рабочий стол

А место для кормления – это как?

Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло)  в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы.

Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном.

Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами

Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша

Обычное винтажное кресло

Тоже кресло-качалка

Кстати, на нашем блоге есть отдельный пост про книги в Монтессори комнате . Там тоже много фотографий для вдохновения.

 А как решается вопрос с горшком?

Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.

Горшок и корзинка для белья прямо в детской

Какими ещё вещами  дополняется Монтессори пространство?

В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.

Принт с гербарием

Фотографии насекомых

Чёрно-белые контрастные изображения

Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.

Ветка с птицами и винтажная картинка

Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу 😉

Малыш старается убирать, как это делает мама

Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)

Деревянный домик для игр

Детская древянная кухня

Детская игровая мебель, доска для глажки

Детская сушилка для белья

Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.

Детский мольберт

Малыши активно рисуют на мольберте

Дерево или пластик?

Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.

Деревянный стеллаж – красота!!!

Вязанный ковёр

Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.

Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук

Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?

Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами.

Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится.

Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.

В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности. Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.

Малыш старается самостоятельно выстроить башню

Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают.

Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?

О том, как мы пришли к методике Монтессори, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:

1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов, комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.

Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр

2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку. 

Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора

3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик, а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли.
Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.

Коврик для игр около стеллажа

4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки.

От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня.

Именно она ей показывала технику и приёмы 🙂

Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки

Ползание прямо на полу с самого раннего возраста

5. Ещё мы часто менялимобили, которые мастерили своими руками.

Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.

Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!

Если Вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Авось, кто-то из них ждёт ребёнка и как раз ломает голову над обустройством детской комнаты 😉

А ещё приглашаем Вас подписываться на обновления блога “Расти умным!” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!

P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori, а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.

Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!

Эта статья опубликована Grow clever в раздел Развивающая среда

Источник: http://grow-clever.com/2014/02/montessori-komnata/

Как реализовать методику Монтессори дома?

Рисование по системе Монтессори

2016-04-02

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка.

Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях.

Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых.

Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п.

Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек.

К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию.

Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто.

Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии.

Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту.

Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался.

Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие.

И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда  выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту.

Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий,  а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой.

Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время  игры крупу или пролитую воду.

Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все.

Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию.

Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Источник: https://jili-blog.ru/metodika-montessori-kak-realizovat-v-domashnix-usloviyax.html

Занятия по методике Марии Монтессори

Рисование по системе Монтессори

Как трудно бывает занять малыша развивающими играми. Озадаченные родители в очередной раз идут в магазин игрушек для покупки новой развивашки, чтобы их чадо ни в коем случае не отставало в развитии от своих сверстников.

А покупка игрушек сегодня отнюдь не дешевое удовольствие. Ведь качественная, а самое главное полезная, многофункциональная развивающая игрушка стоит минимум тысячу рублей, а то и больше.

Поэтому большинство мамочек интересует как занять ребенка дома без дорогих игрушек и не в ущерб развитию. Поверьте, «все гениальное – просто».

Изучите книги и идею занятий по методике Монтессори. Ребенок сам показывает, чего он хочет, и что ему интересно. Вспомните, как ваш малыш крутится под ногами, когда вы заняты готовкой или уборкой.

Ребенок думает, что вы увлечены игрой, именно поэтому ему становятся интересны ваши взрослые игрушки: половники, кастрюльки и ложки, тряпки и щетки. Именно отсюда такая огромная любовь к чашкам, кастрюлькам и прочей домашней утвари. Потому что малыш хочет быть как вы.

Хочет, чтобы вы дали ему попробовать поиграть в ваши игрушки! И очень расстраивается, когда вы не хотите с ним делиться.

Игры по методике Монтессори

Бусы, крупа, камешки занимают особое место в развивающих играх по методике Монтессори. Взаимодействие с ними безумно полезны для развития малышей и доставляют им уйму удовольствия.

Ниже приведены несколько развивающих игр, которые без особых затрат можно организовать даже у себя дома.

Для общественных мест (садов с комнатами раннего развития, есть официальный обучающий материал и пособия).

Разгрузка

Веселое и очень увлекательное занятие для малышей и их родителей. Главное, грамотно его организовать.

Вам понадобятся:

  • 2 емкости, одна из которых будет нашим грузовиком, требующим разгрузки, а вторая складом.
  • Груз. Грузом может быть любая крупа, но лучше все-таки исключить манку и крупы мелкого помола, так как будет много пыли, которой ребенку дышать не стоит.
  • Лопата. В роли лопаты выступит ложка, большая или маленькая решать вам и вашему ребенку.

Суть игры заключается в том, чтобы малыш ложкой из одной банки пересыпал всю или часть крупы в другую емкость. Для начала покажите ребенку, как играть. Вот увидите, с первых секунд его завлечет эта игра.

С помощью этого занятия ребенок научится пользоваться ложкой или отточит имеющиеся навыки. Хорошо будет усложнить со временем занятие заменив банки с широким горлышком, на более узкие.

Задача будет усложнена тем, что в них нужно будет лучше целиться, чтобы не просыпать мимо.

Прячем предметы в емкости с узким горлышком

Опять же игра на ловкость и совершенствование мелкой моторики. А чем лучше мы тренируем пальчики, тем проще и быстрее будет развиваться речевой аппарат крохи.

Вам понадобятся множество мелких предметов:

  • Счетные палочки;
  • Фасоль;
  • Декоративные камешки;
  • Пуговки и бусинки;
  • Две или три емкости с горлышками разных диаметров.

После того как подготовка закончена, покажите и объясните крохе, что его задача спрятать предметы в домики. Начните с емкости, диаметр горлышка которой больше.

Не забывайте, для малыша это трудная задача, его пальчики еще не такие ловкие, поэтому наполнить банку для него будет сложнее, чем взрослому.

Деткам нравится процесс заполнения бутылки, они с удовольствием наблюдают, как предметы со звоном падают на дно. В конце игры их можно высыпать обратно или попробовать рассортировать по банкам.

Поиски клада

Игра в пиратов, которые находятся в поиске сокровищ всегда восхищала малышей и детей более старшего возраста, чтобы зародить интерес к этому роду деятельности можно начать учится с этой простой, но занимательной развивающей игры по методике Монтессори своими руками.

Для поисков необходимы:

  • Мелкие предметы диаметром от 1-2 см, можно использовать фасоль, но лучше, если это будут бусины или декоративные камни, мы же все-таки ищем клад;
  • Рис, гречка, перловка – любые зерновые;
  • Ёмкость для смешивания крупы с сокровищами;
  • Бутылка с узким горлышком, чтобы спрятать найденный клад.

Покажите малышу, что в чашке спрятаны настоящие сокровища, ему нужно их найти и спрятать в бутылку. За счет контакта с крупой, эта игра является легким массажем пальчиков и ручек малыша, такой массаж способствует развитию мелкой моторики. Постоянные поиски сокровищ, как и постоянный массаж, будут благоприятно взаимодействовать на развитие вашего карапуза.

Рисование манкой

Многие слышали о существующих кружках по рисованию песком, а почему бы не устроить дома рисование манкой. Представьте, сколько эмоций вызовет у малыша это занятие. Для вас главное запастись терпением, лишними килограммами манки и мешками для пылесоса.

Вам понадобится:

  • Поднос или коробка с небольшими бортиками. Вы можете рисовать за стульчиком для кормления, если у него есть съемный столик и высокие борта;
  • Манная крупа;
  • Кисточки, формочки для песочниц, можно взять формочки для печенья.

Насыпьте тонким слоем крупу в коробку, и покажите, что с помощью пальчиков можно рисовать. После того как рисование ручками малыш освоит, покажите, как различные вещи оставляют на крупе свой след. Порисуйте пальчиком малыша, пусть он свой оставит след.

Или положите руку малыша и обсыпьте, для формирования контура, манкой. Уберите руку, и пусть кроха посмотрит, что в итоге получилось. Можно обсыпать различные предметы (формочки или тарелочки) – сама идея в том, что форма будет преграждать путь и выдавать интересные результаты.

Все это поможет отложиться правильной логической цепочкой в голове у крохи.

Замочки, крючочки

Мама открывает и закрывает все вокруг: квартиру, машину, окно, дверцу. Малыш поражается, что требуется сделать что-то и вот у вас уже открыта любая дверь. – Как так! – хочется кричать малышу от удивления. И вот тогда, вы придумываете сами или покупаете готовый вариант развивающей панели с разными замками.

Для создания подобного развивающего блока потребуется:

  • Разные замки, в том числе и накидная щеколда будет пользоваться популярностью;
  • Фанера или любая другая основа.

Вы можете показать пару раз малышу как открывать или закрывать замок. Хорошо, если это будут окошки, и за ними кроха будет обнаруживать что-то интересное.

Но если нет, то и такие необычные сборные развивающие игрушки своими руками у родителей пользуются особой популярностью.

Если поймете, что игра карапузу надоела – уберите ее на пару недель, заменив какой-либо другой развивашкой.

Плюсы развивающих занятий по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори действительно очень интересна она имеет множество неоспоримых плюсов:

  • Игру можно придумать из ничего, на помощь придут самые обычные предметы обихода. Просто можете открыть полку с продуктами на кухне и… Вуаля!;
  • За счет работы с мелкими предметами у ребенка активно развивается мелкая моторика, которая очень важна при формировании речи. Его речевой аппарат будет развиваться гармонично и постоянно;
  • В процессе игры вы постоянно контактируете с ребенком, это благотворно скажется на ваших отношениях. Он станет вашим другом, будет меньше капризничать и станет более уверенным в себе и своих силах!

Положительные стороны этой методики можно перечислять бесконечно. Самое главное, если вы решите посещать развивающие занятия с малышом – это их систематический подход!

По методике Монтессори снято множество видео-занятий, предлагаем вашему вниманию самые популярные из них:

https://youtu.be/loPU5fcyfQw

А вот некоторые видео уроки по методике Монтессори:

Итоги

Маленькие детки лучше всего обучаются через свои действия. Развивающие занятия по системе Марии Монтессори можно проводить дома и в садах. В последних, кстати просто создавая специально оборудованные комнаты для детей.

В некоторых садах часто совмещают совместное пребывание адаптационных групп с группой раннего развития по методике Монтессори. Если вы не уверены, что делаете правильно, попробуйте пройти несколько занятий у профессиональных педагогов и получить их советы, прежде, чем вы будете создавать такую среду дома.

В любом случае начать вы всегда можете с развивающих игр по этой системе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/zanyatiya-po-montessori.html

Монтессори материалы своими руками

Рисование по системе Монтессори

Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.

Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.

Делаем игрушки по системе Монтессори своими руками

Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.

На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.

Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.

Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами

Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.

Исходные материалы:

  • коробка из-под конфет или жесткий картон;
  • ватман или альбомный лист;
  • цветная бумага.

Коробка или картон разрезается на прямоугольники.

Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.

В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.

Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.

На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.

Пирамидка-подушка

Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.

Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.

Для работы понадобится:

  • лоскутки ткани различного цвета;
  • липучая лента;
  • для набивки: синтепон или поролон, шуршащая слюда, гречка, горох или другие крупы.

Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.

На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй — мягкий.

Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.

Рекомендуется стороны соседних подушек делать из одной ткани для того, чтобы малыш мог сам подобрать нужные цвета, тем самым правильно выстроив пирамидку.

Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.

Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие — легким: слюдой или синтепоном.

Цветные ёжики

Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.

К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.

Материалы для работы:

  • цветной картон;
  • прищепки разного цвета.

Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.

Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.

Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.

Геометрическая доска

Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.

Потребуется:

  • старый толстый глянцевый журнал;
  • кнопки с пластмассовыми наконечниками;
  • канцелярские резинки;
  • самоклеющаяся бумага или пленка.

Журнал обклеивается пленкой или бумагой.

На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.

С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.

Юный химик

Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.

Необходимые материалы:

  • колбочки или небольшие стеклянные стаканчики;
  • пипетка;
  • столовый 6% уксус;
  • пищевая сода;
  • краски;
  • блюдца или другие емкости.

В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.

На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.

С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.

Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.

Цифры и буквы из проволоки

Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.

Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.

Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.

Рамка на застежке

Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.

Что необходимо:

  • рамка для фото или обычные пяльца;
  • остатки старой одежды с застежками: молниями, пуговицами, кнопками или крючками.

Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки.
Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.

Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.

Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.

Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.

Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.

А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.

Источник: http://ProfyMama.com/tvorchestvo/svoimi-rukami/igry-montessori.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть