Речь в 2 года 4 месяца.

Содержание

Речь ребёнка в 2 года: как её развивать, нормы и задержка речевого развития

Речь в 2 года 4 месяца.

Развитие речи детей от 2 до 3 лет

Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого.

Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка.

Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить.

Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью.

Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.

Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.

Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов.

Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам.

Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:

  • размеры предметов (большой, маленький);
  • цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
  • свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
  • качества (хороший, плохой);
  • форму (круглый, квадратный, треугольный).

В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).

Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс — компресс.

Грамматические особенности речи

Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша.

Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать».

Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.

Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.

Звукопроизношение

Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.

Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка).

Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно.

Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным.

Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.

Норма речевого развития от 2 до 3 лет

Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх.

Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой.

Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».

Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Признаки задержки развития речи

После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:

  • ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
  • активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
  • дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч);
  • распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, Мишка косолапый вышел из леса;
  • в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
  • при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
  • он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
  • у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.

Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию. Неправильное произношение взрослым многих звуков, «сюсюканье» с ребёнком могут стать причинами функциональной задержки речи.

Оксана Анатольевна Липатова, учитель-дефектолог

Самостоятельная диагностика задержки

Проведение диагностических мероприятий лучше запланировать ближе к концу третьего года жизни. Для начала нужно внимательно понаблюдать за ребёнком когда он играет, в обычных ситуациях, при общении со сверстниками и взрослыми.

Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. Важно отметить, быстро или медленно говорит ребёнок, так как быстрый темп речи – предпосылка для возникновения заикания.

Для проверки звукопроизношения детям предлагают назвать предметы, изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе он даст необъективную картину, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно. Проверяется наличие таких звуков:

  • свистящие – с, з, ц;
  • шипящие – ш, ж, ч ,щ;
  • звонкие – в, б, г, д;
  • сонорные – л, р.

Одновременно определяют, не переставляет ли малыш слоги, не пропускает ли звуки в словах, не укорачивает ли сами слова.

Чтобы узнать, как ребёнок строит фразу, ему предлагают картинки с изображёнными на них действиями знакомых персонажей: детей, домашних животных.

Можно для этих целей использовать иллюстрации в детских книжках. Достаточно, чтобы во фразах составленных ребёнком было 2–3 слова.

Как избежать задержки развития речи

Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.

Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:

  • Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
  • Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.

Итак, как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме? Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов.

Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры.

Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.

Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста.

Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга.

Можно отыграть потешку своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей сказок, потешек, стишков. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение.

Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие.

Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки.

Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.

Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать зрр. Такую же цель преследует знакомство детей с фольклором – образцами художественной речи, проверенными временем.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/rech-2-goda/

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Речь в 2 года 4 месяца.

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и ых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате.

    Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.

  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок.

    При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».

  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик.

    Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать.

    Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.

  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром).

    Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.

  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого.

    Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Процесс развития ребенка в два года четыре месяца

Речь в 2 года 4 месяца.

До трёх лет развитие детей протекает с разной интенсивностью, поэтому нередко даже самые близкие люди не замечают появление нового навыка. Важно понимать, что прогресс в случае каждого ребёнка — сугубо индивидуальный процесс, и волноваться по поводу того, что в 2 года и 4 месяца один малыш хорошо говорит, а второй упорно молчит, нет смысла.

Возможно, что на развитие крохи оказывают влияние условия жизни, перенесённые в детском возрасте болезни, социум. Сильные отклонения от норм, причём как в отношении физического, так и психического здоровья, могут стать поводом для обращения за консультацией к детскому врачу, но никак не стимулом для самостоятельного лечения ребёнка.

Нормы физического развития

Согласно медицинским данным, в 2 года и 4 месяца мальчики и девочки имеют разные показатели веса и роста. Мальчики в среднем весят от 10 до 15,5 кг, тогда как девочки — от 10,5 до 16 кг, при этом рост первых — от 81 до 95 см, вторых — от 82 до 96 см.

Как можно заметить, девочки в возрасте 2 лет и 4 месяцев могут быть несколько крупнее мальчиков, и это нормально. Со временем мальчики смогут наверстать упущенное и перегнать девочек как в отношении роста, так и веса.

В первой половине третьего года у ребят уже достаточно много зубов, поэтому они с лёгкостью справляются с большей частью предложенной им пищи. Опять же, если у ребёнка процесс прорезания зубов начался позже, чем обычно, например с 9-10 месяцев, то не стоит беспокоиться по поводу их недостатка к двум годам. Полное количество молочных зубов обязательно появится во рту крохи к трём годам.

Что нужно знать о режиме дня малыша

Ребёнку в 2 года и 4 месяца, развитие которого протекает своевременно и без сбоев, в сутки необходимо спать до 12 часов. В среднем это 9-10 часов, которые приходятся на ночной сон, и 2-3 часа дневного.

Родители должны постараться сохранить у малыша привычку отдыхать днём, так как эти несколько часов необходимы детскому организму для полного восстановления сил и активного времяпрепровождения во второй половине дня.

Питание малыша в этом возрасте четырёхразовое с перерывами между приёмами пищи не более четырёх часов. В меню крохи не должны входить вредные продукты, например соленья, консервы, жареное, острое и сладкое.

Важно, чтобы рацион ребёнка включал в себя здоровые и свежие продукты питания, подверженные минимальной термической обработке. Чтобы кроха радовал аппетитом, нужно позаботиться о том, чтобы пища была не только сбалансированной и полезной, но и вкусной, привлекательной и разнообразной.

Основные навыки крохи в 28 месяцев

В первой половине третьего года ребёнок уже многое умеет:

  • пользуется ложкой, вилкой, чашкой, причём делает это достаточно аккуратно;
  • под руководством родителей самостоятельно моет руки и чистит зубы;
  • контролирует позывы в туалет и своевременно сообщает о них родителям;
  • пользуется горшком или унитазом;
  • принимает участие в процессе одевания и раздевания, пробует самостоятельно застёгивать и расстёгивать одежду;
  • переворачивает страницы в книге;
  • поднимается и спускается по ступеням, удерживаясь за перила;
  • открывает и закрывает замки и двери.

Кроме того, в копилке навыков малыша в 2 года и 4 месяца целый ряд физических навыков, которые он успевает хорошо развить к этому времени. Например, он умеет:

  • удерживать равновесие при попытках стоять на носках;
  • ходить по неровной поверхности, преодолевая препятствия;
  • приседать и вставать на цыпочки;
  • играть в разные игры с мячом;
  • принимать участие в догонялках;
  • улавливать суть игры в прятки и пр.

Все эти навыки подтверждают, что физическое развитие ребёнка в возрасте 2 лет и 4 месяцев выходит на принципиально новый уровень.

Как развивается интеллект малыша

К двум годам знания малыша совершенствуются и пополняются новыми. Вместе с этим заметно, насколько лучше стали мелкая моторика и общая координация движений. Ребёнку в 2 года и 4 месяца доступны тонкие и точные манипуляции с игрушками, кроме того, уже на этом этапе его жизни можно досконально определить «ведущую» руку и ногу.

Что ещё умеет ребёнок в этом возрасте? Нижеперечисленные достижения лишь подтверждают, что интеллектуальное развитие не отстает от физического. Итак, малыш способен:

  • удерживать ручку или карандаш тремя пальцами;
  • рисовать подобие геометрических фигур;
  • различать несколько цветов и оттенков;
  • различать предметы по форме и величине;
  • строить башни более чем из 6-7 кубиков;
  • работать с крупными деталями конструктора и мозаики по образцу;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • называть названия простых предметов;
  • выполнять задание из нескольких последовательных действий;
  • пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
  • использовать предметы-заместители во время игровой деятельности;
  • копировать действия старших;
  • играть с детьми, подражая им;
  • играть в одиночку и с группой детей в активные игры;
  • заниматься интересным делом самостоятельно и без взрослых, сохраняя концентрацию на протяжении около 40 минут.

Последнее достижение является особенно важным и может свидетельствовать о развитии внимания, усидчивости и терпения в этом возрасте.

Как развивается речь после двух лет

С двух и до двух с половиной лет у детей обычно происходит некий прорыв в отношении развития речи. Активный словарь пополняется за счет пассивного, малыш старается использовать в речи как можно больше новых слов и оборотов, упражняется с падежами, числами и родом частей речи.

Важно, чтобы взрослые следили за собственной речью в присутствии малыша, не забывая о том, что она для него в возрасте 2 лет и 4 месяцев является главным примером для подражания.

Нормальное речевое развитие в первом полугодии третьего года жизни подразумевает собой использование малышом около двух сотен слов, которые он может употреблять пока не всегда к месту и времени. Нормальным в этом возрасте также является желание крохи называть себя не собственным именем, а выдуманным, взятым из любимого мультфильма или интересной книги.

Предложения малыша в этом возрасте состоят из нескольких слов, скреплённых между собой союзами и предлогами. Отличительная сторона речевого развития в 2 года и 4 месяца — это огромное количество адресованных взрослым вопросов по самым разным темам.

Впрочем, малыш с большим удовольствием не только задает, но и отвечает на вопросы, а также анализирует и пересказывает действия сказочных героев, цитирует целые отрывки из мультфильмов или рассказов, с легкостью запоминает стихи и песни, используя их при случае.

Некоторые дети в возрасте 2 лет и 4 месяцев не говорят, упорно пользуясь жестами и отдельными звуками. Родителям в этом случае имеет смысл проконсультироваться с педиатром и логопедом – возможно, уместным станет провести грамотную коррекционную работу, которая позволит ускорить речевое развитие и в скором времени «разговорить» малыша.

Как развивается эмоциональная сфера малыша после двух лет

После двух лет малыш становится заметно более сознательным и самостоятельным. Он проявляет живой интерес ко всему, что его окружает. Если понаблюдать за крохой, можно будет заметить активное развитие как психических, так и эмоциональных процессов.

По-прежнему для малыша в 2 года и 4 месяца нет ничего более важного, чем забота и любовь родителей. Вместе с тем кроха становится менее зависимым от самых близких людей и время от времени с удовольствием играет в одиночестве, придумывая собственные игры и правила.

Малыши в этом возрасте настороженно относятся к незнакомым людям, зато проявляют интерес к сверстникам, желая наладить общение. Для ребёнка в 2 года и 4 месяца становится очевидным, что он — это личность, самостоятельная и отдельная от родителей. Именно поэтому кроха может уже в этом возрасте начинать отстаивать собственные права, порой показывая себя нетерпеливым и агрессивным.

Решением проблемы может стать только терпение и уступчивость взрослых, которые должны будут научиться находить с малышом компромиссы.

Действия ребёнка в возрасте 2 лет и 4 месяцев в основном своём большинстве направлены на достижение результата. Именно поэтому для него так важно получить одобрение и похвалу взрослых, которым в большинстве случаев он и подражает. Важно свести к минимуму число запретов, которые при этом обязательно должны быть обоснованными и, что не менее важно, незыблемыми.

Родители, поддерживая в ребёнке стремление к самостоятельности, обязательно добьются того, что малыш вырастет сознательным, ответственным и аккуратным человеком. Дополнительно взрослым рекомендуется приобщать кроху в этом возрасте к выполнению совместных дел с одобрением его результатов и поддержкой в случае неудач.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/protsess-razvitiya-rebenka-v-dva-goda-chetyre-mesyatsa.html

Особенности развития ребенка в возрасте 2 лет и 4 месяцев

Речь в 2 года 4 месяца.

Кажется, совсем недавно ваш малыш был совсем крошечным. Но вот он уже сделал свои первые шаги, обрадовал родителей первыми словами, научился сам кушать ложкой и освоил «горшечную» науку. Незаметно приблизился «солидный» возраст — 2 года 4 месяца. С какими достижениями дошагал к нему карапуз?

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Важные цифры малыша в возрасте двух лет и 4-х месяцев

Вот показатели, которые, по данным ВОЗ, бывают в 2 года 4 месяца жизни

  • Вес мальчиков — 10-15,5 кг, средний — 12,5 кг; девочек — от 10,5-16,5 кг, средний — 13 кг.
  • Рост мальчиков — 81-95 см, средний — 89 см; девочек — 82-96 см, средний — 89 см.
  • Окружность головы мальчиков 46-51 см, девочек — 45-50 см.

Если малыш не вписывается в эти параметры, не нужно расстраиваться: у каждого ребенка свои темпы развития и ваша кроха обязательно нагонит сверстников.

Кроме того, нужно учитывать, что соотношение роста и веса должно быть пропорциональным (например, если у ребенка маленький рост, то и вес должен быть небольшим).

Зубов к этому возрасту у малышей обычно уже «полон рот», то есть полный набор молочной двадцатки. Опять же, если несколько зубиков задерживаются, можно не волноваться в ожидании их появления: ВОЗ утверждает, что прорезаться все молочные зубы могут и к двум, и к трем годам.

Режим дня ребенка и питание в 2 года и 4 месяца

На сон ребенку в 2 года 4 месяца необходимо около 12 часов в сутки, из которых 2-2,5 часа он спит днем. Дневной сон постарайтесь сохранить максимально долго, так организм малыша в эти моменты сможет полноценно восстанавливаться.

Время, когда вы укладываете малыша, должно быть постоянным, не нужно позволять ему «перегуливать».

Кормить малыша следует 4 раза в течение дня с перерывами до 4-х часов. Избегайте жареного, копченого, излишне жирного или соленого, избытка пустых калорий в виде конфет и выпечки. На детском столе не должно быть полуфабрикатов. Пища должна быть легкой, разнообразной, легко усваивающейся, а блюда привлекательно оформленными.

Жизненные навыки и умения малыша в 2 года и 4 месяца

К этому возрасту ребенок многому научился и отработал важные навыки.

Какими бытовыми навыками может похвастаться кроха?

  • Сам аккуратно кушает ложкой и даже вилкой.
  • Пьет из чашечки или стакана.
  • Чистит зубы.
  • Моет руки.
  • Сообщает о желании сходить в туалет.
  • Сам ходит на горшок или унитаз с детской накладкой, нуждаясь иногда в помощи в одевании и вытирании.
  • Помогает его одевать и раздевать, сам надевает и снимает трусики, носочки, вдевает руки в рукава, может расстегнуть и застегнуть пару пуговиц.
  • Легко переворачивает странички книг.
  • Сам поднимается и опускается по лестнице, совсем немного придерживаясь за перила.
  • Открывает и закрывает двери.

Малыш радует родителей и другими физическими умениями

  • Держит равновесие на носочках, ходит по неровным поверхностям, бугристым дорожкам, перешагивает канавки и другие препятствия.
  • Отлично бегает, подпрыгивает на месте на двух ногах, прыгает с возвышений 10-20 см.
  • Умеет приседать и поднимается на цыпочки.
  • Играет с мячом: попадает по нему ногой, бросает двумя руками и ловит на небольшом расстоянии.
  • Играет в прятки и догонялки.

Развитие интеллекта и познавательных процессов ребенка в 2 года 4 месяца

У ребенка накапливаются все новые знания, совершенствуется мелкая моторика, отрабатывается координация движений, ему становятся подвластны тонкие манипуляции с различными предметами, определяется «ведущая» рука и нога.

Что еще умеет карапуз?

  • Верно (тремя пальчиками) держать карандаш или ручку.
  • Изображать вертикальные линии и подобия кругов.
  • Различать 4 и больше цветов, 4-5 геометрических форм.
  • Отличать предметы, используя цвет, форму, величину.
  • Строить башни из 7-8 кубиков.
  • Строить из крупных деталей конструктора и кубиков заборы и дома — сам, по просьбе, по образцу.
  • Собирать в правильной последовательности пирамидку из 3-4 колечек.
  • Складывать матрешек, наборы формочек от меньшей к большей.
  • Играть с «вкладышами».
  • Правильно называть простые предметы.
  • Запомнить и выполнить несложное задание из 3-4 действий: например, подойти к ящику, найти мячик и дать его папе.
  • Использовать предметы по назначению: карандашом рисовать, ложкой кушать, тряпкой вытирать, совочком набирать песок.
  • Использовать предметы-заместители: например, палка — это ружье.
  • Подражать действиям взрослых — бытовым и профессиональным: маме, продавцу, доктору — сам или по просьбе.
  • Играть с другим ребенком, подражать его действиям.
  • Играть в простые подвижные игры с небольшой группой детей.
  • Играть без взрослых 30-40 минут.

Развитие речи у малыша в 2 года 4 месяца

В возрасте от 2-х до 2,5 лет может случиться настоящий речевой «взрыв» у ребенка: пассивный словарь очень быстро переходит в активный, количество используемых слов нарастает, как снежный ком.

Родителям придется с особой тщательностью следить за своей речью: ребенок способен подхватить и использовать все то, что вы говорите.

В активном лексиконе малыша по нормам должно быть уже больше 200 слов, которые употребляются ко времени и к месту. Некоторые из них могут быть личными «изобретениями» крохи.

Ребенок использует личные местоимения, называя себя. Может называть себя собственным именем или прозвищем любимого персонажа. Различает имена знакомых детей и взрослых, единственное и множественное число. Строит предложения из 2-3 слов, с союзами и предлогами. Задает много вопросов относительно причины (зачем, почему) и места действия (куда, откуда, где).

Малыш отвечает на вопросы по картинке со знакомым сюжетом. Демонстрирует действия персонажей движениями. С легкостью подхватывает любимые детские стишки и потешки. Знаком с названиями нескольких животных, бытовых предметов, посуды, одежды. Может участвовать в игровых диалогах со сверстниками, подражать их речи.

Если кроха «молчит как партизан», у него бедная мимика и жесты, механически повторяются одни и те же движения и игры, а игрушки бессмысленно им разбрасываются, тут нельзя пускать все на самотек. Родителям следует обратиться к педиатру, логопеду, неврологу, лору, чтобы проверить показатели развития и при необходимости выполнить коррекционную работу.

Логопед займется с ребенком специальными упражнениями, а родители — рисованием, лепкой, пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой.

Эмоциональное и психическое развитие

После празднования второго дня рождения малыш становится все самостоятельнее, активно познает мир, у него совершенствуются психические и эмоциональные процессы. Забота и внимание родителей все так же важны, но ребенок уже способен довольно долго играть самостоятельно. Он боится незнакомцев, но при этом тянется к другим деткам.

Очень важным становится общение. Малыш осознает себя отдельной личностью, начинает активно взаимодействовать с окружающими и протестовать против ограничений, порой довольно резко и даже агрессивно. Взрослым не нужно позволять втягивать себя в споры.

Не представляющие опасности для малыша игры лучше разрешить, даже если после них придется долго убирать — сделаете это вместе, так он научится осознавать последствия сделанного.

У крохи формируется способность гордиться своими успехами и достижениями. Действия все более нацелены на конечный результат. Реальные предметы предпочитаются игрушкам, в играх наблюдается подражение увиденному.

Запретов не должно быть много, но они должны быть четко объясненными, однозначными и незыблемыми. Если запретили что-то, обязательно объясните — почему, не поддавайтесь на провокации, давая «задний ход».

В этом возрасте у ребенка отрабатываются и навыки самообслуживания. Поддерживайте его стремление к самостоятельности и желание порадовать маму с папой. Формируйте ответственность и аккуратность. Привлекайте к совместным делам и занятиям, подробно и терпеливо объясняйте непонятное, поддерживайте кроху, если что-то не получается, и хвалите за достижения.

Развивающие игры и игрушки для ребенка двух лет и 4-х месяцев

В этом возрасте малышу подойдут игрушки, развивающие глазомер, пространственное и логическое мышление и воображение

  • Принадлежности для творчества — цветные и восковые карандаши и мелки, наборы красок для рисования пальчиками и кисточками, листы белой и цветной бумаги, пластилин и масса для лепки.
  • «Строительный материал» — кубики, конструкторы.
  • Собирающиеся — мозаики, пирамидки, матрешки, рамочки, вкладыши, крупные пазлы из 4-6 частей.
  • Спортивные снаряды — мячики разных размеров, кегли.

Убирать игрушки нужно каждый раз после игры. Делайте это вместе. Удобно выделить большую коробку для быстрой уборки или несколько коробок поменьше для наведения порядка «с чувством, толком и расстановкой».

На коробки можно наклеить тематические картинки — изображение мячика, кубиков, куклы, машинки, и дело пойдет веселее. Убирайте под музыку или на скорость, соревнуйтесь, кто быстрее соберет игрушки: мама — детали конструктора или малыш — плюшевых мишек и зайцев.

Полезные занятия

  1. Поддерживайте интерес крохи к творчеству: рисованию, лепке, аппликации. Рисовать можно вместе, направляя маленькую ручку с карандашом. Малыш способен дополнить картинку, нарисованную мамой, изобразив лучики солнца, штрихи дождевых капель, травку. Комментируйте и обсуждайте рисунки, озвучивайте их подходящими стихами или песенками.При рисовании красками сначала научите ребенка выполнять мазки сухой кисточкой, потом переходите к цветным пятнышкам. Здесь уже мама может проявить фантазию, закончив «шедевр» крохи.
  2. Невероятно важна в этом возрасте двигательная активность. Ребенок развивается и усваивает новую информацию, оттачивает навыки во время подвижных игр легко и непринужденно.
  3. Можно играть в игру «Повторяй за мной» — малыш под музыку выучит немало новых и необычных движений, кататься на качелях и с горок, осваивать лесенки во дворе, ходить по бревнышкам и бордюрам, танцевать и маршировать под ритмичную музыку, катать мяч и бросать его по мишеням, брызгаться на мелководье в озере или речке.

Веселитесь от души и непременно отмечайте все успехи ребенка.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-vozraste-2-let-i-4-mesyacev.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть