Ребенок боится идти в сад

Содержание

Детская психология: дочка боится ходить в детский сад после того, как ее там обидели. – ребенок в детском саду

Ребенок  боится идти в сад

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Почти неделю назад у нас в детском саду было ЧП. Одна из родительниц толкнула мою дочь, когда дети возвращались с прогулки в группу.

Воспитательницы в это время рядом не было, как и других взрослых сопровождающих.

Девочка, которая стояла рядом с моей дочкой, сначала стала звать воспитательницу, но та так и не пришла, дети помогли моей дочери подняться и успокоили, как смогли.

Вечером, когда я пришла забирать ее из детского сада, пришла и наша обидчица. Дочка шепотом рассказала мне на ухо, что у них случилось. Она сказала, что эта тета толкнула ее очень сильно, «по-взрослому».

В силу своего воспитания, я не стала сразу же набрасываться на эту женщину, решила, что нужно сначала поговорить с той воспитательницей, которая было в ту смену и вообще разобраться в этой ситуации.

Воспитательница говорит, что она ничего не видела, значит, ничего не произошло! Администрация детского сада и воспитатели нашей группы самоотстранились, оставив нас со страхами один на один!

Дочка боится ходить в детский сад! Сегодня уже пятый день (не считая выходных) ходим в детский сад со слезами! В один из дней сказала:

— Я в садик не буду ходить, пока ты не поговоришь с этой тетей при мне! А что, если она придет в следующий раз, а взрослых не будет, что если она меня вообще убьет??!!

С родительницей пробовала говорить, но она отреагировала агрессивно и сказала напоследок:

— Еще раз подойдешь ко мне, я тебя в милицию сдам.

Я, как могу, успокаиваю дочь, но, кажется, это мало помогает. В садике остается со слезами, просит, чтобы я оставила какую-то свою вещь, которую одела с утра. На тренировках постоянно выбегает, ищет меня, придумывает разные глупости, чтобы я не ушла, а ждала окончания тренировок.

Она девочка развитая, деятельная, всегда помогает мне по дому, я ее никогда не просила этого делать. Она и ужин помогает приготовить, овощи сама режет уже год как, полы помогает мыть, посуду, спит в отдельной комнате, мультик перед сном посмотрит, свет выключает и ложится спать. Вообще взрослая очень.

Сейчас ребенок совсем другой! Капризная, пассивная, боится всего! Помогите мне, пожалуйста, вернуть ребенка к обычной жизни! Я смотреть не могу больше, как она… существует…

Заранее спасибо. Калимуллина Надежда

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте. В Вашем письме слышится большая тревога и страх. Похоже, что вы обе переживаете сильный стресс и действительно нуждаетесь в помощи. Очень сложно видеть, как твой ребенок страдает, и не знать при этом, как ему помочь.

Однако именно Ваше спокойствие и уверенность помогут обрести чувство защищенности Вашей дочери

Потому что она чувствует Вашу расстерянноть, замешательство, беспокойство, тревогу и страх. И, к сожалению, все эти чувства передаются ей. Даже, если Вы их тщательно скрываете, она чувствует, что то-то не то, и тревожится, и боится еще больше. Работа должна вестись в двух направлениях.

  • Давайте сначала попробуем восстановить Ваше состояние. Вы пишете, что стали, как и дочь, относиться к людям с опаской. С чем это связанно? Чего Вы опасаетесь? Вы можете ответить на эти вопросы прежде всего себе, но, главное, искренне. А после этого порассуждать, как можете себя от этого обезопасить. Хотя, конечно, всего просчитать нельзя. Но какие-то основные моменты можно продумать.

Например, в случае с разговором с откровенным хамом. Лучше говорить при свидетелях, в присутствии других людей, однозначно в отсутствие детей. Это обезопасит Вас от чрезмерного хамства ( хотя не всегда). Если посмотреть, чем угрожала Вам Ваша обидчица, то видно, что ее обвинения не имеют никаких оснований, а в милицию Вы ее можете сдать, хотя бы за грубость.

Самое основное, что подобная внутренняя подготовка поможет Вам обрести уверенность в собственных силах и чувство защищенности. А это значит, что Вы и с окружающими будете общаться увереннее. А Вашей дочери будет передаваться Ваше спокойствие и она тоже будет чувствовать себя защищенной.

  • Дальше про саму девочку. Похоже, что девочка пережила некое потрясение и ей очень нужна Ваша помощь.

Прежде всего, отнеситесь к ее страху с уважением, признайте, что он есть. Если она говорит, что боится идти в детский сад, ответьте:

— Тебе страшно, что ты можешь остаться одна, без защиты?

Важно построить диалог и внимательно слушать, что отвечает дочь.

По ее реакциям, Вы увидите, что попали в точку ( именно то, что она испытывает). При этом она может заплакать, закричать. Вы почувствуете ее сильные эмоции. Очень важно, чтобы она озвучила свои переживания, выплакала их.

  1. Возможно, нарисовала бы. Например, нарисуй, чего ты боишься. После того, как она выразит свои переживания, можно искать конструктивные решения: быть всегда рядом с воспитателем, с другими детьми и так далее. Это может понадобиться до тех пор, пока она не восстановит свои силы и чувство безопасности.
  2. Возможно, поговорить с воспитателем, чтобы она не оставляла детей одних, без присмотра.

Поговорите с ней о том, чего она конкретно боится, что действительно может произойти, а чего быть не может (например то, что ее это женщина убьет, мне видится весьма сомнительным). Здесь важно как можно больше узнать о предмете страха, так как чаще всего мы боимся неизвестного.

Можно почитать с ней волшебные сказки, где герой сталкивается со злом и преодолевает его, выходит победителем

Такие, как КОЛОБОК. Правда, Колобок не победил, но как раз можно порассуждать почему. Или, почитать другие сказки, например, ГУСИ-ЛЕБЕДИ, ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА. Поразмышляйте вместе, о чем эти сказки? Что понравилось? Что запомнилось? Что произошло с главным героем? Как он победил? Кто ему помог?

В подобных сказках заложены модели поведения в разных жизненных ситуациях. И размышляя вместе с ребенком об этой сказке – эти модели поведения закладывются в подсознание позитивным багажом и в нужные моменты начинают работать. Сказки также можно вылепливать, проигрывать с куклами.

Я вам подготовила текст медитативной сказки, которую хорошо читать на ночь, перед сном. Такие сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений.

Медитативная сказка ОЗЕРО

Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг… из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.

От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни научились летать и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»

* * *

Представь, как на рассвете, пока все еще спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя.

Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Птицы поют твои любимые мотивы. На залитой солнцем поляне краснеет земляника.

Ты срываешь сочные спелые ягоды и ощущаешь во рту их сладость.

Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом протянутой к нему руки и убегает. Ты смеешься и идешь дальше.

Выйдя из леса, видишь огромное прозрачное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует успокаивающе. На голубом фоне — перистые облака, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно.

А вот пролетает стая птиц. Наблюдая за их полетом, ты мечтаешь хотя бы о мгновении дарованной им свободы. И эта мечта осуществляется.

Медленно и плавно ты отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое легкое, как облака, которыми ты недавно любовался. Движения твои легки и свободны.

Ты паришь и наблюдаешь необыкновенную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, держа что-то в клешне.

Он торопится на свое первое свидание, и, опускаясь ниже, почти касаясь воды, ты видишь у него букет из водорослей, который он приготовил своей любимой. А вот и она появляется. На дне озера идет своя привычная жизнь.

Ты улыбаешься и чувствуешь, как внутри тебя нарастает что-то большое и сильное. Это необъяснимое чувство делает тебя богаче, начинают открываться непознанные до этого ощущения, от которых становится легко и хорошо.

Все, что тревожило раньше: все страхи и неприятности уходят, уступая место теплу и доброте этого солнечного утра.

Ты опускаешься на волну и она покачивает тебя, будто бумажный кораблик.

Облака, птицы, солнечные лучи — все улыбается вокруг, даря эти улыбки тебе.

Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься. Мире тепла, доброты и любви. Возьми его с собой, и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал.
Поверьте, что постепенно страх уйдет, Ваша дочка снова обретет радость. Но для этого нужно время и ваша помощь. А возможно и помощь психолога.

Но в любом случае – это жизнь, а в жизни может случиться всякое. И это важный опыт для вас обеих, пройдя который вы станете сильнее, смелее, мудрее

______________________________

Читать также:

Источник: http://deti-club.ru/rebenka_tolknuli_v_detskom_sadu

Почему ребёнок не хочет ходить в детский сад

Ребенок  боится идти в сад

  • Причины
  • Способы выражения протеста
  • Предлагаемые меры

Многие родители сталкиваются с очень неприятной и трудно решаемой проблемой, когда ребёнок не хочет идти в садик, устраивая по утрам настоящие концерты вплоть до истерик.

От этого страдают нервные системы абсолютно всех членов семьи. Кто-то пускает это на самотёк, молча вытаскивая малыша за дверь на улицу и насильно отправляя его в детсад.

Некоторые пытаются разобраться в возникшей ситуации, выясняя причину такого поведения через разговоры с самим крохой и его воспитателями.

Несомненно, так это оставлять нельзя. Нужно обязательно разобраться, в чём дело, и предпринять соответствующие меры: советы психолога — в помощь молодым родителям. И для начала необходимо определить, почему это происходит.

Причины

Не нужно после первой же истерики бежать к воспитателям и на повышенных тонах разбираться, почему ребёнок не хочет ходить в детский сад: вам наверняка скажут, что это естественная реакция большинства малышей. На самом деле это не так.

И первым шагом должен стать анализ ситуации изнутри: поговорите со своим чадом, понаблюдайте за его поведением дома, предложите нарисовать его пребывание в садике. Всё это позволит выяснить, что с ним происходит.

Давайте рассмотрим самые частые и распространённые причины.

  • Трудности в общении с другими детьми

Это может произойти из-за внутренней замкнутости или избалованности самого малыша. Возможно, с ребёнком не хотят дружить в садике из-за того, что у него есть проблемы с речью или патологии внешности, к которым так восприимчивы дети (заячья губа, отсутствие волосяного покрова, обширная пигментация или шрамы на лице и т. д.).

  • Неготовность ребёнка посещать детский сад

Если родители не приучили его к режиму дня (кушать и спать по времени), к послушанию (нужно соблюдать определённые правила поведения, уважать взрослых), общению с другими детками, он не захочет подчиняться всему этому и ходить в садик. Если раньше он вёл вольную и беззаботную жизнь, то любые рамки будут вызывать у малыша протест и истерику.

Это тоже частая причина, почему ребёнок не хочет ходить в садик. Он может скучать по старым друзьям и воспитателю, к которым он привык. В новой группе отношения могут быть настолько сформированными, что он туда просто не сможет вписаться.

  • Отношение воспитателя к ребёнку

Всё чаще родители считают именно этот фактор главной причиной, почему их чадо не хочет по утрам отправляться в садик. И хотя на самом деле это оказывается именно так только в 30% случаев, не нужно исключать такое развитие событий.

Если воспитатель — жёсткий, авторитарный, слишком требовательный, позволяющий грубость и даже рукоприкладство в отношении деток, эту проблему придётся решать кардинально. Ведь ваш малыш просто боится идти в группу к такому человеку.

Новые вещи, чужие лица, незнакомые помещения — некоторые дети очень остро реагируют на всё это: они хотят остаться дома, в родной обстановке. Результат — вцепиться в домашний халат родной мамочки и наотрез отказаться идти в садик.

Нередко причина, почему малыш не хочет идти в садик, заключается вовсе не в этом детском учреждении, а в страхах и переживаниях ребёнка по поводу того, что происходит у него в семье.

Развод родителей, смерть кого-то из близких, рукоприкладство дома, частые ссоры отца и матери — всё это может выливаться в утренние истерики и слёзы.

Детский сад здесь — всего лишь прикрытие более глубокой депрессии, которая происходит внутри малыша.

  • Отказ от конкретных мероприятий

Иногда малышу не нравится в садике что-то конкретное, поэтому протест может быть направлен на определённый пункт режима дня:

— воспитатели жалуются на то, что он не хочет есть, отказывается садиться за стол, разбрасывает пищу вокруг себя;

— кроха не хочет спать в дневное время, мешая другим, бегая по спальне или просто тихонько плача в своей кроватке;

— ребёнок не хочет заниматься в детском саду рисованием, лепкой и другими программами, которыми сейчас перенасыщено пребывание в этом детском учреждении.

Ориентируясь на данные факторы, постарайтесь выяснить, почему ребёнок не хочет ходить в садик: что послужило поводом для утренних истерик.

Если у вас не получится это сделать, решить данную проблему будет практически невозможно, если только с помощью сеансов у психолога. Если же вы точно знаете, что случилось, нужно будет действовать, исходя из выясненных обстоятельств.

Но здесь ещё нужно учитывать и способы, с помощью которых ребёнок выражает свой протест.

Полезный совет. Не стоит задавать ребёнку вопрос в лоб: «Почему ты не хочешь идти в садик?» Он вряд ли правильно и грамотно сформулирует причину. Нужен более гибкий подход, в соответствии с советами психологов.

Способы выражения протеста

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, он обязательно покажет это своим родителям. Причём у всех это будет выражаться совершенно по-разному. Протесты могут быть очень явными, а могут протекать скрытно. Задача родителей — вовремя распознать и те, и другие.

Словесная форма протеста

Ребёнок не скрывает того, что он не хочет идти в садик. Проговаривать он это может по-разному:

  1. Спокойно, идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание.
  2. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.

Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.

Истерика

Нежелание ходить в садик нередко выражается истерикой, симптомы которой хорошо знакомы многим родителям:

  1. Ребёнок громко кричит, что не хочет идти в детский сад, при этом ничего и никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей.
  2. Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол или стену, не чувствуя при этом боли.
  3. Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём», смотрит обиженно, исподлобья.

Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей. Во-первых, нужно срочно выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в садик. Во-вторых, это болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или психотерапевту.

Плач

Если ребёнок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, но до истерики дело не доходит, нужна сначала — беседа с самим крохой, а потом — с воспитателем.

Скрытые формы протеста

Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в садик и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом приходится только догадываться. В помощь родителям — симптомы подобного скрытого протеста:

  • ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в садик;
  • придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти: «у мамы выходной сегодня», «с ним может посидеть бабушка», «он заболел», «куколок не с кем оставить», «плохая погода» — детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;
  • по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет идти в садик, тогда как из него он бежит вприпрыжку;
  • в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона, в ролевых играх, которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;
  • у ребёнка может пропасть аппетит, начаться бессонница.

Если ребёнок не хочет в садик, внимательные и заботливые родители обязательно увидят это, даже если формы протеста будут скрытыми. Есть ряд мероприятий, которые помогут вам решить эту проблему. Помните: переход в другое детское учреждение не всегда помогает. Посмотрим, что психологи советуют в той или иной ситуации.

Имейте в виду. Чем быстрее вы распознаете проблему и возможные причины, почему ребёнок не хочет ходить в садик, тем легче будет с ней справиться.

Предлагаемые меры

Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.

Выяснение причин

  1. Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.

  2. Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.

  3. Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
  4. Попросить ребёнка нарисовать садик.

    Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.

  5. Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.

Устранение причин

  1. Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
  2. Перестаньте потакать ему и баловать его.

  3. Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и дневному сну.
  4. Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.

  5. Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, — в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
  6. Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.

  7. Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.

Устранение патологий

  1. Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
  2. При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.

    ) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.

  3. Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации.

    Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.

И ещё несколько советов

  1. Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
  2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.

  3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель.

Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию.

Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.

Рекомендация врачей

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги.

Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны – самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов.

Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/pochemu-rebenok-ne-xochet-idti-v-detskij-sad/

Почему ребенок боится или не хочет идти в детский садик?

Ребенок  боится идти в сад

Каждое утро, встав по звонку будильника, вы подходите к детской кроватке, смотрите на мирно сопящего сынишку или дочь и с тоской думаете: «Ну вот, сейчас опять начнется…» Ребенок не хочет идти в садик, вы знаете об этом и, тем не менее, начинаете будить и тормошить малютку – ведь вам пора на работу, и вообще, так положено, все ходят. Сначала хныканье и капризы, а затем, если не взять ситуацию под контроль, плач и крики не заставят себя ждать. О завтраке и думать не стоит, настроение у всей семьи испорченное, а вам приходится буквально заталкивать в садик залитого слезами малыша, цепляющегося за ваши руки и ноги.

Должно ли так быть? И почему это происходит? Как правильно себя вести? На все эти вопросы есть обоснованные ответы и полезные рекомендации психолога.

Причины отказа посещать детский сад

Нужно различать две ситуации, когда ребенок не хочет идти в детский садик:

  1. при первых посещениях, когда малыш еще не привык к новой обстановке и попросту боится;
  2. спустя какое-то время, когда ребенок уже отходил в сад какое-то время, привык к воспитателю, завел новых друзей и вдруг начал капризничать и выдумывать отговорки, чтобы никуда не идти.

В первом случае ответ на вопрос «почему?» очевиден – страх. Это только принято считать, что маленьких детей не может не интересовать все новое: интересует, но до тех пор, пока они у мамы на руках. А как только дитя остается один на один с чем-то неизведанным, из интересного и занимательного оно превращается в опасное и враждебное.

Чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы или бабушки, незнакомые дети, которые могут забрать игрушку или отказаться играть в любимую игру, новая кроватка, да и вообще, все новое – кроха в растерянности.

Он не понимает, почему так, зачем так, и что вообще происходит, не хочет этого. А так как маленькие дети еще плохо ориентируются во времени, они не различают, что означает «заберу через час» или «заберу после обеда».

Ему кажется, что его бросили здесь навсегда, и он пробыл без мамы целую вечность.

Естественно, на следующий день малыш плачет и наотрез отказывается собираться в садик – ему вовсе не хочется снова переживать неприятные ощущения, испытанные вчера.

Как решить проблему?

Если причина того, что малыш не хочет идти в садик и плачет каждое утро, только в смене обстановки, ситуацию можно попытаться смягчить.

  1. Не оставляйте сразу ребенка в садике на целый день. Начинайте с двух часов утром – но именно утром, а не в обед, чтобы он приучался к новому режиму дня, привыкал вставать немного раньше и собираться в сад. Постепенно увеличивайте время пребывания в группе, но не затягивайте этот процесс. К концу первой недели стоит попытаться оставить ребенка в садике на дневной сон. Не получилось – отложите эксперимент еще на неделю.
  2. Другой вариант – попросите воспитателя разрешить вам находиться с сыном или дочерью какое-то время в группе или на прогулке. В некоторых детских дошкольных учреждениях сама администрация и воспитатели настаивают на этом.
  3. Пусть малыш выберет игрушку или предмет, который больше всего ассоциируется у него с домом, и берет его с собой. Обычно это также не запрещено правилами детских садов.

Поговорите с детским психологом – сейчас кабинеты открыты практически при каждом заведении.

Ведь дети, хотя и не могут объяснить словами, очень остро чувствуют обстановку вокруг и интуитивно подстраиваются под нее.

Если мама переживает сильнее, чем сам ребенок, даже хорошо скрывая это, он тоже будет беспокойным и капризным. Потому в первую очередь взять себя в руки и находиться в позитиве должны сами родители.

На самом деле дети очень быстро адаптируются в новой обстановке – при условии, что она будет дружелюбной и интересной для малютки. На это у них уходит всего 3-4 дня. Так что потерпите немного, если вы все делаете правильно, скоро проблема уйдет сама собой.

Чего делать не надо?

Решение проблемы в каждом случае будет найдено индивидуальное – ведь все дошколята маленькие личности со своим характером и убеждениями.

К одному ребенку можно найти подход лаской, к другому – серьезным разговором «на равных», к третьему – каким-то показательным, наглядным примером.

Но есть вещи, которые одинаковы для всех и которые делать точно не надо, если вы хотите действительно решить проблему, а не просто как-то пережить ее или сгладить.

  1. Не ругайте и не наказывайте сына или дочь. Они и так чувствуют себя покинутыми. Если вы покажете свое недовольство и отчуждение, им станет еще хуже.
  2. Не давайте взяток. «Если не будешь плакать и станешь хорошо вести себя целый день, вечером я куплю тебе шоколадное яйцо (куклу, машинку, поведу в зоопарк на выходных)» — плохая тактика. Возможно, вы добьетесь того, что ребенок перестанет идти в садик с плачем. Но и приучите его к тому, что все хорошее и приятное достается только через истерики. А вам это нужно?
  3. Не идите на поводу. Как бы ни рвалось ваше сердце при виде красного, заплаканного личика любимого крошки, как бы тяжело ни было слушать мольбы и рыдания, проявите твердость, хочет он того или не хочет. Иначе завтра вам придется начинать все сначала, и так снова, снова и снова, пока конфликт не будет разрешен – а кроме вас разрешить его не может никто.
  4. Не позволяйте ходить в садик через день. Это сводит на нет все ваши труды, потом будет очень тяжело убедить малыша, что посещать детский сад необходимо ежедневно.
  5. Полностью игнорировать капризы ребенка. Да, нередко он готов придумать любую отговорку, чтобы не делать то, что не хочет, – и чаще всего это болезнь. Жалобы на колики в животе, жар, кашель могут быть симуляцией, но могут и не быть. Взвинченное состояние, эмоциональное напряжение, новые впечатления – все это действительно может спровоцировать у чувствительных деток повышение температуры, желудочно-кишечные расстройства, аллергии и другие заболевания.

Совет

Не врите своему ребенку. Не обещайте, что заберете его через полчаса, если точно знаете, что оставите его на весь день, даже если он сильно плачет. Кроха будет ждать и снова расстраиваться, не дождавшись. И хотя со временем привыкнет к полному дню в детском садике, точно также он привыкнет и к тому, что словам родителей не нужно доверять, это всего лишь слова.

Как подготовиться к детскому саду?

Подготовка нужна – это неоспоримо. Вы же нашли время подобрать из десятков заведений лучшее на ваш взгляд, пройти медицинскую комиссию, взять справки на работе и для работы. Найдите еще немного для психологической подготовки своего ребенка, чтобы в недалеком будущем избежать конфликтов и взаимных обид.

Подготовиться к детскому саду – это не только купить новые костюмчики, панамочки, сделать прививки и начать учить азбуку. Важен психологический момент. Как сделать переход для малыша из привычного небольшого домашнего мирка, где все его любили и опекали, в просторный мир незнакомых людей, где ему еще только придется самостоятельно, без мамы и папы, завоевывать свои позиции?

  1. Заранее начните рассказывать ребенку, что его ждет. Не акцентируйте внимание на том, что вас рядом не будет – говорите о том, сколько нового и интересного он узнает и увидит, как весело ему будет там играть с детьми.
  2. Прогуляйтесь вместе с малышом в детский сад, чтобы он своими глазами увидел, что это, чем там занимаются его сверстники, как все красиво, уютно и весело.
  3. Постарайтесь познакомиться с будущим воспитателем – обычно они не отказывают в этом родителям. Таким образом ребенок привыкнет к новому человеку в своей жизни и не испугается, когда останется с ним на какое-то время без вас.
  4. Если ваше драгоценное чадо до этого круглые сутки семь дней в неделю находилось только рядом с вами – даже не с бабушкой! – немедленно исправляйте ситуацию. Пусть вам на самом деле не нужно, скажите, что отправляетесь по делам, а малыш должен какое-то время поиграть с папой, с тетей, с сестрой, другими родственниками. Постепенно приучайте его к тому, что он вполне комфортно может существовать и без вашей постоянной опеки.
  5. Показывайте мультфильмы, читайте стихи и рассказы о детях и детском саду – пусть крохе станет интересно самому увидеть, что это такое.

Очень редко дети с первого дня хорошо воспринимают садик, обходятся без капризов и плача. Почти все родители понимают это, хотя и переживают за любимое чадо.

Но куда большую тревогу вызывает поведение ребенка, который ходит в сад уже не один месяц или даже год, и вдруг по утрам его не вытянешь из постели. Он дуется, капризничает или же злится и становится агрессивным, плачет и кричит.

Свое поведение объясняет так: не хочет идти в садик. Что делать в этом случае?

Вторая проблема и ее решение

Все мы – живые существа, у каждого из нас может быть как хорошее, так и плохое настроение по тем или иным причинам. Дети не исключение. Пусть вам пора на работу и малыш только раздосадовал вас своими неуместными капризами.

Постарайтесь успокоиться, взять себя в руки и спокойно поговорить с ним, выяснив, почему он хочет остаться дома – это займет не более четверти часа, зато вы получите видимый результат, а не скандал, который может затянуться на полдня.

Выясните причину. Возможно, ребенок просто устал. Шумные сверстники, занятия по подготовке к школе, танцы и английский – малыш мог переутомиться. Небольшая пауза – и все встанет на свои места. Если получается, оставьте его дома на день-другой, взяв отгул на работе или пригласив в гости бабушку. Вот увидите, вскоре он сам скажет, что хочет в садик.

Но есть и другие моменты, которые могут стать причиной отказа ребенка идти в садик.

  1. Конфликт со сверстниками. Малыши часто бывают скрытны и не говорят взрослым обо всем, что с ними  произошло. Поговорите с воспитателем – пусть он понаблюдает за происходящим в группе. Может быть, ваш ребенок действительно стал жертвой обидных шуток и насмешек более сильного или старшего. Непременно разберитесь в этой ситуации, не допускайте, чтобы ребенок чувствовал себя жертвой и привыкал к этому состоянию, замыкаясь в себе.
  2. Конфликт с воспитателем. К сожалению, такое тоже случается очень часто. Никогда не отмахивайтесь, если ваш малыш пожаловался вам, что воспитатель как-то обозвал его, отказался помочь или, тем более, ударил или толкнул. Это может быть очень тревожным сигналом. Не обязательно, что вам «посчастливилось» попасть на психически нездорового человека, в душе глубоко ненавидящего всех детей. Бывает так, что по какой-то причине воспитатель чувствует неприязнь именно к вашему ребенку. В этом случае не остается ничего другого, кроме как подумать о переводе в другую группу, а лучше – в другой детский сад, чтобы неприятный момент без следа стерся из детской памяти.

Причина может быть и куда более банальной – невкусная еда, неудобная кровать или место за партой. Все это вполне поправимо. Еду можно давать с собой, договорившись с воспитателем, чтобы тот не кормил вашу дочь или сына манной кашей, на которую у него с младенчества непереносимость. Кровать застилается мягким пледом, принесенным из дома. А место за партой можно сменить.

Не пожалейте одного дня, отпроситесь с работы и нанесите визит в детский сад, стараясь остаться незамеченным для ребенка. Вы откроете для себя много интересного, своими глазами убедитесь, когда ваш малыш говорит правду, а когда фантазирует, и, скорее всего, легко сможете найти ответы на вопрос, почему ребенок не хочет ходить в детский сад.

Источник: http://agushkin.ru/vospitanie/psixologiya/rebenok-ne-xochet-idti-v-sadik.html

Ребенок боится идти в детский сад: в чем причина страхов

Ребенок  боится идти в сад

Малыш всю дорогу с удовольствием шагает рядом с вами, но перед дверью в дошкольное заведение упирается, начинает плакать и говорит, что боится заходить в группу. Вы в растерянности: с одной стороны — надо спешить на работу, а с другой — сердце разрывается, видя, насколько ребенок боится идти в детский сад.

Видя его неподдельный испуг, зареванное и искаженное страхом личико, возникает одно желание — бросить работу, забрать его домой и продлить декрет.

Но что делать, если это невозможно? Как понять причину детского страха и решить проблему без ущерба для психики любимого чада? Получить ответ на этот вопрос можно с помощью знаний, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Почему ребенок боится идти в детский сад

Взрослый человек не всегда адекватно воспринимает детские страхи и реагирует на них. Иногда они просто кажутся капризами. Одни мамы пытаются разобраться в этом, а другие продолжают — несмотря на то, что ребенок боится — водить его в детский сад: «Пусть приучается к слову “надо”!» Решив таким образом свою проблему, родители не задумываются, что послужило причиной страха.

Зачастую мама сама не готова расстаться с малышом, сильно переживает, боится, и это состояние передается ребенку.

Кроме того, мы, взрослые, привыкли воспринимать детские страхи «текущими проблемами» и не придавать значения тому, что способно внушить ребенку ужас.

«Подумаешь, с мужем очередной раз поругались!» А малыш чутко реагирует на малейшее изменение настроения мамы — для него это вопрос выживания.

Иногда детей в младших группах пугают сами воспитатели, убивая на корню желание идти в детский сад. За разбитую чашку — за ухо и в темную комнату: «Не будешь слушаться, закрою одного, будешь знать!» А страшные сказки перед обеденным сном — это вообще отдельная тема.

Но все ли дети пугаются подобных «методов воспитания»? На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что чувство страха, а иногда и панического ужаса, испытывают люди, наделенные от природы зрительным вектором. Именно им присуща природная способность переживать сильные чувства и эмоции от любви до страха в зависимости от развитости природных свойств психики.

Страхи детей

Можете себе представить ребенка со зрительным вектором, которого закрыли в темной комнате. Ведь страх темноты в зрительном векторе связан, в первую очередь, со страхом смерти.

В темноте малыш чувствует себя беззащитным и уязвимым, будучи не способным воспользоваться зрением — основным «каналом связи» с внешним миром.

Тогда бурное воображение дорисовывает страшных монстров, которые, по его мнению, могут жить в темной комнате. После пережитого вряд ли захочется еще раз идти в детский сад.

Кроме этого в период адаптации в детском саду страх у детей может возникать и по другим причинам:

  • Например, страх, что оставят и не заберут домой, может появиться у ребенка, если в семье он не получает чувство защищенности и безопасности. В первую очередь это ощущение ребенку обеспечивает мама, но и общая атмосфера в семье влияет на то, чувствует ли ребенок себя в безопасности. Если родители часто ругаются, обзывают ребенка, он может решить, что его просто бросили в саду.
  • Страх остаться без мамы или расстаться с ней на долгое время могут испытывать и дети, у которых есть анальный вектор, ведь такие малыши очень сильно к ней привязаны.
  • Страх перед новым и неизведанным также может возникнуть у детей с анальным вектором. Они дольше других привыкают к смене обстановки. В данном случае ни врач, ни психолог вам не поможет — необходимо только время и терпение.
  • Страх детского коллектива может испытывать ребенок, у которого есть звуковой вектор. В силу психических особенностей, ему больше нравится находиться одному в тишине, думать о своем. А при виде оравы детей может возникать страх и нежелание идти в детский сад.

Если родитель, видя, что ребенок боится, оставит это без внимания, не будет помогать, отмахнется со словами: «Перерастет» или «Мы пережили, и он переживет», страхи зрительного вектора перерастут в фобии, с которыми справиться труднее. В таком случае малыш не только будет бояться идти в детский сад, он начнет бояться всего на свете, и простые советы уже не помогут.

Идти в детский сад с удовольствием

Если ребенок по возрасту и развитию готов идти в детский сад, особых проблем с адаптацией не будет. Бывают ситуации, когда ребенок утром идет в детский сад со слезами, а вечером его невозможно забрать — это просто период адаптации. В течение года ребенок привыкнет к новой обстановке и коллективу, будет с удовольствием бежать, ожидая новой порции игр и общения со сверстниками.

Но если все-таки ребенок боится идти в детский сад, то ни в коем случае нельзя стоять и смотреть, как его в слезах забирает воспитатель. В первую очередь необходимо выяснить причину страха. Если она связана с конкретной ситуацией — воспитателями или другими детьми — необходимо поговорить об этом сначала с воспитателем, а если проблема не решится, то с заведующей ДОУ.

А если ребенок не может объяснить, почему боится идти в детский сад, проблема лежит гораздо глубже. У детей со зрительным вектором появление чувства страха зависит еще и от правильности развития. Если ничего не делать в этом направлении, страхи только усилятся.

Чтобы правильно развить ребенка со зрительным вектором, нужно больше времени проводить с ним, больше разговаривать, спрашивать, что его волнует. Читать малышу литературу на сострадание, развивая его чувственное восприятие, а не сказки-страшилки «про серого волчка», который придет ночью и укусит, рождая новые страшные фантазии.

Научитесь понимать и чувствовать своего малыша, постройте с ним эмоциональные, доверительные отношения, и когда придет время, он с удовольствием и без страха сам согласится идти в детский сад.

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину… Если ей не давали то, что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики.

 
Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.

Не могу точно сказать каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!..»
Надежда У., переводчик, Москва

«…Кажется, что прошло 100 лет. А на самом деле полтора месяца.

Отношения с ребенком поменялись полностью! Я теперь постоянно говорю ему, что я его люблю, что вечером мы обязательно встретимся, что он под моей защитой.
Я ожила.

Свидетелями моих перемен были, как ни странно звучит, люди в автобусе, на котором я ездила на работу. Каждый день в одно и тоже время одни и те же люди…»
Оксана Б., Горловка

Как упоминали выше, состояние ребенка напрямую зависит от мамы.

Уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» вы сможете понять те значимые моменты, что определяют поведение вашего ребенка: врожденные свойства психики, потенциальные таланты, желания и страхи. Вы разберетесь, как помочь ребенку сейчас и заложить основу для максимально удачного сценария его жизни.

На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь по ссылке.

Автор Алла Жалковская

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/rebenok-boitsya-idti-v-detskij-sad-v-chem-prichina-straxov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть