Посещение логопеда в 2 года

Содержание

Скажи

Посещение логопеда в 2 года

Распространенным считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит» звуки.

В действительности же задачи логопеда гораздо шире: это и совершенствование слоговой структуры слова, и расширение и обогащение словарного запаса детей, и развитие связной речи, и обучение грамоте, и профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов, внимания, слухового восприятия, памяти, мышления, общей мелкой моторики.

Для оказания квалифицированной помощи детям и взрослым логопед должен обладать основами медицинских знаний: невропатологии, анатомии и физиологии органов речи, слуха и зрения, без которых невозможно верно определить речевое нарушение, а тем более — заниматься его коррекцией. Подробнее об этом мы поговорили с логопедом компании «Добрый Доктор» Юлией Лабковой.

— Юлия Андреевна, какие проблемы может помочь исправить логопед?

— Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений: нарушение произношения звуков (дислалия, дизартрия); нарушение ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание); нарушение голоса (дисфония, афония — полное отсутствие речи); недоразвитие или утрата речи (алалия, афазия); нарушение письменной речи (дислалия и дислексия).

— Каковы причины возникновения этих проблем?

— Причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений, принято делить на две группы: органические (приводящие к нарушениям механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

К органическим причинам в первую очередь относится внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Как-то: внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, прием алкоголя и наркотических средств, прием лекарственных препаратов (существует ряд препаратов, которые противопоказаны при беременности или должны применяться с осторожностью).

Во-вторых, наследственная предрасположенность и генетические аномалии.

В-третьих, родовые травмы, асфиксия, малая масса тела новорожденного, низкий балл по шкале Апгар.

В-четвертых, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни: бактериальные и вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета.

К функциональным причинам речевых нарушений относятся неблагоприятная речевая среда, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения — когда родители мало общаются с ребенком, не читают ему сказок.

— Бытует мнение, что заикание может спровоцировать сильный испуг

— Да, это так. В такой ситуации в первую очередь следует обратиться к неврологу — он назначит медикаментозное лечение, на фоне которого подобные речевые проблемы могут уйти даже без участия логопеда.

— Есть ли какие-либо речевые проблемы, являющиеся вариантом возрастной нормы?

— Если говорить о возрастных нормах формирования звукопроизношения, то они примерно следующие. В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков. Это гласные звуки «а», «о», «э» и губные «п», «б», «м» — именно из них состоят всем известные первые слова: мама, папа, баба.

В возрасте двух-трех лет усваивается произношение ряда других звуков: гласных «и», «ы», «у», согласных «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х» и «й». Появление у детей этих звуков группами не случайно: например, когда ребенку становится доступно понимание поднимания и прижимания кончика языка к верхним резцам, в его речи появляются артикулемы: «т», «д», «н».

К трем с половиной годам формируются свистящие «с», «с'», «з», «з'», «ц». Шипящими звуками ребенок чаще овладевает в четыре — четыре с половиной года. И только лишь к пяти — пяти с половиной годам появляются звуки «р», «р'», «л», «л'».

Следовательно, если в три года ребенок, например, не произносит звук «р» — это абсолютно нормально и никакого повода для беспокойства нет.

integratsia.com

— В каких случаях рекомендуется консультация логопеда? Каковы симптомы задержки речевого развития?

— Всем детям в возрасте трех лет обязательно нужно пройти консультацию логопеда. Важно отметить, что формирование речи идет до трех лет, и до этого возраста речевой диагноз не выставляется.

С трех же лет, когда сформированы многие звуки, мы уже можем судить о речевом развитии ребенка. Например, в три с половиной года ребенок заменяет звук «к» на звук «т» — вместо «Катя» говорит «Татя».

В такой ситуации уже нужно обращаться к логопеду и «ставить» звуки.

Консультация специалиста необходима, если в полтора года ребенок не использует в речи даже отдельные слова и слоги, в два года в его речи отсутствуют фразы, речь невнятна, односложна.

После трех лет нарушено произношение многих звуков, нарушен темп речи (слишком быстрая или замедленная, заикание), малыш не может составить простое предложение, часто путает окончания, его словарный запас менее 30 слов.

С четырех лет нарушено произношение многих групп звуков, очень бедный словарный запас, ребенок использует в общении только короткие фразы, в его речи много грамматических ошибок. С семи лет — если отмечаются нарушения чтения и письма.

Большинство родителей считает, что если в два года ребенок не говорит или его речь невнятна, то причин для беспокойства нет и со временем все само по себе нормализуется.

Но такое отношение к проблеме задержки речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в коллективе. Своевременная диагностика задержки речевого развития на любом из этапов формирования речи — это первый шаг на пути к выздоровлению.

Иногда можно услышать: ребенок до пяти лет молчал, а потом как заговорил. Увы, чаще всего это из области фантастики.

Если вы обнаружили у своего ребенка любой из вышеперечисленных признаков задержки речевого развития, необходимо проконсультироваться у специалиста: в первую очередь у невролога, который назначит дополнительное обследование и при необходимости назначит занятия с логопедом.

Обратите внимание: всю необходимую диагностику можно пройти за один прием, но иногда ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к логопеду.

Дело в том, что иногда, видя чужого человека, ребенок замыкается, и логопед делает вывод, что он «не говорит», а это может быть просто реакцией на постороннего человека.

В такой ситуации может понадобиться дообследование ребенка, и это не должно быть поводом для беспокойства родителей.

logoped-zdes.ru

— Какие могут быть последствия, если вовремя не принять меры?

— Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми и как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала, снижается качество жизни.

— Существуют ли возрастные рамки, когда решать проблему уже поздно? Можно ли упустить момент?

— Решать проблему не поздно никогда. Самое главное — обратиться к специалисту. Конечно, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успешное выздоровление.

Логопед начнет работу по формированию словарного запаса, слоговой структуры и фразы.

В направления работы специалиста входят пальчиковые игры, ежедневная гимнастика, ритмичные упражнения под музыку, упражнения по формированию звукоподражания и пр.

 Если есть вялость и ограничение подвижности органов артикуляции, нужно подключать логопедический массаж. При необходимости невролог может назначить физиотерапию.

Еще один важный момент: ребенку необходима речевая среда. Если ребенок с задержкой речевого развития находится дома с мамой, с бабушкой, то этого недостаточно. Дети должны общаться между собой в детском коллективе, с воспитателем, с логопедом, с психологом и т.д. Детям, у которых в три года была обнаружена речевая патология, рекомендуется посещать детский сад, в котором есть речевая группа.

— Обязательна ли именно логопедическая группа? Или ребенок может посещать обычный детский сад, но при этом заниматься с логопедом?

— В идеале желательно, конечно, посещение логопедической группы. Да, к сожалению, по тем или иным причинам не у всех есть возможность попасть в такую группу. В такой ситуации это могут быть групповые или индивидуальные занятия с логопедом. Любые занятия приветствуются. И чем больше их будет, тем лучше для самого ребенка.

— Что могут сделать сами родители?

— Родители обязательно должны интересоваться, как проходят занятия, как ребенок усваивает программу.

Им стоит поприсутствовать на занятиях, чтобы логопед объяснил принцип работы, обучил их основам артикуляционной гимнастики (комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюсти, языка и неба).

Так как гимнастику эту требуется выполнять минимум два-три раза в день, помощь родителей незаменима. Ребенок выполняет зарядку перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляционную позу, а родитель проверяет правильность и точность упражнений.

Кроме того, родители должны следить за выполнением домашних заданий. Как правило, занятия с логопедом проходят два-три раза в неделю по 20−30 минут, и этого недостаточно.

Если родители сами будут активно участвовать в развитии речи ребенка, процесс пойдет намного быстрее. Когда мы занимаемся с логопедом, должна быть непрерывная цепочка: родитель-логопед-ребенок.

Если где-то связь прерывается, автоматически замедляется и процесс коррекции речевого нарушения.

medswiss.ru

— Есть мнение, что не стоит сюсюкаться с детьми, то есть надо говорить не «би-би», а машина. Есть ли в этом рациональное зерно?

— Да, ребенок должен слышать правильную речь, не надо разговаривать с ним на другом языке. Если это машина, то это машина.

Ребенок сам в своей речи может заменять слово «машина» словом «би-би», и тогда родитель говорит: да, правильно, машина.

То есть родитель соглашается с ребенком и в то же время говорит слово так, как оно звучит правильно. Самим родителям, действительно, полезно избегать неправильной речи.

— Существует ли профилактика логопедических проблем?

— По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукового произношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Например, артикуляционная, дыхательная гимнастика и развитие мелкой моторики.

Гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношений и для детей более старшего возраста для коррекции нарушенной речи. Проводить артикуляционную гимнастику следует по 3−5 минут, как мы уже говорили, не менее двух-трех раз в день.

— Возможно ли исправить какие-либо дефекты речи, упущенные в детские годы, уже во взрослом возрасте?

— Возможно. В любом возрасте возможно исправить любое звукопроизношение, каким бы оно ни было. Например, исправление картавости.

Конечно, взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы, ведь за определенное количество лет его язык уже привык так говорить, поэтому требуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц.

Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. Скорее всего, придется пройти несколько курсов логопедического массажа и занятий.

— А заикание?

— Да, возможно. Но здесь причина проблемы неврологическая, поэтому без невролога не обойтись.

xvatit.com

— Какие еще речевые нарушения встречаются у взрослых?

— Например, дизартрия — слабость ых мышц и, как следствие, смазанная, замедленная речь, слюнотечение.

Дизартрия может возникнуть после инсульта, вследствие злоупотребления алкоголем, ношения слишком туго или слишком слабо закрепленного зубного протеза.

Дисфония (нарушение голоса) и афония (полное нарушение голоса), которые также могут быть вызваны инсультом, а также травмами, опухолями.

Очень тяжелая патология — афазия — это распад уже сформированной речи, неспособность выражать свои мысли и понимать речь, человеку кажется, что с ним говорят на иностранном языке, он не может произнести ни звука, утеряно чувство языка. Это нарушение речи возникает после инсульта, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, аневризмы головного мозга.

К сожалению, ошибочно считать, что эта патология встречается только у взрослых, ведь инсульты и травмы головного мозга случаются в любом возрасте. Полностью наша речь формируется к пяти годам, и если с ребенком что-то случится в шесть лет, то уже может возникнуть распад уже сформированной речи.

Прогноз в лечении афазии зависит от возраста пациента, от того, чем занимался человек до заболевания (программист он, художник и т.д.), а также от зоны и очага поражения.

И, конечно же, важно вовремя начать лечение и грамотно выстроить восстановительную программу. Восстановление речи может занять от 6 месяцев до 5 лет.

Лечением такой тяжелой патологии занимается логопед-афазиолог, который прошел обучение по специальной программе.

— Что можно посоветовать для профилактики речевых нарушений во взрослом возрасте?

— Не перегружать ые связки криком и визгом. Бросить курить. Сократить риск инсульта — вести здоровый образ жизни, выполнять регулярные физические упражнения, контролировать уровень сахара в крови, уровень холестерина, поддерживать нормальное артериальное давление и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

При наличии необычных симптомов со стороны нарушения речи следует незамедлительно обратиться к врачу — не стоит ждать, что все пройдет само собой.

Источник: https://lady.tut.by/news/life/535913.html

Ребенок не говорит в 2-3 года — обращаться ли к логопеду-дефектологу?

Посещение логопеда в 2 года

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку.

Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».

Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться.

Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер.

А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития.

А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто.

Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Источник: http://karkusha.su/rebenok-ne-govorit-v-2-3-goda-obrashhatsya-li-k-logopedu-defektologu/

Когда нужно обратиться к логопеду?

Посещение логопеда в 2 года

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя.

Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией.

Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает развиваться речь самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями.

Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда.

Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.

д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками.

Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять.

Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие.

Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы.

Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

Источник: http://www.kinderok.ru/1-3/razvitie/kogda-nuzhno-obratitsya-k-logopedu.html

Занятия с детским логопедом в Москве

Посещение логопеда в 2 года

Этот вопрос часто задают папы и мамы, которые привели своих малышей на консультацию. Многие родители слышали, что «логопед занимается с ребенком с пяти лет» и ждут наступления «заветного возраста». И совершенно напрасно.

Часто такое ожидание приводит к тому, что теряются важные для развития речи годы, когда можно было бы помочь ребенку пополнить словарный запас, сформировать артикуляционные движения, нужные для постановки звуков речи, развить фразовую речь.

В психологии есть такое понятие – «сензитивный период», т.е. наиболее благоприятное время для развития той или иной функции, той или иной способности человека.

Для речи таким периодом является возраст до пяти лет, и именно в это время занятия с логопедом принесут наибольшую пользу ребенку.

Заботливым и внимательным родителям важно знать закономерности речевого развития дошкольников, регулярно консультироваться с логопедом (детской поликлиники, детского сада, речевого центра).

Особенности первого занятия с логопедом

Первая встреча на занятии с логопедом может состояться в конце первого года жизни ребенка. В первую очередь специалист обратит внимание на то, как у малыша развито понимание речи окружающих.

Ребенок в этом возрасте, как правило, понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, понимает названия действий и может выполнить простые инструкции взрослых («Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку» и др.). Ребенок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда хвалят его, активно общается с близкими.

В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мяу», «би-би» и т.п.).

Для того чтобы первые слова появились вовремя, родителям важно знать с чего начинается речевое развитие ребенка, какие психические функции необходимо развивать в первый год жизни.

Некоторые родители считают, что речь появляется благодаря движениям губ, языка. Но, наличие артикуляционных органов у человека вовсе не гарантия того, что он непременно заговорит.

Человеческая речь – результат деятельности коры головного мозга (в коре расположены особые зоны (центры), отвечающие за речевую функцию: один центр отвечает за понимание речи других людей, другой – за самостоятельную речь), а органы артикуляции только выполняют команды, поступающие от мозга по проводящим путям (черепно-мозговым нервам).

Первые полгода жизни общение строится на эмоциональном контакте родителей с ребенком. Взрослые спокойным голосом, ласковой интонацией, мягкой улыбкой, теплым взглядом показывают ребенку, как они его любят, как рады ему.

Младенец реагирует на это внимание со стороны взрослых внимательным взглядом, улыбкой и ыми реакциями: сначала гуканьем (короткие отдельные звуки), затем (примерно с трех месяцев) – протяжно-певучим гулением.

Со стороны мамы и папы важно издавать похожие звуки, «поддержать диалог» и тогда ребенок будет с радостью повторять эти звуки снова и снова.

С шести месяцев появляется лепет – многократный повтор цепочек слогов, напоминающий речь.

Иногда родители малыша принимают лепет за «настоящую речь» и с гордостью сообщают знакомым и родственникам: «Он уже говорит!». Однако, лепет еще не речь, так как не имеет смыслового значения.

Во время лепета ребенок как бы «знакомится» со своим артикуляционным аппаратом, тренирует артикуляционные мышцы, голос, дыхание.

С этого возраста меняется и тип общения между ребенком и взрослым: от эмоционального общения к ситуативно-деловому. Теперь внимание ребенка направлено не на взрослого, а на окружающие предметы, игрушки, на действия с этими предметами.

А задача взрослого – показать, какие действия можно выполнять с предметами, сформировать у ребенка познавательный интерес. Выполняя действия с предметами, рассматривая игрушки взрослый комментирует все происходящее: «Вот собачка. У собачки глазки, уши, нос. Вот хвостик. Собачка побежала: топ-топ. Собачка лает: ав-ав… ».

Сначала малыш обращает внимание только на предмет, тянется к нему, но постепенно, при многократном повторении ситуации, начинает прислушиваться к слову, делает попытки повторить слово за взрослым. Таким образом, формируется понимание речи, закладывается, так называемый, пассивный словарный запас ребенка.

Известный отечественный исследователь детской речи А.Н Гвоздев писал о том, что малышу надо не менее 100 раз услышать новое слово, прежде чем он произнесет его самостоятельно. Учитывая эти особенности развития речи, родители должны понимать: разговаривая с ребенком первого года жизни, комментируя бытовые ситуации («Давай помоем ручки. Включим теплую воду.

Вот какая сильная струя бежит. Сначала намылим одну руку, теперь вторую. Давай смоем мыло водой.» и т.п.), вы, таким образом, создаете базу, фундамент для появления первых слов и становления речи в целом.

На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, восприятия и внимания малыша.

Логопед для ребенка трёх лет

Следующий визит на консультацию к логопеду можно нанести ближе к трем годам, когда у ребенка формируется фразовая речь. В этом возрасте словарный запас ребенка может насчитывать до 1000 слов. Преимущественно, это слова обозначающие названия предметов. Меньше – глаголов, прилагательных.

Ребенок называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величину предметов (большой, маленький), форму (круг, квадрат, треугольник). Примерно с двух лет в речи ребенка происходят важные изменения – он постепенно овладевает грамматическими формами родного языка.

Ориентировочно к 2,5 годам в самостоятельной речи малыша возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах. К трем годам ребенок постепенно усваивает следующие грамматические средства языка:

  • некоторые окончания множественного числа существительных,
  • изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам;
  • используют предлоги В, НА, ПОД и др.

Надо отметить, что путь освоения ребенком родной грамматики долог и труден.

Часто в речи присутствуют грамматические ошибки, поскольку дети, усвоив одну грамматическую категорию, переносит ее и на другие слова: «стол – столы» – «стул – стулы»; «в доме – в носе» и т.п.

В таких случаях важно не повторять «ошибочные варианты», не смеяться над речью ребенка, а спокойно подсказать правильный вариант слова и попросить малыша повторить.

В этом возрасте у ребенка уже сформирован фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки родного языка. Благодаря этому, ребенок может различать на слух близкие по звучанию слова: крот – рот, кошка – кашка, мишка – шишка и т.п.

Четче становится произносительная сторона речи ребенка. К трем годам он правильно произносит гласные звуки, простые по произношению согласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, К-Г-Х, М, Н; четко произносит односложные слова («дом», «кот»), двусложные слова («нога», «киска»).

В этом возрасте допустимо смягченное произношение согласных, замена сложных по произношению согласных на простые («кошка» – «коска»), отсутствие некоторых согласных («рыба» – «.ыба»).

А вот что должно насторожить родителей, так это искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты).

Такие дефекты самостоятельно не исчезнут, преодолеть их можно только на логопедических занятиях.

На консультации логопед подскажет задания для развития фразовой речи, пополнения словарного запаса.

Необходимо отметить, что коррекция нарушений произношения не является ведущим направлением работы с детьми раннего возраста.

Логопед научит вас простым упражнениям, формирующим начальные артикуляционные движения, а вот постановкой и автоматизацией нарушенных звуков займется, когда ребенок станет постарше.

Во многих речевых центрах сейчас организуют группы раннего развития, где наряду с малышами занимаются и мамы. Смело отправляйтесь в такую группу, особенно если у вас «домашний» ребенок, не посещающий детский сад. Не забывайте, что для гармоничного развития дошкольнику необходимо общение со сверстниками.

Логопед для ребенка четырех-пяти лет

Следующий важный возраст для посещения логопеда – от четырех до пяти лет. На этом этапе совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р.

В этом возрасте активно развивается монологическая речь: ребенок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории.

Важным этапом речевого развития дошкольника является формирование начальных навыков звуко-слогового анализа (умение выделить первый и последний звук в слове, сосчитать количество слогов в слове и т.д.).

Систематическое выполнение подобных упражнений логопедии подготавливает дошкольника к обучению грамоте и является залогом успешного овладения письмом и чтением.

Поэтому со стороны родителей будет разумным обратиться к логопеду не за несколько месяцев до поступления ребенка в школу, в именно сейчас, чтобы четырех-пятилетний дошкольник имел достаточно времени «подправить» произносительные недостатки, освоить навыки звуко-слогового анализа, развить связную речь.

Как видите, на любом этапе развития дошкольника может потребоваться помощь логопеда, а стало быть, не теряйте времени даром, приходите на консультацию к специалисту и активно участвуйте в работе по развитию речи вашего ребенка.

Источник: https://www.pre-ambula.ru/logoped/pokazat-logoped

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть