Почему дети нас не слышат

Содержание

Почему дети нас не слышат? | БудьЛаска

Почему дети нас не слышат

«Как со стеной разговариваю», «говорю, говорю, а толку нет», «ничего не будет делать, пока не крикнешь» – это самые распространенные фразы, которые ежедневно слышит детский психолог от родителей.

В чем же главная ошибка мам и пап? Почему они никак не могу «докричаться» до любимого чада?

Зачастую родители дают указания ребенку так же, как и взрослому, но в «стране детства» свои законы.

Как мамам и папам общаться с ребенком, чтобы он их «услышал»?

Зрительный контакт

Внимание маленького ребенка одноканальное. Мозг крохи способен концентрируется только на одной конкретной задаче. Малыш просто не обратит внимания на то, что не является его основной деятельностью в данный момент.

Наверняка многие родители замечали, что бесполезно что-то просить у ребенка, когда он увлеченно строит шалаш из стульев или перелистывает страницы любимой книги.

Решение

Прежде чем просить о чем-то ребенка, переключите его внимание на себя. Есть несколько способов:

  • присесть рядом и посмотреть в глаза;
  • прикоснуться к малышу.

Когда ребенок отвлекся от своих занятий, можно начинать разговор. Будет лучше, если Вы обратитесь к крохе по имени: «Маша, послушай меня», «Андрей, посмотри на меня». Если ребенок старше 3,5 лет, можно просить его повторить просьбу, так малыш быстрее выполнит задание.

Не все сразу

«Вставай, умывайся, чисти зубы, снимай пижаму и садись завтракать», – слышат многие дети по утрам.

Просьбы простые, каждый малыш старше 2 лет способен все это сделать сам, но детям (до 4 лет) довольно сложно запомнить последовательность действий, поэтому они буквально «застревают» в ванной комнате, что так не нравится родителям.

Как быть?

Сложную задачу надо «разбивать» на ряд простых. Ребенок проснулся, нужно напомнить ему о необходимости умыться, после того, как первое действие завершено, говорим о втором, затем о третьем.

Говорите прямо

Маленькие дети только знакомятся с родным языком, поэтому не чувствуют «скрытый смысл» сказанного. Так, во фразе: «Долго ты будешь ходить с мокрыми руками?» – дети не замечают руководства к действию.

Хотите, чтобы вас услышали – говорите прямо: «Артем, вытри руки!»

Не кричите

Ребенок «не слышит» информацию, которую до него пытаются донести криком. Разговор на повышенных тонах вызывает тревогу и страх у малыша. Чтобы избежать наказания, дети стараются вести себя спокойнее, но пройдет немного времени и все повториться, поскольку изначально просьба «не была услышана».

Психологи утверждают, что лучший способ донести информацию до ребенка – последовательно и спокойно ее изложить. Если малыш поймет, что нельзя сутками смотреть мультфильмы в телевизоре или играть на планшете, он выполнит просьбу о выключении электронных устройств.

Разговаривайте без «не»

Сколько раз вы видели картину, когда мама говорит ребенку: «Не ходи по луже!» И через некоторое время такой малыш, мокрый и счастливый, идет домой переодеваться.

Психологи утверждают, что маленькие дети не слышат частицу «не», воспринимая мамин запрет как руководство к действию.

Родителям в такой ситуации стоит пойти на хитрость. Можно предложить ребенку соревнование: кто сможет обойти лужу так, чтобы ботинки остались сухими и чистыми.

Говорите кратко

Многословность – любимый способ воздействия бабушек. Часто можно услышать: «Не хлопай дверью, а то будет как в прошлый раз: прищемишь пальцы, будешь долго плакать, еще и синяк останется».

Дети не способны сразу запомнить так много информации. Когда речь заканчивается, они не помнят, что было в начале. Достаточно просто сказать: «Не хлопай дверью, это опасно!»

Используйте наглядность

У малышей развито наглядное мышление, они проще «схватывают» информацию, если она представлена в виде картинок.

Так, если желаете быстрее научить ребенка мыть руки после прогулки или перед едой – повесьте дома красочные напоминания (картинки), где малыш сможет отмечать свои ежедневные успехи. Тогда не придется постоянно это повторять.

Научите игрушку

Дайте ребенку возможность почувствовать себя «старшим». Это легко реализовать с помощью любимых игрушек малыша. Плюшевый мишка или зайчик может получить инструкции о том, как правильно пользоваться столовыми приборами или сидеть на горшке. После такого «обучения» малыш легко все запомнит и с удовольствием повторит.

Научитесь слышать ребенка

Зачастую плохое поведение детей – следствие нехватки внимания со стороны родителей. Уделите ребенку пару часов в день, чтобы выслушать, как прошел его день в садике, чему он научился, поиграйте вместе.

Посмотрите на мир «детскими глазами», вы с удивлением обнаружите, что маленький непоседа способен «остановиться» и выслушать.

Источник: http://BudLaska.ru/malysh/pochemu-deti-nas-ne-slyshat

Почему дети нас не слышат? – детская кухня

Почему дети нас не слышат

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу.

Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым.

Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными».

ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТАМалышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев).

Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками.

Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п.

Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

ОШИБКА 2

ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ«Сними валенки, вымой руки и за стол», — на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм.

Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки».

К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

ОШИБКА 3

«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯНапример: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог.

– Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык.

Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

ОШИБКА 4

МНОГОСЛОВНОСТЬ.«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.».

«Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».

Работа над ошибками.

Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно».

После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги.

Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

ОШИБКА 5

КРИКРебенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить.

«Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».

Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными.

Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

ОШИБКА 6

ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯАмериканский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд.

В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам.

Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры.

Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно».

Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.

Работа над ошибками.

«У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки.

Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

ОШИБКА 8

ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

ОШИБКА 9

ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог.

– “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

Работа над ошибками.

Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен.

Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

ОШИБКА 10

НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек.

Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».

Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации.

«Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом.

Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

НАУЧИ ДРУГОГО!

Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего».

Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки.

Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях!

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

Загрузка…

Источник: http://detskoe-menu.com/pochemu-deti-nas-ne-slyshat/

Почему дети нас не слышат?

Почему дети нас не слышат

Почему дети не слышат родителей, не слушают родителей? Что это? Почему так происходит? Ребенок сознательно игнорирует ваши просьбы и требования или просто их не воспринимает? Как же достучаться до ребенка? Как правильно разговаривать с малышом, чтобы он действительно вас услышал? Какие возрастные особенности восприятия мешают общаться родителям и крохе на равных? Какие детские «законы» восприятия информации должны учитывать взрослые? Каковы самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые, высказывая ребенку свои требования и пожелания? Почему малыш просто не в состоянии выполнить некоторые из просьб родителей? Всегда ли мы сами слышим ребенка?
Обо всем этом и о настоящей «работе над ошибками», которая поможет вам правильно построить общение с ребенком, вы узнаете, прочитав статью.

А если нужна будет помощь консультации детского психолога в Алматы – обращайтесь, буду рада помочь. 

Вполне естественное желание всех родителей – оградить своего ребенка от бед и неприятностей, побыстрее «научить его жизни». И сделать это они пытаются проверенным на себе способом – при помощи указаний, советов, требований, объяснений, просьб.

Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди наперебой пытаются воспитывать малыша, прививать ему правила поведения, безопасности и гигиены, донести до него, каким он должен быть – послушным, добрым, аккуратным, трудолюбивым, доброжелательным, вежливым, хорошим… Но как часто благие намерения взрослых разбиваются о нежелание ребенка их даже слышать!

Наверняка, каждая мама не раз испытывала настоящее отчаяние и безнадежность, повторяя в десятый раз одну и ту же просьбу! Кажется, что нет уже ни сил, ни терпения – им на смену приходят раздражение и злость, голос срывается на крик… А в результате – игрушки остаются разбросанными, носки – ненадетыми, руки – немытыми, ребенок в слезах, а мама, капая успокоительные капли, в очередной раз мысленно ругает себя за срыв.

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу.

Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым.

Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными».

Отсутствие зрительного контакта

Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев).

Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это.

Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку).

Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал.

Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ

«Сними валенки, вымой руки и за стол», – на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ

Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

МНОГОСЛОВНОСТЬ

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.».

«Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог.

– Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».

Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна.

Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики.

Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша.

И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

Крик 

Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить.

«Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог.

– Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».

Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Ожидание немедленного изменения поведения

Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд.

В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам.

Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры.

Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана.

Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Метод «заезженной пластинки»

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать. 

Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки.

Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям.

Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

Постоянное одергивание

«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания.

Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен.

Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Неумение слышать ребенка

«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова.

– Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек.

Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».

Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог.

– Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления.

А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

Научи другого!

Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего».

Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки.

Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».

Ирина Кудинова
в журнал “Мой маленький” январь 2013

Источник: https://psilogos.kz/articles/pochemu-deti-nas-ne-slyshat

Почему дети нас не слышат

Почему дети нас не слышат

«Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.»

Максим Горький

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб.

Почему? Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым.

Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными.

 

Фото © Eye On Psych

1. Отсутствие зрительного контакта

Мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Что делать родителю?

Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

2. Просьба, состоящая из нескольких

«Сними валенки, вымой руки и за стол», — просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Что делать?

Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда первое указание будет выполнено.

3. Косвенные указания

Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?».

Малыши понимают все буквально. Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато.

4. Многословность

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.»

Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка. Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь.

5. Крик

Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх.

А страх снижает способность мыслить. Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник.

Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком.

6. Ожидание немедленного изменения поведения

Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд.

В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам.

Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.

7. Метод «заезженной пластинки»

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.

8. Просьба-отрицание

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

9. Постоянное одергивание

Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки. «Не наступи в грязь», «Осторожно, порог», «Стой, там собака» – и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

10. Неумение слышать ребенка

Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе. Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: «Подожди!» Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть