Первое слово в предложении

Составление схемы предложения в 1 классе, примеры

Первое слово в предложении

Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

Усложнение синтаксического разбора

В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.

В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.

В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

  • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
  • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

Однородные члены изображаются кружком:

  • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
  • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

Примеры схем предложений

Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

Маша кормила кота. I________.

Гуси-лебеди унесли братца. I________.

Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта.

Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество.

Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

  • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
  • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

Отображение в схемах орфограмм

Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др.

Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании.

Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

— Мы их съели! —I___ __ ___!

— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

Необходимо:

  1. Прочитать предложение.
  2. Установить его смысловой предел.
  3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
  4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
  5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
  6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
  7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

— Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

Синтаксический разбор онлайн

Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса.

уроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова.

Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

  • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
  • уроки школы Лобачевского.
  • урок.нет — портал для учителей и учащихся.
  • Учи.ру — обучающий портал.
  • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
  • Текст.ру.
  • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/sostavlenie-shemy-predlozheniya-v-1-klasse-primery

Из чего состоит предложение в русском языке? Состав сложного и простого предложения

Первое слово в предложении

В русском языке множество единиц, но самая главная из них – предложение, потому что именно оно является коммуникативной единицей. Мы общаемся между собой при помощи предложений.

Предложение

Эта единица языка строится по определённому грамматическому образцу. Из чего состоит предложение? Конечно же, из слов. Но слова в предложениях теряют свою языковую сущность, они становятся синтаксическими составляющими одного целого, превращаются в члены предложения, грамматически связанные с другими его составными частями.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Без главных членов предложение не может существовать. А то, из чего состоит основа предложения, называется подлежащим и сказуемым.

Подлежащее

Являясь главным членом, подлежащее называет предмет речи. Если в каждом высказывании заключён фрагмент окружающего мира, то подлежащее называет явление, с которым что-то происходит, которое что-то делает или имеет какие-то признаки. Это член самый важный среди всего того, из чего состоит предложение.

Подлежащее может быть выражено любой частью речи, если оно отвечает на вопрос: что есть в мире? кто есть в мире?

Например:

Что есть в мире? Лето. Июнь Жара.

Кто есть в мире? Бабочки.

В этих односоставных назывных предложениях говорящий сообщает о наличии в мире названных подлежащим явлений. Бывает, что этого достаточно для сообщения.

Но чаще всего подлежащее в предложении связано со сказуемым.

Сказуемое

Являясь вторым составляющим того, из чего состоит грамматическая основа предложения, сказуемое выполняет следующие функции:

  • Обозначает действие предмета, названного подлежащим (Снег растаял).
  • Обозначает действие предмета, которое испытывает предмет, названный подлежащим (Крыши усыпаны снегом).
  • Называет признак, которыми обладает предмет, названный подлежащим (День был тёплый).

Обычно сказуемое выражается глаголом. Если оно выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения, то оно имеет название “простое глагольное сказуемое”. В случае, когда оно состоит из двух глаголов, один из которых – инфинитив, речь идёт о составном глагольном сказуемом. А если в составе сказуемого есть иная часть речи – не глагол, то сказуемое – составное неглагольное.

Итак, главные члены – это то, из чего должно состоять предложение. Между ними устанавливаются особые отношения, которые принято называть в научном мире координацией. Это такой вид связи, при котором подлежащее и сказуемое ставятся в одной и той же форме числа, рода, падежа.

Примеры предложения с координируемыми главными членами:

  • Снег выпал.
  • Отец – доктор.
  • Ночь тёмная.
  • Дети весёлые.
  • Прогулка намечена.
  • Игры проводятся на воздухе.

Иногда координация между подлежащим и сказуемым невозможна:

  • Пельмени – нарасхват.
  • Военный в шинели.
  • задача полководца – изучать противника.
  • Есть из солдатского котла не считалось зазорным.

Второстепенные члены предложения

Другие составляющие того, из чего состоит предложение, – второстепенные члены. Они находятся в подчинительной связи по отношению к главным членам или друг к другу и служат для определения, уточнения, дополнения их значений.

Второстепенными они называются потому, что без них предложение может существовать. Но оно не было бы полным отражением всего разнообразия мира, если бы в нём не было второстепенных членов. Сравним, например:

  • Появились подснежники (без второстепенных членов – нераспространённое предложение).
  • Весной появились подснежники (обстоятельство времени расширяет мир, отражаемый в предложении).
  • Весной появились долгожданные подснежники (определение выражает отношение человека к фрагменту мира).
  • Весной появились долгожданные подснежники – предвестники тепла (приложение помогает почувствовать радость предчувствия того, что последует после того, как появятся подснежники).
  • Весной появились на проталинках долгожданные подснежники – предвестники тепла (дополнение позволяет увидеть более точную картину мира).

Определение

Один из второстепенных членов – определение. Оно относится к члену предложения, имеющему предметное значение. Отвечает на вопросы какой? чей? и их падежные формы. Бывает согласованным и несогласованным. Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово, а несогласованные не изменяются при изменении главного слова.

  • Согласованные определения: Мой большой лающий пёс, моя большая лающая собака, моё большое лающее животное.
  • Несогласованное определение: Пёс с ошейником, собака с ошейником, животное с ошейником.

Дополнение

Один из компонентов того, из чего состоит предложение в русском языке, – это дополнение. Такой второстепенный член обозначает предмет, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак. К дополнению ставятся вопросы косвенных падежей. Оно относится к словам со значением действия:

  • водой наполнил;
  • водой наполнена;
  • наполненная водой;
  • наполнение водой.

По грамматическим признакам дополнение может быть прямым или косвенным. Прямое дополнение связано с переходным глаголом без предлога в винительном падеже:

  • вижу (кого? что?) пейзаж;
  • фотографирую (кого? что?) пейзаж;
  • рисую (кого? что?) пейзаж.

Косвенное дополнение выражается всеми другими формами существительного, кроме формы винительного падежа без предлога.

  • любовался (чем?) пейзажем;
  • красота (чего?) пейзажа;
  • думал (о чём?) о пейзаже.

Обстоятельство

Обстоятельство – это ещё одна часть того, из чего состоит предложение. Оно характеризует способ, место, время, причину, цель, условие и другие особенности действия, состояния или признака.

Обстоятельство отвечает на разные вопросы в зависимости от того, какую сторону действия оно характеризует:

  • В лесу (где?) раскрасилось всё по-осеннему.
  • Всё раскрасилось (как?) по-осеннему.
  • Раскрасилось (когда?) в сентябре всё вокруг.
  • Красиво (в какой степени?) очень вокруг.

Очень часто обстоятельственные значения могут совмещаться со значением дополнительным:

  • Я отдыхал (где? в чём?) в деревне.
  • Мы потратили деньги (зачем? на что?) на покупку.
  • Миша задержался (почему? из-за кого?) из-за товарища.

Простое предложение

В простом предложении отражается один фрагмент мира. Например: Осень пришла внезапно.

В этом предложении назван один предмет и одно его действие: осень пришла.

Одна грамматическая основа – вот из чего состоит простое предложение.

Картина, рисующаяся в простом предложении, должна быть одна. Хотя бывает так, что подлежащие или сказуемые могут составлять ряд однородных членов:

  • Осень и заморозки пришли внезапно.
  • Осень пришла и завладела миром внезапно.

Несмотря на то что в этих предложениях несколько подлежащих (осень и заморозки) или несколько сказуемых (пришла и завладела), основа предложений остаётся одна, потому что картина мира не раздроблена на несколько фрагментов.

Простое предложение может состоять и из одного главного члена. Такие предложения называются односоставными. В них отсутствие второго главного члена объясняется его избыточностью. Например, во всех назывных предложениях общее значение сказуемого – наличие в мире того, что названо подлежащим. Таким образом, слова со значением присутствия явления в мире становятся излишними:

  • Вот мой дом.
  • Это наша деревня.
  • Ночь.
  • Тишина.
  • Покой-то какой!

В односоставных определённо-личных предложениях сказуемое выражено в форме глаголов первого и второго лица. Личные окончания глаголов служат указанием на лицо: я, ты, мы, вы. По этой причине подлежащее, которое должно быть выражено одним из этих местоимений, становится избыточным для понимания смысла, заключённого в предложении. Например:

  • Выйду в поле, посмотрю на всходы.
  • Пойдёшь со мной?
  • Собираемся через час в холле.
  • Выходите без опозданий.

В односоставных неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами в форме наст. времени третьего лица множ. числа или прош. времени множ. числа. В таких предложениях выражается значение избыточности указания на предмет действия – не важно, кто это сделал, важно, что это сделано:

  • В огородах ещё собирали урожай.
  • В садах собирают яблоки.
  • На поле убирают хлеба.
  • Где-то поют.
  • Завтра выйдут на прополку.

Безличные предложения отражают мир, в котором что-то происходит без действующего лица. Поэтому подлежащее в таком предложении не просто излишне, его невозможно использовать. В качестве сказуемого чаще всего используются глаголы в форме настоящего времени единствен. числа третьего лица или прошедшего времени единствен. числа средн. рода и слова категории состояния.

  • Светает.
  • Стемнело.
  • Мне душно.
  • Ему нездоровится.

Сложное предложение

Если в простом предложении одна грамматическая основа, то несколько основ – это то, из чего состоит сложное предложение. Следовательно, в сложном предложении отражается несколько фрагментов окружающего мира: Осень пришла внезапно, и зелёные деревья стояли под шапками снега.

В предложении два предмета речи: осень и деревья. У каждого из них есть слово, которое обозначает его действие: осень пришла, деревья стояли.

Части сложного предложения могут быть связаны различными способами: бессоюзной или союзной связью. Союзные предложения могут быть сложносочинёнными или сложноподчинёнными. Лучше всего строение сложных предложений отражают схемы. Скобки и условные обозначения подлежащего и сказуемого – это то, из чего состоит схема предложения. Самостоятельные предложения обозначены квадратными скобками.

[-=], [-=].

[-=], и[-=].

Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложения, главное обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

[-=], (когда -=).

(если-=), [-=].

Примеры сложных предложений:

  • От деревьев пахло смолистым ароматом, а ветерок разносил его далеко в степь. (союзное, сложносочинённое).
  • Берёзки стояли у пруда, который отражал их в своей глубине на фоне голубого неба и белых облаков (союзное сложноподчинённое).
  • Кругом царила тишина: писк комара слышался отчётливо и звонко (бессоюзное).

Источник: http://fb.ru/article/264145/iz-chego-sostoit-predlojenie-v-russkom-yazyike-sostav-slojnogo-i-prostogo-predlojeniya

Все правила по русскому языку в помощь превокласснику

Первое слово в предложении

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

В помощь родителям

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь — уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой — а, чу и щу с буквой -у. Это также нужно запомнить.

Обучающие материалы школьникам

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.

Источник: http://veselajashkola.ru/klass/pravila-russkij-1klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть