Нечеткая речь

Содержание

Причины и виды нарушения речи у взрослых

Нечеткая речь

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая – импрессивная.

Вторая – экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

ИмпрессивнаяЭкспрессивная
  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом – мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение ого тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Пациент с инсультом (фото: availclinical.com)

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Пациентка с потерей голоса – афонией (фото: physiatrics.ru)

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  •  Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Доктор оториноларинголог проводит осмотр пациентки с речевыми нарушениями (фото: dmu-medical.com)

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

Транскраниальная микрополяризация (фото: axis-nsk.ru)

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к врачу логопеду.

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам:

  • неврологу;
  • лору;
  • терапевту;
  • логопеду.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/37-narushenie-rechi-u-vzroslyx.html

Затруднение речи

Нечеткая речь

Затруднения речи — расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми.

Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно.

Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в ом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия — представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия — патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание — является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия — патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия — является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения ой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия — нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

В некоторых случаях дополнительно необходимо получить консультацию нейрохирурга.

Нарушение речи у взрослых: причины возникновения, виды и классификация

Нечеткая речь

Для каждого человека речь является неотъемлемой частью нормального взаимодействия с окружающими, а любое отклонение в речевой функции, способно привести к психологическим проблемам, связанным с невозможностью самореализации личности.

Дисфункция речевого аппарата оказывает непосредственное воздействие на жизнедеятельность любого человека, а потому, очень важно при малейшем отклонении своевременно диагностировать патологию, чтобы избежать в будущем серьезных осложнений.

Нарушение речи – это нарушение речевой функции, которое может быть спровоцировано совершенно различными причинами.

Данный термин, включает в себя различные виды отклонений в речевом развитии человека, которые могут привести как к полной, так и частичной потере воспроизведения слов и звуков.

Условно речевые нарушения в медицинской практике делятся на две основных группы:

  • Органическая причина развития отклонений. Причинами дисфункций речевой функции в этом случае выступают внутренние анатомические патологии, затрагивающие строение речевого аппарата. Например, родовые или механические повреждения участков головного мозга, отвечающих за речевые функции, аномальное строение речевого аппарата, наследственная расположенность и т.д.;
  • Функциональная причина развития отклонений. В этом случае, нарушается нормальная работа речевого аппарата вследствие определенных внешних факторов. Например, продолжительные стрессы, отклонения в работе нервной системы, инфекционные заболевания, травмы головы, психические отклонения и т.д.

Проявляться отклонения могут в форме экспрессивной речи, заторможенности при произношении, гнусавости или заикании. Чтобы выявить причины нарушений, требуется консультация у невролога, логопеда и диагностика.

Классификация речевых отклонений

Есть несколько основных форм нарушений речи у взрослых, встречающиеся в медицинской практике. В зависимости от вида речевого дефекта, всегда требуется конкретная работа по устранению отклонений, так как отсутствие грамотного лечения, в любой момент может привести к полной потере речевой функции или психологическим отклонениям.

Основная классификация нарушений речи включает в себя несколько форм отклонений в развитии речи:

  1. Одним из основных видов отклонений в речи считается заикание. Причинами развития данной патологии являются такие факторы, как стресс, испуг, неврологические отклонения, генетическая расположенность, сильное эмоциональное потрясение.

    Характеризуется речевая дисфункция такими признаками, как постоянные сбои в ритме речи, вызванные спазмами или судорогами некоторых отделов речевого аппарата. При заикании у человека наблюдаются сложности при произношении слов и звуков, в результате чего он вынужден постоянно делать большие паузы, и повторять по нескольку раз один и тот же звук или слог.

  2. Вследствие нарушения ого тембра, может развиться гнусавость. Основная причина развития отклонения – патологии в области носовой перегородки.
  3. Нарушение устной речи, которое возникает в результате неправильно прикуса или повреждений определенных участков мозга, отвечающих за речевой аппарат, провоцируют развитие дислалии. Основной симптом этого отклонения состоит в том, что у больного наблюдаются нарушения во время произношения некоторых звуков или слов. Неправильное восприятие и искажение отдельных звуков, невнятная речь или «проглатывание» звуков так же принято называть в народе косноязычием. Данная патология не связана с нарушением слуха или повреждением ЦНС больного.
  4. Замедленность речи в результате сложности в произношении и отклонения в темпе произношения называется брадилалия. Может стать следствием врожденной расположенности, заболеваний ЦНС или психологических отклонений больного.
  5. Афазия – нарушение речи, которое представляет собой систематические сбои в ритме уже сформировавшейся речи, что обусловлено поражениями в области речевых участков мозга. Характерными признаками отклонения является невозможность больного понимать речь других людей и выражать свои мысли посредством голоса. Данное расстройство речи не является следствием каких-либо психических заболеваний. Основными причинами этого недуга являются такие патологии, как травмы в области головы, кровоизлияние в мозг, абсцесс или тромбоз сосудов головного мозга.
  6. Брадифразия представляет собой замедленную речь, что обусловлено слабым и заторможенным мышлением больного, вызванным психическими отклонениями в ходе протекания патологий головного мозга. Характерным признаком является растягивание слов и звуков, нечеткая артикуляция, долгие и неточные формулировки мыслей. Такая форма речевого нарушения чаще всего встречается у лиц, страдающих психическими заболеваниями или олигофренией.
  7. При частичном или полном отсутствии речевых позывов, развивается алалия. Возникает патология вследствие умственной недоразвитости больного или поражения участков мозга, ответственных за речевую функцию. Это крайне тяжелые формы патологии, в ходе развития которой больной может вовсе не воспринимать речь других людей, и не способен овладеть языком, поскольку присутствуют проблемы с усвоением и пониманием звуков и слогов.
  8. Очень быстрый и стремительный темп речевых потоков называется тахилалия. Основными признаками недуга являются такие проявления, как быстрый темп речи, постоянные запинания при произношении, «проглатывание» отдельных букв и звуков, их искажение. Основными причинами развития недуга являются: наследственная расположенность, гиперреактивность, патологии головного мозга, психические расстройства.
  9. Вызвать нарушение устной речи может дизартрия. Представляет собой расстройство произносительной функции речи, которое связано с патологиями участков речевого двигательного и мышечного артикуляционного аппарата (например, повреждение ых связок, дисфункция лицевых или дыхательных мышц, ограничение подвижности языка, губ или неба). Развивается патология в ходе повреждений отделов мозга (заднелобного и подкоркового). Выражается дисфункция в затруднительном произношении, искажении некоторых звуков и слогов.
  10. Многие отклонения связаны с расстройствами экспрессивной речи. Чаще всего патология развивается у детей. Причем данное расстройство речи может возникать на фоне благополучного умственного и психического развития больного.

    Патология экспрессивной речи характеризуется такими признаками, как: малый словарный запас больного, который никак не является нормой для этого возраста; проблематика с вербальным общением; слабая способность при помощи слов выражать свои мысли; неправильное употребление предлогов и окончаний слов; активное использование жестов. Основные причины экспрессивной речи до конца в медицине не выявлены, однако на процесс развития отклонений, может влиять участие генетических факторов; нарушения психологического характера; несвоевременное формирование взаимосвязи между речевыми отделами коры головного мезга и нейронами.

  11. При поражении участков ЦНС может развиться мутизм – полное отсутствие речевых рефлексов. Этому могут поспособствовать такие заболевания, как эпилепсия, поражение отделов головного мозга, некоторые виды психических заболеваний (шизофрения, депрессия, истерия).

Для того чтобы выявить форму заболевания, необходимо разобраться в том, какие причины служат толчком к развитию отклонений в речи.

к оглавлению ↑

Причины развития отклонений у взрослых

Есть немало внутренних и внешних факторов, провоцирующих отклонения в речевом произношении. Причем в зависимости от причины нарушения речи, процесс развития отклонений может носить как скоропалительный, так и постепенный характер. Чаще всего к дисфункциям приводят следующие причины:

  • тяжелые патологии, затрагивающие мозг: при внутричерепном высоком давлении, может возникнуть инсульт, основным последствием которого может стать нарушение речевых функций;
  • в ходе нарушения координации движений, вызванной поражением мозжечка головного мозга (например, инфаркт или ишемия мозга), может возникнуть такая реакция организма, как полная или частичная потеря речи;
  • механические повреждения и травмы головы и лица, в частности, у детей при родах;
  • патологии мозга, вызванные тромбозом;
  • дисфункция отделов головного мозга, отвечающих за речь и движения;
  • различные виды дегенеративных патологий нервной системы и головного мозга (Альцгеймер, деменция, опухоли и т.д.);
  • генетическая расположенность;
  • сбои в работе ЦНС;
  • родовые травмы, в ходе которых повреждаются речевые функции;
  • алкоголизм может стать причиной сбоев в речи;
  • паралич лица;
  • атеросклероз;
  • патологии мышечного артикуляционного и двигательного речевого аппарата (малая подвижность губ, языка, лицевых мышц);
  • неправильное закрепление зубного протеза;
  • снижение тонуса мягкого неба;
  • стресс, испуг, затяжная депрессия;
  • некоторые инфекционные заболевания;
  • отставание в развитии, слабоумие;
  • нарушение работы кровообращения;
  • детский церебральный паралич;
  • олигофрения;
  • глухота;
  • частые неврозы;
  • синдром Дауна;
  • болезнь Лайма;
  • продолжительный прием некоторых медикаментов (антидепрессанты, антибиотики).

Следует помнить, что причины нарушений речи могут носить как физиологический, так социальный и психологический характер.

к оглавлению ↑

Признаки отклонений

Надо отметить, что более тяжелые случаи нарушения речи, возникающие при слабоумии и некоторых психологических отклонениях в организме, независимо от возраста больного, могут спровоцировать немоту. Поэтому очень важно своевременно распознать первичные признаки, чтобы не позволить прогрессировать недугу.

Основные симптомы:

  1. Несоответствие языковой нормы возрасту говорящего человека.
  2. Дистрофия спастическая проявляется непроизвольными вибрациями ых связок больного. В этом случае отклонения в речи могут сопровождаться такими начальными признаками, как хрипота, сдавленный голос или звучание речи с придыханием.
  3. При афазии человек совершенно не умеет грамотно и быстро выражать свои мысли. У больного имеются проблемы с восприятием речи окружающих людей. Человек, страдающий отклонениями в речи, очень долго формулирует свои мысли и выражает их в словах. Слова и звуки, которые он произносит, получаются неправильными и невнятными.
  4. Слишком быстрый темп речи, или, наоборот, слишком заторможенный, может стать свидетельством нарушений функций в речевом аппарате больного. Это может быть следствием сложного психического заболевания; ТНР, вызванного патологиями мозга; инфекционных болезней или дегенеративных состояний.
  5. Еще один синдром недуга – нарушение тембра голоса. Любое изменение функций или формы ых связок может спровоцировать изменение в артикуляции и произношение отдельных звуков, а так же привести к непринужденности речи при произношении.
  6. Вследствие слабости речевого аппарата и ых мышц, появляются такие признаки, как заторможенность речи и «проглатывание» звуков.
  7. Проблемы могут проявляться в форме экспрессивной речи – быстрое и частое повторение одних и тех же слов, повышенная речевая активность, несвойственная для нормального человека, нарушение синтаксической структуры словосочетаний и плавности произношения.
  8. Гнусавость, заикание, невозможность выговорить слово или фразу, повторное произношение звуков – основные признаки отклонений в речи.

Надо отметить, что интеллектуально-мнестические функции, которые представляют собой различные формы расстройства психики, носят деградирующий характер. Зачастую при такой форме расстройства поражаются клетки мозга, что негативно сказывается на речевой функции больного.

В результате таких сложных патологий, как инфаркт или инсульт мозга, у взрослого пациента, со временем, может развиться тяжелое нарушение функций речи, вплоть, до полного онемения.

Поэтому так важно при малейшем проявлении симптомов, своевременно обращаться к специалисту за консультацией.

к оглавлению ↑

Нарушение речи у взрослых

Нечеткая речь

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и ого аппарата.

Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании.

Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога. Записаться на прием

Первичная консультация – 3 200 руб.

Повторная консультация – 2 000 руб.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную.

К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, –
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа.

Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги.

Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна.

Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает.

Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие.

Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией.

При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание).

Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая — «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Мутизм

Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме.

Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук.

Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Дисфония

Расстройство, при котором голос теряет звучность. Бывает при респираторных инфекциях, болезнях ых связок, опухолях. Это профессиональная болезнь певцов, преподавателей, публичных личностей.

Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.

Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 (495) 788-33-88

Источник: https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-rechi/

Невнятная речь: причины и особенности лечения

Нечеткая речь

Сложности речи – расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.

Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания – это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление – системное расстройство речи.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий ого аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда ая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие переключение внимания с одной деятельности на другую.

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение.

Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.

Источник: http://fb.ru/article/308648/nevnyatnaya-rech-prichinyi-i-osobennosti-lecheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть