Методики обучения в детских садах

Содержание

Методические приемы в детском саду на занятиях: обзор методов и пояснения

Методики обучения в детских садах

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.  
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях  по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков. 
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение передаваемых знаний.   

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь  учебный материал в образную форму.

Педагогу предлагается использовать литературные произведения или сочинять рассказы из личного жизненного опыта. Воспитатель, озвучивая рассказ для детей, передает свое отношение к той истории, которую повествует. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа воспитатель должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.   

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

  • познавательная;
  • этическая;
  • вступительная;
  • обобщающая.

В ходе беседы каждый ребенок имеет возможность поделиться своим мнением и опытом со всем коллективом. Беседы можно проводить после прослушивания литературного произведения или просмотра видеофильма. Беседы являются обязательным структурным элементом экскурсий и прогулок.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

  • речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
  • повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
  • постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

  • объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения;
  • указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей, творческого воображения, познавательной активности.

На занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6671_metodicheskie_priemy_v_detsadu_na_zanyatiyah

Дошкольное воспитание и образование

Методики обучения в детских садах

Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями.

Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду.

Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр, прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

Обучение детей в детском саду — это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений.

Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков.

Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя.

Так, физические упражнения с мячом закрепляют сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним.

Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы.

Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников — это их тяга к знаниям и науке.

Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы малыша приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это определяется как самопознание. Процесс самопознания проходит следующие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира, 
  • осознание своего имени, 
  • формирование самооценки, 
  • осознание своего пола и соответствующее поведение, 
  • осознание своих прав и обязанностей. 

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе. К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание — это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду.

Художественная деятельность — это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольников.

Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания — это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания — личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации.

Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детишкам во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих.

Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей.

В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять малыша за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у него будут развиваться эти положительные качества.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Занятия в детском саду

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с воспитанниками в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения дошкольников.

Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

  1. Словесные методы — это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы — это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников. 
  3. Практические методы — это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций. 

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования.

Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач.

Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Работа с родителями

Семья для дошкольника — источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы — это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы — это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями.

Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах.

Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы.

Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/doshkolnoe-vospitanie-i-obrazovanie.html

Развитие детей в детском саду

Методики обучения в детских садах

Критерии, по которым мы с вами выбираем детский сад для собственного ребенка, как правило, включают место, где находится детское учреждение, качество интерьера, санитарные условия, наличие адекватного питания, доброжелательность персонала, ну и, конечно, цены.

Однако, уточняя второстепенные, хоть и важные детали, мало кто из нас интересуется, а собственно, чем конкретно будут заниматься наши дети.

По каким программам и методикам будет осуществляться физическое и речевое развитие в детском саду, и насколько используемые тем или иным дошкольным учреждением технологии обучения эффективны по отношению к каждому конкретному ребенку.

Поскольку полезная информация никогда не бывает лишней, а будущее наших детей — это то, что заботит нас в первую очередь, мы предлагаем вашему вниманию небольшой обзор наиболее используемых в детских дошкольных учреждениях программ, обеспечивающих познавательное развитие в детском саду.

Несколько вступительных слов

Прежде, чем перейти к описанию программ, следует несколько слов сказать о современном дошкольном образовании.

В отличие от времен уже канувших в лету, когда преподаватели детских дошкольных учреждений обязаны были придерживаться утвержденных Министерством образования стандартов, современное обучение предполагает вариативность.

Согласно новой образовательной политике, дошкольные учреждения вправе самостоятельно выбирать или разрабатывать собственные методики, с их точки зрения, наиболее удовлетворяющие запросам собственного учреждения и детей, которые его посещают.

Согласно новой образовательной политике, дошкольные учреждения вправе самостоятельно выбирать или разрабатывать собственные методики, с их точки зрения, наиболее удовлетворяющие запросам собственного учреждения и детей, которые его посещают

Существующие на сегодняшний момент инновационные педагогические технологии, разработанные отечественными специалистами и рекомендованные государством, отличаются различным подходом к способу организации учебного процесса. Как правило, они делятся на:

— комплексные (направленные на общее, всестороннее развитие ребенка, включающее речевое и физическое развитие в детском саду)

— парциальные (узкоспециализированные, учитывающие одно или несколько направлений развития, к примеру, музыкальное развитие в детском саду)

Педагоги детских садиков, как правило, пользуются одной из комплексных программ и несколькими парциальными, которые обеспечивают ту или иную специализацию детского дошкольного учреждения (музыкальный, художественный, природоведческий, спортивный и т. д.)

Методика обучения в детском саду

В настоящее время на вооружении у педагогов детских садиков около шести широко используемых комплексных программ:

— «Радуга»

— «Истоки»

— «Воспитание и обучение в детском саду»

— «Детство»

— «Кроха»

— «Развитие»

«Радуга»

В основу программы заложен принцип деятельности как основной движущей созидательной силы, способствующей всестороннему развитию ребенка. Согласно названию создатели выделили 7 видов деятельности, которые стимулируют любознательность и адекватное психическое, а также физическое развитие ребенка:

— математика

— изобразительное искусство

— движение

— музыка

— развитие речи

— конструирование

— окружающий мир

Методика обучения в детском саду включает ряд специально разработанных программ, направленных на развитие у детей самостоятельности, а также создание мотивации, побуждающей юное поколение не только стремиться к получению знаний, но и самостоятельно находить пути решения тех или иных проблем.

«Истоки»

Программа с гуманитарным уклоном, разработанная с учетом особенностей возрастных характеристик и различного темпа развития малышей.

Спектр существующих методик позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, способствуя максимальной реализации заложенных в нем природой возможностей.

В программе не предусмотрено искусственное ускорение развития, методика обучения в детском саду способствует обогащению его внутреннего мира, укреплению психического здоровья, развитию самооценки и построена на тесном сотрудничестве образовательного учреждения и семьи. 

«Развитие»

Основной целью программы является развитие умственных способностей дошкольников.

Разработанная для каждой из возрастных категорий малышей программа направлена на эффективное усвоение способов и средств для решения творческих или познавательных задач.

Согласно методикам обучение предполагает наличие небольших подгрупп не более 8 человек, что делает образовательный процесс более индивидуальным.

«Детство»

В программе предусмотрено тесное взаимодействие с миром природы, а социальная адаптация ребенка происходит за счет тесного соприкосновения с различными сферами бытия (миром изобразительного искусства, народного творчества, родного языка, математики или миром людей). Образовательный комплекс предполагает ступенчатость в усвоении материала и рассчитан последовательно на три этапа дошкольного возраста.

Методика воспитания в детском саду

Представленные нами сегодня программы лишь малая часть того, что используют педагоги детских дошкольных учреждений. Главное даже не в количестве, а в качестве образовательного процесса, который должен быть подкреплен качественной методикой воспитания.

В отличие от школьников, которых готовят к выбору будущей профессии, методика воспитания в детском саду призвана обеспечить высокий уровень последующей социальной адаптации.

Даже самый внушительный багаж знаний не поможет ребенку научиться сдерживать эмоции в споре, находить компромисс, уметь четко определять границы между главным и второстепенным, прислушиваться к мнению старшим и уметь использовать полученный опыт на практике.

Умение жить и ориентироваться в социуме — задача воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях, которая, как правило, выстроена в виде игр, имитирующих настоящие жизненные ситуации.

А поскольку мы, мамы, заинтересованы в полноценном развитии своих детей, имеет смысл интересоваться методиками, принятыми в дошкольных учреждениях, и ориентироваться при выборе детского сада не столько на красоту помещения, сколько на эффективность образовательных программ по отношению к собственному ребенку.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/article/post/prazvitie-detejj-vnbspdetskom-sadup

О методиках, технологиях и программах дошкольного образования, жизнь внутри детского сада

Методики обучения в детских садах

Сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят

К сожалению, многим родителям большую часть времени сегодня приходится посвящать не воспитанию своих детей, а работе. Именно поэтому основную “тяжесть” воспитательного процесса они вынуждены перекладывать на плечи воспитателей дошкольных учреждений, где дети проводят по 8-10 часов в сутки (в будние дни) – то есть, практически все время бодрствования.

Детский сад – первая образовательная организация в жизни детей, где они учатся жить в социуме. Именно здесь дети получают первые навыки самостоятельного контакта, общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Здесь они приобретают новые знания и навыки, учатся самостоятельности и осваивают основы саморегуляции.

Здесь малышам приходится впервые договариваться с другими детьми, чтобы, например, получить желанную игрушку, что способствует коммуникативному развитию ребенка и его стремлению находить общий язык с посторонними людьми.

Другими словами, в современном обществе на работников дошкольных учреждений возлагается очень важная миссия. Во многом именно они отвечают за:

  • подготовку каждого ребенка к обучению в школе,
  • развитие у малышей типичных для их возрастной группы умений и знаний,
  • развитие логического мышления, смекалки и сообразительности воспитанников ДОУ,
  • воспитание положительных качеств характера и адекватного мировоззрения детей и т.д.

Отметим, что сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят:

  • физического;
  • коммуникативного;
  • познавательного;
  • нравственного (ценностного);
  • эстетического (художественного).

Идеальная “модель” выпускника ДОУ должна включать в себя следующие параметры:

  • владение навыками гигиены;
  • высокий уровень физического развития и закаленности;
  • уверенное владение основными видами двигательной активности;
  • наличие интеллектуальных предпосылок для эффективного обучения в школе;
  • работоспособность, стремление к познанию и саморазвитию;
  • развитое воображение, интерес к творчеству;знание основных правил дисциплины и основ культуры общения;
  • способность взаимодействовать с коллективом и осознание своих возможностей.

В зависимости от используемой в ДОУ программы развития детей “модель” выпускника может быть дополнена другими характеристиками, соответствующими специфики образовательной организации.

Программы, технологии, методики ..

Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.

Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.

Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области.

Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей.

Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.

То есть, если программа дошкольного образования является всего лишь документом, где прописано к чему нужно стремиться, то методики и технологии представляют собой реальный инструмент, позволяющий добиться прописанных в программе целей.

При этом нужно понимать, что методики носят скорее теоретический характер, в то время как технологии имеют практическое происхождение.

Практически все существующие на сегодняшний день технологии разработаны воспитателями и педагогами на основе собственного опыта воспитания и обучения детей.

Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона “Об образовании”.

Через учебники к единой системе воспитания и обучения

Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.

Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества.

Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала.

Методические пояснения дают ясное и правильное направление для всех учреждений в решении часто повторяющихся ошибок в работе с детьми, а также помогают воспитателям лучше понять их задачи и приемы передачи знаний.

Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее.

Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям.

При этом в учебники, используемые для подготовки новых специалистов, регулярно вносятся изменения, дополнения, полученные методистами министерства в результате проверок, работе над ошибками и передачи полезного опыта.

Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1378_metodikah-tehnologiyah-programmah-doshkolnogo-obrazovaniya.html

Методы и приемы обучения в детском саду

Методики обучения в детских садах

Безусловно, важный этап становления ребенка как личности происходит прежде всего в дошкольном учреждении. Проходя адаптацию в детском саду, малыш бессознательно готовится к школе и дальнейшему обучению. Однако важно использовать правильные методы и грамотный подход в обучении.

Способы и приемы обучения ребенка

  1. Наглядная демонстрация.
  2. Устный рассказ.
  3. Практическое взаимодействие.
  4. Использование упражнений, в которых будут совмещены все стороны восприятия.

При использовании одного метода лучше комбинировать его с другими, так как при совместном использовании можно добиться весьма неплохих результатов в подготовке ребенка к школе.

Важно включать в процесс активность и живость, привлекая как можно больше детей всех возрастов.

Наглядная демонстрация

Для того, чтобы в полной мере использовать данный прием необходимо рассмотреть, что же это такое. Показ или демонстрация – это процесс активного восприятия ребенком окружающего мира, в результате которого у малыша формируется представление о предметах, а также взаимосвязь с ними.

В данном случае воспитатель обязан акцентировать внимание обучающихся на основных характеристиках предмета, на наличие связующих элементов, а также знаниях о процессе возникновения того или иного предмета. Данный метод имеет несколько этапов, которые слаженно работают и формирует правильный образ предмета в головке у малыша:

  1. Подробный рассказ о предмете, его свойствах.
  2. Установление связей между звеньями процесса или вещи.
  3. Возникновение тактильных ощущений – если речь идет о каком-либо предмете.

Воспитателю можно использовать такие виды данного способа:

  1. Показ предметов – пригодятся все подручные средства – одежда, игрушки, кукольный дом и т.д.
  2. Показ предметов искусства и их активное обсуждение. Конечно, картины должны соответствовать возрастной категории дитя и не перегружать его мозговую активность. Все должно идти планомерно.
  3. Постановка и разъяснение целей функционирования данного предмета. Очень важно дать понять ребенку для чего необходим тот или иной предмет, действие. Таким образом формируется не только наблюдательность, но и правильное отношение к жизни.
  4. Показ фильмов и мультфильмов. В этом случае происходит полное развитие речевого аппарата ребенка, восприятие действительности и развитие сенсорики. Для того, чтобы развить глубокое восприятие можно проводить коллективное обсуждение после просмотра мультфильма. Как бонус происходит активное развитие и пополнение словарного запаса, что очень важно в таком возрасте.

Конечно, увиденное на примере в реальной жизни или на экране монитора должно незамедлительно корректироваться со стороны воспитателя. Это развивает правильное восприятие действительности.

Если есть возможность, рекомендуется организовать постановку спектакля или представления с помощью сотрудников детского сада. В этом случае происходит активное развитие чувственности и нравственной стороны малыша.

Ребенок погрузится в особый мир, где прослеживается замысел режиссёра и полное его проявление. После просмотра можно поиграть в игры, которые помогут в формировании воображения дитя.

Словесные методы

Весьма важны для развития речевого аппарата и коммуникативных особенностей детей. Живое общение как нельзя лучше передает всю гамму чувств и эмоций.

При помощи описания легко представить в воображении картину действительности. Также легко управлять ею при помощи коррекции со стороны воспитателя. Лучше всего для этого подойдёт рассказ.

Существуют и другие виды словесных методов обучения:

  1. Чтение вслух большого объема художественной литературы. При этом происходит незамедлительное обогащение жизненного опыта малыша, он черпает информацию и представление об окружающем мире через книги, формируя правильное восприятие. Воспитателю рекомендуется обращать внимание детей на главные характеристики главного и дополнительных героев. Обязательно проговаривайте сильные и слабые стороны того или иного персонажа.
  2. Беседы и обсуждение. Важно вовлекать в общение всех детей, не давая отмалчиваться в стороне. При этом происходит активное их участие, обсуждение прочитанного рассказа иди увиденной картинки. Воспитателю рекомендуется иногда приглашать представителей различных профессий, которые подробно расскажут о своих действиях, а также преимуществах того или иного вида деятельности.

Занятия в дошкольном учреждении

На сегодняшний день основная форма обучения в дошкольном учреждении – проведение уроков и занятий, на которых предлагается решение каких – либо задач, а также обсуждение различных нюансов. Важно обозначить четкий режим дня детского коллектива, лучше в первой половине дня, когда усидчивость и внимательность ребенка выше среднего. Для этого урок должен иметь четкую структуру:

  1. Использование комбинированных методов и новых технологий.
  2. Совмещение дидактических материалов и словесного обсуждения на уроке.
  3. Установление различных типов связей между ребенком и окружающей средой.
  4. Проговаривание пройдённого материала.
  5. Акцент на мелких деталях и демонстрация новых возможностей.
  6. Эмоциональная окраска урока.

В то время, когда воспитатель активно подключает эмоциональную сторону занятий, происходит развитие на всех уровнях, так как ребенку легче связать чувства и разум. Чем ярче будет эмоция, тем легче будет происходить процесс обучения.

Рекомендовано активно использовать домашнее задание, к примеру, описание своих выходных и проведенного времени с родителями. Это позволит сформировать закрепленный навык и активно его использовать в повседневной жизни ребенка.

Полезна: 0
Не полезна: 0

Источник: http://www.detki55.ru/biblio/category135/category138/4080/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть