мама ребенка картавит

Содержание

Что делать, если ребенок картавит?!

мама ребенка картавит

Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать, или излишне вибрировать.

Как проверить произношение звука Р у ребенка?

Сначала попросите малыша «порычать» – иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п.

Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе.

Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

  • Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда. Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач. В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет – и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь – современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р: 

  • Малоподвижный артикуляционный аппарат.

НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько…

гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» – пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

  • Нарушение фонематического слуха.

НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

  • «Неполадки» в речевом дыхании.

НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки – в том числе и звук Р – определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям – самое время Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать.

Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа: сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе; затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах; и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет.

Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша.

И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда – огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки Постановка звука Р – это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата.

Самые эффективные упражнения для разминки:

  • Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
  • Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.
  • Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
  • Упражнение «Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.
  • Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  1. Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  2. Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» – таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  3. Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  4. Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

Вы и есть – «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение.

И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» – то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце).

Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении…

Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором.

И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае – либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.
 

Источник: https://biosfera.kz/mama-club/chto-delat-esli-rebenok-kartavit

Почему ребенок картавит букву р?

мама ребенка картавит

Многие родители на определенном этапе развития своего малыша начинают задаваться вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р»? Именно этот звук вызывает у детей больше всего трудностей и прежде, чем они начинают четко «рычать», из уст крохи можно услышать все что угодно, но только не «р». Ниже мы рассмотрим этот вопрос детально и расскажем, какие шаги нужно предпринять, чтобы ребенок говорил четко и правильно.

Почему дети картавят?

Прежде чем начинать тренировки для постановки речи, нужно понять причины отклонения. В первую очередь родители должны обратить внимание на окружение ребенка. Если среди близких людей, которые общаются с малышом ежедневно, есть картавящий человек, то совсем не удивительно, что кроха не произносит звук «р». Он просто копирует неправильное произношение.

Еще одна причина картавости — это укороченная уздечка языка. Такой мелкий дефект встречается довольно часто, но его можно исправить с помощью специальной гимнастики. Несколько реже причиной того, что дети не могут выговаривать «р» становятся физиологические патологии: дефекты полости рта, неправильный прикус. С ними справиться намного сложнее.

Показания для консультации у логопеда

Ученые уже давно сошлись во мнении, что звук «р» относится к тем буквам, которые сложней всего научиться произносить, поэтому раньше времени бить тревогу не стоит. В норме практически все звуки ставятся до 4-4,5 лет. Для «р» специалисты выделили еще 1-2 года. Так что освоить его малышу нужно до 5-6 лет.

Такие цифры приведены не случайно, ведь именно в этом возрасте дети идут в школу и начинают активно изучать письмо.

Если беспокоит произношение ребенка, то отвести его к логопеду желательно до поступления в школу, чтобы успеть подготовиться к нужному моменту.

Без специальных упражнений и постоянных тренировок картавость сама по себе не пройдет, а чем дольше вы будете тянуть с визитом к врачу, тем сложнее будет в будущем достичь результата.

Виды картавости

Для того чтобы начать лечебные процедуры, важно понять, как именно ваш ребенок перекручивает звук «р». Часто дети просто пропускают сложную букву и не произносят ее. Тогда мы получаем слова «во_она» (ворона), «га_аж» (гараж).

Малыши, которые с самого детства говорят на двух языках, могут просто путаться и произносить «р» в не характерной манере для русского языка. У них может получаться гортанный «р», как у французов, или вибрирующий, как у англичан.

Еще возможен вариант подмены буквы «р» другими схожими звуками. Чаще всего замена осуществляется в пользу «л» «ы» или «й».

Тогда вы наверняка услышите «колова» (корова), «лыба» (рыба), «йука» (рука), «ывок» (рывок). Для определения сути проблемы можно провести небольшой тест.

Сначала попросите ребенка произнести один звук «р». Затем пускай он повторит слова с данным звуком (трава, рыбак, трактор).

Если у малыша получалось «рычать» по отдельности, но ему трудно произносить звук в словах, тогда главный упор в упражнениях нужно делать на слоги, где «р» будет стоять в разных положениях (ар, ор, ра, ри, ир). Если ребенок испытывает трудности даже при единичном произношении «р», тогда начинать нужно со специальных упражнений.

Домашнее лечение или помощь специалиста?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, и самое верное решение – совмещать посещения логопеда с домашними процедурами. На консультации врач оценит ситуацию, выявит причину проблемы с произношением и даст рекомендации относительно дальнейших действий. Но только на родителях лежит ответственность за соблюдение и выполнение всех рекомендаций специалиста.

С картавящим ребенком нужно заниматься постоянно. Упражнения можно превращать в веселые игры. В вашем доме должны повсеместно звучать учебные считалочки и стишки. Тогда у ребенка просто не будет шансов не научиться произносить «р».

Упражнения

Мы говорили о том, что только упорство и терпение могут победить данную проблему. С малышом нужно заниматься ежедневно. Комплекс подходящих именно в вашем случае упражнений, поможет подобрать логопед. Ниже мы представили самые распространенные и действенные виды речевой гимнастики.

Упражнение №1. Если причина картавости кроется в короткой уздечке под языком, тогда вам нужно ее растягивать. Для этого ребенку придется прижать кончик языка к небу и стараться пощелкивать, как лошадка. За 1 подход это нужно повторить 30 раз.

Упражнение №2. Для правильного произношения «р» язык должен вибрировать. Натренировать такое дребезжание можно, широко улыбаясь и при этом покусывая кончик языка зубами. Повторить 10-15 раз.

Упражнение №3. Это одно из базовых упражнений, которое помогает расслабить язык и натренировать связки. Пусть ребенок откроет широко рот и положит кончик языка на бугорки передних зубов. Держать в таком положении рот нужно на протяжении 20-25 секунд.

Упражнение №4. Оно похоже на предыдущее упражнение. Ребенок должен широко открыть рот и на выдохе ударять кончиком языка по бугоркам зубов. При этом нужно выговаривать звук «д». Повторять 20-25 секунд.

Упражнение №5. Часто это упражнение называют «Маятник». Ребенок широко открывает рот и максимально выдвигает язык вперед. После этого он должен начать двигать им в разные стороны по 15-20 раз.

Упражнение №6. Малыш должен открыть рот и прижать язык к верхнему небу. Не сдвигая язык с места, следует открывать и закрывать рот. Повторить упражнение 15-20 раз. Если малыш не устал и может сделать больше, пускай продолжает.

И напоследок нужно отметить, что на ребенка ни в коем случае не стоит сердиться, когда у него не получается произносить звук «р». Не запугивайте, не стыдите малыша и не акцентируйте внимание на том, что это дефект. Он должен чувствовать поддержку.

Речевая гимнастика должна проходить в теплой и радушной обстановке. Если кроха начинает капризничать, не заставляйте делать упражнения силой. Перенесите занятие на другое время. А главное — четко показывайте все движения и звуки на собственном примере.

Не пытайтесь объяснить все только на словах.

Источник: http://live-leader.ru/pochemu-rebenok-kartavit-bukvu-r/

Как научить ребенка правильно выговаривать букву «р»?

мама ребенка картавит

Многие родители на определенном этапе развития своего малыша начинают задаваться вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р»? Именно этот звук вызывает у детей больше всего трудностей и прежде, чем они начинают четко «рычать», из уст крохи можно услышать все что угодно, но только не «р». Ниже мы рассмотрим этот вопрос детально и расскажем, какие шаги нужно предпринять, чтобы ребенок говорил четко и правильно.

Почему ребенок картавит и как с этим бороться?

мама ребенка картавит
(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Интересно ли вам бывать на утренниках в детском саду? Думаю, что большинство из вас скажут: «Да, конечно, там ведь будет выступать мой ребенок!» И мне тоже интересно.

Воспитатели у нас в группе – молодцы! Даже если ребенок картавит, то все равно дают роль. Это важно для малышей любого возраста – возможность принять участие в празднике, почувствовать себя маленьким артистом, а не просто быть наблюдателем.

Да, наблюдая за детьми в детском саду, на праздниках или в повседневной жизни, невольно обращаешь внимание, как малыши разговаривают. Могу сказать про себя, что иногда просто ничего не понимаю, что пытается рассказать не мой ребенок, потому что он плохо выговаривает отдельные звуки. Тут, как говорится, родительское ухо плохо настроено на чужую «волну».

Как проявляется картавость?

Педиатры серьезно обеспокоены фактом, что с каждым годом число деток, у которых проявляется картавость, увеличивается. Это простонародное слово, на самом деле, на медицинском языке обозначается как дислалия, то есть нарушение звукопроизношения.

К четырем годам у малышей с относительно хорошим набором слов и при отсутствии патологий со слухом могут возникать трудности с некоторыми звуками. Например, такие звуки, как «р», «л», «ш», «ф», либо совсем не выговариваются, проглатываются, либо произносятся неправильно. Как результат, детская речь понятна только самым близким людям. Окружающие малыша практически не понимают.

Поверьте, малыши искренне переживают эту проблему. И есть два выхода из ситуации, когда родители осознают, что их ребенок картавит.

  • Первый. Если родители серьезно отнесутся к обследованию у детских специалистов и к посещению логопедических занятий, можно исправить речь, и малыш будет разговаривать четко и связно.
  • Второй. Если родителям как-то все равно, то будет упущено драгоценное время, и у повзрослевшего ребенка начнутся проблемы психологического плана, так как сверстники, наверняка, будут или сторониться его, или всячески обижать и кривлять.

Причины нарушений речи у детей

На самом деле, родителям не нужно пугаться диагноза дислалия. Как можно раньше пройдите обследование с ребенком, чтобы установить возможные причины трудностей со звукопроизношением. От этого очень сильно зависит подбор методов коррекции.

Врачи различают два вида нарушения звукопроизношения

1.Функциональная дислалия связывается с социальными условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, и с его физическим состоянием.

Если ребенок картавит, возможно, малыш просто копирует манеру разговора взрослых, которые сами плохо произносят отдельные звуки.

Бывает, что ребенку очень нравятся какие-то мультфильмы, в которых герои говорят на своем упрощенном языке и никак не желают общаться «по-взрослому».

В некоторых семьях родители мало времени уделяют занятиям с ребенком, оставляя их с престарелыми бабушками или дедушками. Другие взрослые, наоборот, слишком коверкают слова, сюсюкаются и употребляют неоправданно большое количество уменьшительно-ласкательных форм.

Все это рано или поздно сыграет свою негативную роль.

Частые болезни в раннем возрасте будут влиять на общее развитие ребенка и на тренировку речевого аппарата. Поэтому очень важно укреплять иммунитет, заниматься физическим развитием и гимнастикой с младенчества.

2. Механическая дислалия обусловлена недостатками (дефектами) в развитии губ, языка, неба и зубно-челюстной системы в результате врожденных патологий или приобретенных травм.

Чаще всего проблемы со звукопроизношением возникают, если или уздечка языка недостаточно растяжима, или есть неправильный прикус. Это может определить только опытный специалист.

Тут родители не должны полагаться на свою осведомленность или следовать советам знахарей!

Соответственно, только врач может назначить, как поправить дефекты, нужно ли оперативное вмешательство или будет достаточно регулярных упражнений под руководством логопеда-дефектолога.

Какие бывают занятия и упражнения для исправления речи?

Если вам порекомендуют пройти курс занятий с логопедом, выбирайте педагога с хорошими рекомендациями. И посещайте их не время от времени, а регулярно.

упражнения когда ребенок картавит

И пускай вам не попадется такой «специалист», как в фильме «По семейным обстоятельствам».

Разумеется, если ребенок картавит, родители могут запросто делать дома несложные упражнения, которые направлены на растяжение, укрепление и тренировку мышц лица и языка.

Подберите такое время, когда малыш в настроении, сядьте друг против друга.

Вы можете показать малышу, как сворачивать губы трубочкой, растягивать в широчайшей улыбке, цокать язычком, будто скачет лошадка, высовывать язык сильно вперед и вниз, пробуя показать, как кошка пьет молочко.

Особенно понравится деткам проделывать все это под забавные детские стишки.

А еще можно делать упражнения перед зеркалом – это очень весело!

Взрослые, как правило, понимают, что, если речь у ребенка непонятна, нужно куда-то идти, что-то делать. Понимают, но срочные меры не предпринимают. Не откладывайте!

И в заключении рекомендуем Вам посмотреть видео, где приведена несложная методика постановки звука «Р».

Источник: http://www.prodetey.com/pochemu-rebenok-kartavit-i-kak-s-etim-borotsya/1240

Как я избавился от картавости во взрослом возрасте (25 лет)

мама ребенка картавит

Сейчас будет немного нестандартный пост для моего ИТшного сайта. Но вдруг кому-нибудь мой опыт будет полезен!

До 25 лет я картавил на Р и Л. Но при этом я не картавил на мягкие буквы Рь и Ль. Я настолько хорошо научился произностить буквы Р горлом, что люди меня вполне хорошо понимали, правда если не говорить такие страшные слова как ЛОР и Laravel, которые у меня звучали крайне странно:) 

Я не заменял слова с Р на без Р, т.е. у меня рыба была рыбой, а не селедкой, а работа была работой, а не “делом”. При этом я пытался произнести Р, а в некоторых случаях люди просто проглатывали этот звук.

В детстве я думал, что просто не могу правильно произнести Р, я даже не догадывался, что ее нужно произносить языком, а не горлом. В подростковом возрасте пришло осознание, что я подсел на иглу “картавости” и от этого недуга так просто не избавиться. Но проблем мне это не доставляло, да и люди из моего окружения вполне нормально к этому относились.

Кстати, в школе не было логопеда, да и никто мне не говорил про картавость, пока я сам не понял. 

Первые проблемы

Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил.

Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач.

Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.

Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят 🙂

В 25 лет картавость не исправить. поздно. у тебя не получится

Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.

У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на я слышал тоже самое. Самое забавное, что на люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. 🙂

Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно “в теме”. Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.

Немного вводной информации от картавого со стажем

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.

Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да…

Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет

Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!

Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.

К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение. 

С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.

Апрель 2017: забываем про горловое Р.

Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц.

Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом.

Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.

Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.

Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.

Май 2017: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).

Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук  нужно произносить.

А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.

Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить. 

Забегая вперед скажу – нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р.

Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка.

Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)

Тяжелая артиллерия. 

Июнь 2017: смотрим , выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.

Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:) 

Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?

Мне очень сильно помогло вот это старое видео:

На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.

Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.

Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека

Июль, август, сентябрь, октябрь – занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца – именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим.

Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения.

На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации. 

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома.

Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа.

Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. 🙂

Я понял одну “фишку”, тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую. 

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

Рж – самое тяжелое для меня

Произнести слова ржать, жрать, корж, ржаной было сущим адом для меня. Первые два месяца занятий с логопедом я просто не мог нормально произнести звук Ж после звука Р. Хотя с ним у меня проблем не было никогда. Но к концу занятий проблема полностью исчезла. Ну еще бы, если ты два раза в неделю занимаешься с логопедом и каждый день дома. Как может быть иначе?

Самое страшное слово – маРШРутка

Самое страшное слово для меня было –  маршрутка. Это как для иностранца слово здравствуйте, которое сразу отбивает желание изучать русский язык. Все из-за РШР, которое есть в этом слове.

У меня это звучало так: марш-рутка. То есть как бы слово делилось на два слова. Конкретно это слово давалось очень тяжело. Я потратил на него пол года, но оно стало нормально звучать.

Правда я не тренировал специально это слово, все стало на свои места само.

Что в итоге?

Пол года занятий. Куча потраченного времени и нервов. Это минусы. Теперь плюсы – чистое произношение звука Р. Даже шепотом. Начиная с июля я говорил с людьми правильно, но ходил к логопеду. Это был важный момент и очень правильный для меня.

Источник: https://dimsog.ru/post/kak-ya-izbavilsya-ot-kartavosti-vo-vzroslom-vozraste-25-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть