Лепетные слова — до какого возраста?

Содержание

Развитие речи грудничка: когда ребенок начинает лепетать

Лепетные слова — до какого возраста?

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.

Этапы развития речи ребенка

  • В первые недели жизни грудничок еще не умеет устанавливать контакт. Эмоциональное общение только начинает устанавливаться. А выражает чувства и потребности новорожденный только при помощи крика;
  • На втором месяце чувства и потребности младенца становятся более осознанными, появляются новые интонации и эмоции. Привлечь внимание крохи можно путем различных воздействий на зрение, слух и осязание;
  • К третьему месяцу грудничок чувствует потребность в общении со взрослым. Он начинает гулить и ждет ответной реакции;
  • На четвертый месяц грудничок прислушивается к человеческому голосу, пытается повторить движения губ и звуки за взрослым;
  • В полгода малыш начинать гулить или произносить первые слоги, причем сначала однократно. Затем постепенно он начинает повторять их друг за другом;
  • К году ребенок уже может произносить простые слова.

Развитие речи в первые месяцы жизни

К трем-четырем месяцам грудничок уже умеет громко смеяться или проявлять недовольство. Кроха может испытывать и переживать радость и любопытство, страх и обиду. Смех и улыбка в этом возрасте происходят осознанно.

Психическое и эмоциональное развитие младенца в 4 месяца характеризует повышенное оживление. Малыш реагирует на знакомые голоса и лица, игрушки и предметы, машет руками и ногами, смеется или улыбается в ответ. Он изучает свое тело, трогает волосы и лицо, рассматривает пальчики, ноги и руки. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Кроме того, он уже узнает и реагирует на имя!

Дети в четыре месяца легко произносят гласные звуки «а» и «о», согласные – «б», «п» и «м», начинают говорить простые слоги. Для развития речи регулярно разговаривайте с ребенком, активно используйте мимику! Показывайте карточки с изображениями и произносите вслух названия. Кроме того, в это время грудничок воспринимает звуки, которые имитируют звуки животных.

В каком возрасте ребенок начинает лепетать

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.

Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

Развитие речи малыша в 6-12 месяцев

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с жестами и движениями, пойте ритмичные песенки. Используйте разные интонации, ведь дети уже в полгода распознают звуки, чувства и тона в голосе. Они следят не только за речью, но и за движением губ. Поэтому не забывайте о мимике!

Полугодовалый малыш хорошо играет с игрушками. Он уже может искать и тянуться к ним. Покажите грудничку любимую собачку или другое животное и спрячьте в сторону. Кроха сразу повернется в ту сторону, где вы спрятали игрушку. Начнет протягивать ручки и лепетать. Помогайте младенцу и приговаривайте “Где собачка? Куда делась собачка? Вот она! Возьми собачку! Как лает собачка? Ав-ав”.

Используйте карточки с изображениями. Четко проговаривайте названия картинок, имитируйте звуки животных. Кроха с радостью и интересом будет повторять за взрослым. Такие занятия и игры прогрессируют речевое развитие.

Кстати, в шесть месяцев можно оставлять малыша одного на некоторое время, чтобы тот попробовал занять себя сам. Таким образом, ребенок станет сосредоточенным и самостоятельным. Подробнее о развитии грудничка в шесть месяцев читайте по ссылке http://vskormi.

ru/children/razvitie-rebenka-v-shest-mesyatsev/.

Когда малыш начнет произносить слова, нужно тренировать мышцы щек и губ. Как правило, это происходит в 11-12 месяцев. В это время дети говорят уже около 10 легких слов, наподобие, “мама”, “папа”, “деда”, “баба”, “дай”, “вон”, “тут”, “туда” и т.д.. Кроме того, они подражают звукам животным и произносят “мяу”, “гав”, “му” и прочее.

Для тренировки мышц губ и щек педиатры рекомендуют использовать свистки, игрушечную флейту или губную гармошку. Стройте гримасы и изображайте эмоции на лице, чтобы грудничок повторял за вами.

data-matched-content-rows-num=”9, 3″ data-matched-content-columns-num=”1, 2″ data-matched-content-ui-type=”image_stacked”

Источник: http://vskormi.ru/children/kogda-rebenok-nachinaet-lepetat/

Детский лепет: как помочь ребенку заговорить

Лепетные слова — до какого возраста?

        Говоря о речи своего ребенка, родители чаще всего приводят описание того, что умеет говорить ребенок, то есть того, насколько развита его активная речь.

Но не будем забывать, что речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект – понимание речи окружающих. А для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, малышу нужны внимательные и чуткие собеседники.

И такими собеседниками можете и должны стать вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, все близкие люди, составляющие первое окружение малыша.

Вы – самые замечательные исполнители песен, никакой чтец не может сравниться с вами в чтении стихов, и никакой «говорящий ящик» не научит говорить вашего малыша, потому что научиться речи можно только в общении. Внимание родителей к начальным этапам развития речи поможет не исправлять, а предупреждать нарушения речи. 

      Первое полугодие: гукаем и гулим

          Этап новорожденности. Сразу после рождения у мамы и младенца формируется настраивающее поведение, которое получило название «связывание» (bonding). Процесс взаимодействия инициирует малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери. Он плачет, кряхтит и гукает и это помогает маме понять, в чем нуждается.

Такая эмоциональная настроенность помогает маме и малышу лучше узнать и научиться понимать друг друга, становится основой для развития взаимодействия и общения. Смешное слово «гуканье» как раз и означает первые звуки, которые произносит малыш, едва появившись на свет.

           К концу этого этапа младенец уже реагирует на обращение к нему – он перестает плакать и смотрит на вас, когда вы с улыбкой склоняетесь над ним, у него появляется первая, пока еще робкая улыбка, которая обращена именно к вам. Появление первой социальной улыбки условно считается окончанием этапа новорожденности.

           Второй этап – от 5-6 недель до 3-4 месяцев. Это этап чувственного знакомства с миром. Малыш слушает, смотрит, воспринимает запахи, прикосновения, но собственная целенаправленная деятельность у него появится только к концу этого этапа.

Звуки, которые издает ребенок, становятся более протяжными и певучими, и постепенно гуканье сменяется гулением. Малыш «поет» гласные (а, о, е, у) или издает воркующие слоги с горловыми согласными: гыы-гыы-гыы, агууу, гууу, иногда можно услышать слог «ля».

         Ребенок все чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и если он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение называется “комплексом оживления” и говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком.          В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь: еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Улыбайтесь малышу, пойте, сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка вызовет у малыша ответную реакцию: на лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движение рук и ног станут ритмичными – он весь устремится к вам.          Если ребенок устал и не хочет общаться, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок. Движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать.          Понимание интонации: младенец вслушивается в интонации взрослого и начинает различать их – он ведет себя по-разному в ответ на ласковую или строгую интонацию, а по тому, как малыш поворачивается, когда его окликают, видно, что он различает и зовущую интонацию. Малышу нравится слушать песенки и потешки, сопровождаемые стишками, их ритмический рисунок и многочисленные повторения привлекают его внимание.          Понимание ситуации: заслышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может понять, что предстоит купание, или, завидев, что мама достает ножнички, начинает хныкать, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится – подстригание ногтей.

         Понимание интонации и ситуации – это основа понимания речи. Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати. 

            Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого.
             На что обратить внимание: если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким вы должны сообщить об этом своему педиатру.

Возможно, он предложит вам проверить слух ребенка.
            Третий этап. С трех до шести-семи месяцев. Начало собственных действий. В этом возрасте ребенок начинает тянуться и бить по игрушке, потом захватывать и играть ею.

            Малыш все лучше ориентируется в происходящем, он начинает по-разному относиться к окружающим его людям: он не только узнает знакомых взрослых и радуется им, но и опасается всего незнакомого. В тоже время ему нравятся игры-страшилки, например «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая» «В ямку бух».

Такое переживание страхов, связанных с неожиданными действиями взрослого, позволяет ребенку научиться принимать новое.

         Меняется и речь ребенка. Гуление становится более активным и протяжным.

Иногда вы можете услышать в речи губные звуки, что говорит о скором появлении лепета – цепочки слогов, преимущественно с губными и переднеязычными согласными, например ма-ма-ма, бу-ба-бу, да-да-да. Малыш может сам показать, чего хочет: потянувшись к игрушке, он оглядывается на взрослого, призывая его на помощь. Если вы откликнетесь на его призыв, то он будет обращаться к вам снова и снова. 

       Второе полугодие: лепетные слова

        В этом возрасте ребенок учится добираться до желаемой цели. Появление у него ползания и умения садиться открывают новые возможности для развития исследовательской деятельности и игры. Ребенок все активнее использует длинные цепочки слогов.

        Вы можете помочь развитию лепета:– Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам. – Помните, что обычный речевой поток взрослого не помогает развитию лепета.

Дети в этом возрасте проявляют интерес к словам, в составе которых есть губные и переднеязычные звуки, как, например, в потешке «баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок» и еще охотнее он повторяет слоговые цепочки «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля», «ва-ва-ва» и т.д. – Не запрещайте ребенку брать в рот игрушки.

Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление в репертуаре ребенка слогов с согласными звуками. – Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. К примеру, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки и, одновременно, произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».

– Если у вас есть возможность, организуйте встречи своего малыша со сверстниками, возможно, это будет инициировать его лепет. Перед появлением слов слоговая цепочка становится более короткой, то есть сокращается до 2-4 слогов, что соответствует структуре слов русского языка. 

                            Первые слова

         Те, кто ждут «настоящего слова», могут не заметить их появления. Важно знать, что в этом возрасте словом считается любое сочетание звуков, несущее постоянный смысл, например, “а-а-а” (спать) или “кс” (кошка) – так могут выглядеть первые слова ребенка.

       Постепенно в речи ребенка появляется все больше лепетных слов, которые представляют особый пласт русского языка, называемого “нянюшкин словарь” или язык нянь. Часть таких слов – например, дядя, мама, папа, баба – вошли в нашу “взрослую” речь, а другие, например, бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми.

         Первые слова многозначны, и только в конкретной ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так, словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и все пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например, маленькую собачку или белку.

На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи.          В этом возрасте происходит очень важные изменения и в понимании ребенком речи окружающих – он начинает обращать внимание на речь взрослых. На предыдущих этапах мы говорили о том, что ребенок понимает ситуацию.

Теперь он начинает понимать речь в определенной ситуации, например, когда взрослый, протягивая руку, говорит: «Дай ручку!» – малыш протягивает руку в ответ.            Следующий шаг в понимание речи: понимание слов вне ситуации. Например, услышав слова: «пора включить свет», он поворачивает голову и смотрит на лампу.

Ваша речь на этом этапе должна быть простой, лаконичной и соотнесенной с тем, на что обращено внимание ребенка. Если он смотрит на кошку, скажите: какая кошечка! Кис-кис. Это поможет ребенку не только познакомиться с «взрослым» словом «кошечка», но и даст ему образец слова, который может использовать он сам.

           Во время кормления называйте продукты, одевая, раздевая, купая ребенка, называйте вслух части его тела, а также предметы одежды, обязательно говорите о том, что вы делаете. Не забывайте знакомить ребенка и со словами действиями: упал- бах, попрыгаем –прыг-прыг, покачаемся кач-кач.

          Приведем еще несколько простых правил, которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова:

– Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие. – Беседуя с малышом, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными. – Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения. – Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет. – Наряду со словом, познакомьте ребенка с лепетным словом.          Еще одно общее для всех этапов правило: ребенок должен слышать вашу речь и бытовые звуки. Постоянно работающий телевизор и неумолкающий музыкальный центр – тормозят речевое развитие ребенка.

          Малыш все чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч или показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться.

А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Когда инициаторами диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и задавать вопрос, и отвечать на него.

Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.

                     Размеры словаря

        К году ребенок обычно умеет говорить около 5-10 слов и понимает несколько десятков слов. Еще раз напоминаем, что, говоря о словах ребенка, мы имеем в виду любые звуки и их сочетания, несущие постоянный смысл. Например, “ам”, “биби”, “киса”, “бах”.

       К 18 месяцам – словарь увеличивается до 15 лепетных слов и звукоподражаний.        К двум годам совокупный словарь, то есть то, что понимает и говорит ребенок, составляет около 200 слов. Из них ребенок может говорить около 50 слов.

В этом же возрасте должны появляться двухкомпонентные высказывания, например, “папа дррр” (папа уехал на машине).          Это тот минимум, ниже которого нужно принимать меры.

        Проблема только в том – какие? Чаще всего малоговорящих детей идут к неврологу, а тот выписывает стимулирующие медикаменты.

Помощи нужно искать у логопеда, но и здесь проблемы – очень мало специалистов, которые умеют работать с детьми до трех лет.

Источник: http://klubkom.net/posts/44413

Развитие речи у мальчиков и девочек: в каком возрасте ребенок понимает речь

Лепетные слова — до какого возраста?

Малыш произнёс первые «мама-папа», стал реагировать на ваши слова  – для каждого родителя это настоящий прорыв в развитии любимого чада! Какие речевые этапы должен освоить ребёнок и как ему помочь начать понимать речь?

Понимание речи – это преобразование акустического представления речи в смысловое. То есть, это взаимосвязь между словом (его звучанием) и тем, что оно обозначает.

Например, когда вы говорите «стул», вы точно понимаете что этот набор звуков обозначает предмет, на котором сидят. А в голове у вас сразу рисуется образ этого предмета: сиденье, четыре ножки и спинка. Понимание речи невозможно без её восприятия.

Чтобы понять речь человека, надо отчетливо слышать и понимать каждое слово. Как происходит понимание речи детьми?

В каком возрасте ребёнок понимает речь

В возрасте около 1 года у ребёнка начинает происходить интенсивное усвоение речи, и он начинает понимать окружающих его людей. Но это осознание пока ограничивается только пониманием ситуации, а не отдельных предметов и действий.

https://www.youtube.com/watch?v=01Mk4Pdotak

Когда вы просите малыша показать тот или иной предмет, он легко выполняет просьбу, но на точно такой же вопрос постороннего может не отреагировать. Это происходит не потому, что он не хочет это делать, а от простого непонимания. Ведь побуждением к действию для него пока являются не сами слова, а реакция на ваши жесты, интонацию и мимику.

Если в два года у ребёнка нет в общении даже лепетных слов  – это повод показать его неврологу и логопеду.

Часто какие-то слова мы сопровождаем жестами. Например, говоря «привет», машем с улыбкой рукой. Ребёнок схватывает связь между этими действиями, понимает ситуацию, правильно реагирует. Но лишь спустя какое-то время, он начнет улавливать значение слов вне зависимости от того, кто и как их произносит. Слова становятся для него самостоятельной единицей.

Так малыш набирает свой пассивный словарь. Это как раз те слова, которые он уже понимает, но пока не произносит (произносимые слова – это активный словарь).

К 18 месяцам ребёнок пытается сам узнавать названия интересующих его предметов, прибегая к помощи окружающих людей.

В два года он уже понимает почти все слова, которые используют в своём обиходе его близкие. Малыш теперь знает, что при помощи речи можно общаться, получать ответы на определённые вопросы и озвучивать свои желания.

После двух лет ребёнка начинают завлекать разговоры других людей, он к ним прислушивается. Осознание слов становится иным.

Новый уровень понимания ребёнком человеческой речи – это умение воспринимать ее на слух. Когда вы читаете малышу книги с простыми сюжетами, он начинает постигать речь как рассказ о предметах и ситуациях, которых в настоящий момент нет перед глазами.

Как научить ребёнка понимать речь?

Речь – это высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом. Для её развития необходима особая зрелость коры головного мозга, слух и сформировавшийся артикуляционный аппарат.

Прежде чем научить понимать ребёнка обращённую к нему речь, научите его понимать и различать неречевые звуки с помощью специальных игрушек и аудиозаписей, после этого свяжите конкретный звук с предметом, обозначая его словом.

Так обогащается понятийный словарь, а значит и понимание обращенной речи.

Чем вы можете помочь ребёнку для развития понимания речи:

  1. Всегда соотносите слово с наглядным действием. Если вы рассказываете ребёнку про цветы, то не поленитесь показать их ему. Покажите, что цветы бывают разными. Одни растут в вашем доме, другие на улице, а третьи нарисованы в книжке.
  2. Не говорите сложными предложениями. Ребёнок еще слишком мал, чтобы усвоить много информации сразу. Поэтому предложения из 2-3 слов идеальны для его восприятия.
  3. Произносите слова достаточно медленно и четко. Чем спокойнее и отчётливее вы говорите, тем лучше. Малыш физически не может воспринять быструю и невнятную речь.
  4. Рассказывайте крохе, что вы делаете и зачем. Когда вы что-то готовите или убираете – не забывайте всё комментировать. На улице тоже рассказывайте понемногу о том, что вы вместе видите. Пусть вам и кажется, что он ничего не поймет. Всё отложится на подкорке и в пассивном словаре.
  5. После произнесения лепетных слов называйте полный вариант слова. Лепетные слова важны для детей, это его первая возможность ответить миру. Но ребёнок должен понимать, что не только «ав-ав» обозначает это симпатичное животное в вашем доме, но и слово «собака». И таким образом перейти на новый уровень общения.
  6. Постарайтесь сами заинтересовать малыша в общении. Мотивируйте выше чадо на разговор. Используйте больше жестов и мимики. Понимание речи детьми легче проходит через призму эмоций.
  7. Читайте больше книг. Важно читать книжки не только с картинками, но и без них. Так ребёнок научится воспринимать речь саму по себе, не опираясь на изображение.
  8. Начинайте с малого. Обучая малыша пониманию речи, начните с использования существительных, следом добавляйте глаголы и лишь потом признаки предмета. То есть сначала, катая вместе мяч, вы говорите о нём просто: «Это мяч, смотри какой мяч». Потом можно добавить действие: «Смотри, мяч катится!» и только затем снабдить его признаком: «Посмотри, какой большой мяч катится».

Развитие речи у мальчиков и девочек

Есть несколько причин того, почему развитие речи у мальчиков и девочек происходит по-разному. По природе роль женщины сводится к тому, чтобы рожать потомство, копить опыт и передавать его следующему поколению.

Следовательно, девочкам очень важен обмен информацией и их способность к этому проявляется в большей степени. Мальчики же должны охотиться и осваивать новые территории, поэтому речь для них, по сути, не так актуальна.

Оба полушария мозга у мальчиков развиты одинаково хорошо, но пучок нервных волокон, который их соединяет, тоньше, чем у девочек. Поэтому передача данных между пространственным мышлением (правое полушарие), речью и интеллектом (левое полушарие) немного замедлена.

Понимание и развитие речи зависит ещё и от данных конкретного ребёнка и особенностей его развития. Помните, что вы должны следить за своей речью, так как вы – пример для подражания у малыша.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/kak-nauchit-rebyonka-ponimat-rech/

Когда ребенок начинает говорить?

Лепетные слова — до какого возраста?

Малыши первых месяцев жизни выражают свои эмоции только с помощью плача и отдельных звуков, и любящим родителям приходится учиться понимать этот непростой язык.

Но ребенок становится старше, он внимательно слушает взрослых и всё больше понимает. Когда же наладится “обратная связь”? Мамам и папам, конечно же, очень хочется поговорить с любимым крохой, узнать, что он чувствует и о чем думает.

О развитии столь важного навыка, как речь, мы и поговорим с вами сегодня.

Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы

Понятие “норма” в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.

  • Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
  • В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления – это промежуточная фаза между криком и лепетом.
  • В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
  • Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла – они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
  • В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
  • В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
  • Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам – обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.

Во сколько дети начинают говорить первые слова?

На форумах мам часто можно прочитать радостные высказывания мам 6-7-месячных малышей: “А моя дочка сегодня ОСОЗНАННО назвала меня мамой!”, “Ура, сынок сказал свое первое слово!”. Не хочется их огорчать, но неврологи утверждают, что до 9-10 месяцев говорить об осознанности лепетных слов нельзя.

Грань между лепетом и лепетными словами тонка, но разницу можно уловить: когда ребенок лепечет, он лишь “тренируется”, многократно повторяя полюбившиеся ему слоги.

А вот когда он начинает говорить “мама” конкретно в отношении мамы, входящей в этот момент в комнату, называть “дядей” увиденного мужчину на улице или требовать “дай”, завидев интересный предмет – вот это уже слова, а не просто лепет!

Первые слова легки в произношении и плавно происходят из лепета. В основном, дети начинают говорить о том, что для них значимо, о знакомых и привычных вещах (иногда -действиях). Простые речевые конструкции, не содержащие ударного слога – ням-ням, мама, ав-ав, му, дай, на, ту-ту – соответствуют способностям малышей по выговариванию слов.

Дети накапливают пассивный и активный словарный запас крайне неодинаково. Понимание отдельных слов речи, а не только интонации обнаруживается у них в 8-9 месяцев. Чем дальше, тем сильнее разрыв между тем, что ребенок понимает и тем, что может сказать.

Годовалые малыши распознают смысл около 50 слов, а сказать могут до 10-15. Некоторые дети к году говорят лишь 2-4 слова, другие – кажется, вообще только лепечут “на своем языке” – всё это является вариациями нормы.

Главное, чтобы малыш проявлял понимание обращенной к нему речи.

Как проверить, понимает ли ребенок то, что вы ему говорите? Внимательным родителям это легко удается. Когда вы просите кроху дать вам мячик, он старается выполнить просьбу или, по крайней мере, находит нужный предмет взглядом? Это признак благополучного развития пассивного словаря. В норме он увеличивается после 8-9 месяцев быстро и постепенно.

Что же касается формирования активной речи, то оно происходит скачкообразно и поначалу медленно. Годовалый малыш усваивает от 1 до 6 слов в месяц. У некоторых эта фаза затягивается надолго – до года.

Потом наступает период “лексического скачка”, когда ребенок может усвоить до 8-12 новых слов в неделю.

Через 2-3 месяца может случиться “лексический взрыв”, во время которого в активном словаре появляется до 12 слов в день! После этого активный и пассивный словарь уравниваются по количеству слов и обновляются практически синхронно.

Когда дети начинают говорить фразами?

Обычно в годовалом возрасте дети говорят хотя бы несколько слов. Следующий этап, которого очень ждут все родители – появление словосочетаний и простых фраз. Действительно, появление фразовой речи означает, что развитие вашего чада идет правильными темпами.

Итак, постараемся ответить как можно более четко на волнующий мам вопрос – когда ребенок начинает говорить предложениями? С точки зрения специалистов по детской речи, предложение может состоять даже из одного слова.

Отправной точкой для возникновения первых словосочетаний и простых фраз считается возраст 1,5 года. Произношение слов у полуторагодовалого малыша, разумеется, далеко от совершенства. Он может обозначать предмет первым слогом его названия, а простая фраза – звучать следующим образом: “Дай ку” (дай куклу).

Начиная с полутора лет, детские лепетные слова и говорение “на своем языке” постепенно сменяются подражанием речи взрослых. Дети учатся соединять слова в простые фразы в возрасте 1,5-2 лет.

Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, следует обсудить данный вопрос с неврологом для исключения каких-либо проблем развития. Если во всем остальном малыш развивается нормально, возможно, врач посоветует вам просто подождать.

Отсутствие же фразовой речи в 2,5 года – тревожный симптом, который обычно требует медицинского вмешательства. Несмотря на то, что обращаться к логопеду в 2-2,5 года еще рано, выяснить причину речевого неблагополучия необходимо своевременно, чтобы потом, в 3 года не было поздно.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, когда ребенок начинает хорошо говорить. У всех разные понятия о том, что такое “хорошо”. Если вы ждете фразовой речи – это 1,5-2 года, если говорения ребенка, как взрослого человека, то это уже период после 3 лет.

Ребенок поздно начинает говорить, если..

Для позднего развития речи существует несколько причин. Сейчас те или иные речевые проблемы существуют у многих детей. Это связано не только с наследственностью и индивидуальными особенностями конкретного малыша, но и с тем, как общаются с ребенком в семье.

Итак, основные причины, почему ребенок не начинает говорить:

  1. Медицинские проблемы (короткая уздечка, недоразвитие речевого аппарата, нарушения слуха). Их необходимо исключить в первую очередь, посетив соответствующих специалистов.
  2. С ребенком мало общаются. Речь – функция социальная, и для ее развития необходима постоянная тренировка.
  3. Ребенок – непоседа. Чаще всего речь у девочек развивается раньше просто потому, что они более спокойны и усидчивы. Мальчики непоседливы и чаще заняты исследованием мира вокруг. Да и характер развития речи у них несколько иной: в отличие от девочек, осваивающих в первую очередь названия предметов, они преимущественно употребляют слова-действия.
  4. Негативная атмосфера в семье делает всех ее членов угрюмыми и молчаливыми. Как итог – ребенок тоже становится замкнутым и неразговорчивым.
  5. Родители понимают ребенка с полуслова. Действительно, зачем разговаривать, если в этом нет необходимости?

Как помочь ребенку начать говорить?

Чтобы малыш начал говорить своевременно, маме необходимо следовать приведенным ниже простым рекомендациям:

  • Говорите с ребенком всегда, даже если вам кажется, что это бесполезно , потому что он все равно ничего не понимает. Пока, возможно, и не понимает, но чем больше говорите вы сами, тем раньше заговорит малыш.
  • Используйте в речи простые, короткие фразы. Сложные предложения ребенок просто проигнорирует.
  • Минимизируйте количество телевизора в жизни малыша.
  • Подражайте звукам, произносимым крохой – агуканью, гулению, лепету. Акцентируйте его внимание на своих губах: так вы устанавливаете у ребенка ассоциативную связь между артикуляцией и соответствующими звуками.
  • Говорите нараспев – такая речь воспринимается детьми легче.
  • Не сюсюкайте, учите ребенка правильной и внятной речи.
  • Вы можете называть предметы двойными названиями: например, собака – ав-ав. Таким образом, малыш обогащает свою речь пассивным словом, которое ему пока сложно произнести, и активным, которое скоро начнет использовать. Переход к “правильному” слову произойдет тогда, когда ребенок будет к этому готов.
  • Как можно раньше начинайте читать малышу книги. Обычно к году дети уже могут некоторое время рассматривать картинки и слушать коротенькие тексты.

Время, когда ребенок начинает говорить, является необычайно радостным для родителей. Это значит, что малыш развивается в соответствии с возрастом, а окружающие взрослые делают всё так, как нужно. Желаем вашим детям здоровья и правильной, красиво построенной речи!

Специально для lovingmama.ru

Источник: http://LovingMama.ru/article/877-kogda-rebenok-nachinaet-govorit

Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Лепетные слова — до какого возраста?

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей.

Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова.

Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша — важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

1 месяц

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

— мама пришла

—  мама варит супчик

—  сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

— где мама?

Затем откройте лицо:

—  вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

— Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

— Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить «мама» и «папа», чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

2 года

В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

А ваш малыш уже говорит первые слова?

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/kogda-rebenok-nachinaet-govorit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть