Когда нужна помощь? 10 тревожных симптомов у младенцев

Содержание

Тревожность у детей – норма и отклонение

Когда нужна помощь? 10 тревожных симптомов у младенцев

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает истерики маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период,  некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное психическое расстройство.

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские страхи, мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится сон, где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится кошмара, который ему может присниться.

3.  Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если  ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого стресса – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести  к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это  приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии  и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь  к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом.  Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.

Источник: https://medportal.su/trevozhnost-u-detej-norma-i-otklonenie/

Тревожное расстройство у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Когда нужна помощь? 10 тревожных симптомов у младенцев

Тревожные расстройства – проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

  • расстройство, выраженное страхом разлуки;
  • генерализированные тревожные состояния – негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
  • социофобия – расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
  • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
  • посттравматическое расстройство – состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.

Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

  • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
  • влияние социума,
  • воздействие окружающей среды,
  • воспитательный фактор.

Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

Симптомы

С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств – это:

  • повышенная потливость,
  • онемение или покалывание в различных частях тела,
  • чувство жажды и озноб,
  • дрожь в теле,
  • головокружения и полуобморочные состояния,
  • затруднённость дыхания,
  • учащённый сердечный ритм.

Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

  • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
  • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
  • ребёнок боится сойти с ума;
  • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
  • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
  • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

  • педиатра,
  • психиатра,
  • психолога.

Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

  • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
  • осмотра маленького пациента,
  • изучения истории болезни.

Осложнения

Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

  • депрессивные расстройства,
  • невроз,
  • приступы паники,
  • возникновение страхов во взрослой жизни,
  • осложнение эмоциональных расстройств,
  • параноидальное состояние.

Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

Лечение

При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, – это:

  • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
  • нормализовать режим сна ребёнка;
  • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
  • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
  • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.

Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

Что делает врач

Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

  • путём приёма медикаментов,
  • с помощью психотерапии,
  • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.

При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

Статьи на тему

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании тревожное расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как тревожное расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга тревожное расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить тревожное расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания тревожное расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание тревожное расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/trevozhnoe-rasstrojstvo/

Тревожные признаки периода новорожденности и детского возраста

Когда нужна помощь? 10 тревожных симптомов у младенцев

В целях снижения заболеваемости и смертности детей раннего возраста и исполнения приказа Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 19 декабря 2008 г.

№ 656 «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан», в медицинских организациях внедрен метод интегрированного ведения болезней детского возраста (далее ИВБДВ) и развития детей раннего возраста, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения и Детским фондом Организации Объединенных Наций.

Тревожные признаки у малышей. Запомните!

  • неспособность сосать грудь;
  • судороги;
  • сонливость или отсутствие сознания;
  • частота дыхания менее 30 в 1 мин. или апноэ (остановка дыхания на > 15с);
  • частота дыхания свыше 60 в мин.;
  • кряхтящее дыхание;
  • сильное втяжение грудной клетки при дыхании;
  • центральный цианоз.

Новорожденный малютка

Если организм годовалого ребенка справится с некоторыми проблемами в здоровье, то для новорожденного это может оказаться непосильным трудом. Болезнетворные процессы в маленьком организме развиваются так стремительно, что в домашних условиях Вы можете не успеть отреагировать на болезнь. Подъем температуры — это уже повод для беспокойства!

Не берет грудь

У здорового новорожденного есть основной приоритет — вовремя получить питание.

Если малыш стал вялым, не требует грудь или того хуже, пропускает кормление — не теряя времени, набирайте номер 103 или вызовите своего врача.
На заметку! В такой ситуации врач, скорее всего, предложит госпитализацию.

Не очень-то хочется отправляться с малюткой в больницу, однако не спешите отказываться: состояние младенца может быстро ухудшиться!

Малыш пожелтел

Может ли желтуха у новорожденных быть физиологической — говоря по-другому, нормальной? И как быть, если у новорожденного окрашенные желтым кожа и склера глаз? Желтухи новорожденных бывают физиологические и патологические. Физиологическая желтуха бесследно исчезает в течение короткого промежутка времени. Патологическая желтуха новорожденных вызывается заболеваниями и часто требует пристального медицинского контроля.

Состояний, при которых у новорожденных малышей бывает желтушное окрашивание кожи, белков глаз и видимых слизистых оболочек, в настоящее время насчитывают более 50! И все же самая распространенная желтуха у детей, только что появившихся на свет — физиологическая. Она встречается примерно у 60–70% малышей и появляется на 3–4 день после рождения. Это состояние — не болезнь и со временем проходит. Это связано с незрелостью некоторых систем детского организма, отвечающих за обмен особого вещества — билирубина.

Патологическая желтуха. Существует ряд заболеваний, при которых кожа ребенка меняет свой оттенок. Нежно-розовая, она вдруг становится желтоватой. Чаще всего такое окрашивание происходит из-за нарушения функции печени.

В большинстве случаев желтушность не появляется спонтанно — этому предшествует период начальных проявлений болезни: вялость, периодические подъемы температуры, расстройства пищеварения. Желтушность — частый спутник вирусных гепатитов.

В любом случае, речь идет о потенциально тяжелых заболеваниях.

Болезненный крик

Младенец не может пожаловаться на боль или недомогание. Многие эмоции и желания выражены криком или плачем. Настораживает монотонный, длительно не прекращающийся плач, «стонущее» дыхание или наоборот, внезапный и резкий крик. Измерьте температуру тела ребенка, вспомните, не падал ли малыш несколько дней назад. Вызывайте своего врача!

Апноэ новорожденного

Это довольно распространенное явление — у новорожденного внезапно останавливается дыхание секунд на 5–10, и сразу после этого младенец начинает учащенно дышать, сердечные сокращения ускоряются. Особенно страдают этим недоношенные дети.

Несмотря на широкую распространенность данного явления, это серьезный симптом, особенно если задержка дыхания длится 15 секунд и более. Именно такое событие во сне может привести к внезапной смерти ребенка.

Поэтому апноэ — повод обратиться к врачу.

Что можете сделать лично Вы в случае внезапной остановки дыхания? Врача рядом нет, «скорая» может не успеть. Попытайтесь «растормошить» ребенка в течение нескольких секунд.

Если дыхание не восстанавливается, сделайте искусственное дыхание рот-в-рот (вдохи каждые 3–4 секунды). Если отсутствует сердцебиение, понадобится также закрытый массаж сердца.

Постарайтесь не паниковать и действовать решительно и четко — ничего сложного делать не придется, у Вас обязательно все получится.

Детям первого года закрытый массаж сердца делается большими пальцами рук. Остальные Ваши пальцы должны быть на спине ребенка — Вы как бы держите его тельце в руках.

С частотой 100 раз в минуту надавливайте большими пальцами на грудину ребенка (нижняя треть грудины) на глубину 1,5–2,5 см. После 4–5 толчков, проведите дыхание рот-в-рот, затем снова 4–5 толчков на грудину.

Повторяйте данный цикл до полного восстановления дыхания и кровообращения.

На заметку! Не стесняйтесь задавать вопросы! Практически все медицинские организации имеют горячую линию. Если у Вас есть сомнения относительно состояния малыша — звоните!

Плач

Плач ребенка первых месяцев жизни — единственный способ сообщить о том, что его что-то беспокоит. Вскоре Вы научитесь угадывать причины недовольства и поймете, что взаимопонимание служит основой хорошего настроения малыша. Не противьтесь инстинктивному желанию взять на руки, прижать к груди плачущего ребенка! Не бойтесь избаловать его!

Выраженная бледность

В сочетании с вялостью, сонливостью и нарушением терморегуляции это тревожный признак. Стремится малыш полежать — не препятствуйте. Измерьте температуру тела.

Бледность может быть следствием сосудистого спазма, возникшего при очень быстром и значительном подъеме температуры. Однако Вы можете столкнуться и с совершенно иной ситуацией: понижением температуры.

Критично, если термометр показывает отметку ниже 36 С.

На заметку! Действуйте по ситуации. До приезда скорой начните мероприятия по снижению температуры, если она выше 380С. Раскройте ребенка, дайте ему безопасное жаропонижающее средство (категорически запрещается в качестве жаропонижающего средства у детей до 12 лет применять аспирин). Если температура тела понижена, согрейте малыша. Вызывайте врача!

Выраженная вялость

Дети активны по своей природе. Спокойных малоподвижных малышей встретишь не так уж часто. Каждая мама знает особенности поведения своего чада.

Если для Вас нетипично так много спать или карапуз отказывается от игры — обратите на это внимание! Измерьте температуру, оцените аппетит.

Выраженная вялость и слабость, липкий пот, невозможность «достучаться» до малыша — признак серьезного неблагополучия. Не теряя времени, вызовите скорую помощь.

Неукротимая рвота

Рвота — это своего рода защитный рефлекс: так организм пытается очистить себя от токсинов. У малышей довольно чувствительная реакция на продукты питания. Даже свежая, но неприятная на вкус пища способна спровоцировать рвоту у ребенка. Совсем другое дело, если рвота повторяется многократно: вроде уже и желудок пуст, но позывы продолжают изнурять ребенка.

Так может проявляться интоксикация различного происхождения: бактериального, вирусного или экзогенного (то есть от воздействия каких-либо веществ извне). Отсутствие повышения температуры косвенно может указать на то, что ребенок имел контакт с какими-то токсичными веществами.

На заметку! Не можете напоить ребенка? Позывы на рвоту следуют один за другим? Срочно обращайся к врачу. Важно не допустить обезвоживания малыша.

Необходимо помнить об инсультной настороженности!

Сосудистые аномалии нервной системы — одна из наиболее частых причин острых нарушений мозгового кровообращения у детей младшего возраста.

Установление причин ОНМК у подростков и детей вызывает значительные затруднения, в связи с чем мозговые инсульты в детском возрасте в 20–30% случаев проходят под разнообразными ошибочными диагнозами. Разноречивы сведения о частоте инсультов.

Нет полного представления о природе, частоте рецидивирования и исходах инсультов в разных возрастных группах.

Частота встречаемости инсультов у детей по литературным данным различна, и в целом составляет 2–7 на 100 000 детей в год.

Наиболее тяжело протекают геморрагические инсульты у детей раннего возраста: во время грудного кормления у внешне совершенно здорового ребенка внезапно появляются общие тонические судороги с потерей сознания, эпизоды апноэ, многократная рвота, в дальнейшем нарастает клиника внутричерепной гипертензии.

Визуально определяется выбухание и напряжение большого родничка с расхождением черепных швов и отсутствием пульсации, выраженность сосудистого подкожного рисунка на голове.

Диагноз острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) у детей устанавливается сразу у большинства пациентов, но расхождение предварительного диагноза специалистов скорой медицинской помощи и первичного осмотра в условиях приемно-диагностического отделения составляет около 36% случаев.

Кровообращение в мозге ухудшается в результате гипоксических состояний, часто встречающихся у новорожденных, реже — в результате закупорки (тромбоза) синусов и вен. Для недоношенных детей характерны внутрижелудочковые кровоизлияния.

Мозг очень чувствителен к недостатку поступления кислорода и глюкозы с кровью, дефицит их возникает при снижении кровоснабжения мозга. Полная остановка кровотока в течение 5–6 минут приводит к необратимой гибели клеток мозга.

На заметку! В ожидании приезда врача, уложите малыша в кровать без подушки. Измерьте ему температуру. Постарайтесь в деталях припомнить, с чего все началось.

Субарахноидальные кровоизлияния у детей первого года жизни проявляются выраженным беспокойством, общей гиперестезией. Перемена положения ребенка (пеленание, одевание) сопровождается отрицательной эмоциональной реакцией. Большой родничок выбухает, резко болезненна перкуссия головы; умеренно выражены ригидность мышц затылка и симптом подвешивания.

На 2-3-м году жизни выражены менингеальные симптомы: головная боль, рвота, ригидность мышц затылка, общая гиперестезия и др.

Оболочечные симптомы обычно развиваются к концу первого дня, достигают максимума на 3-4-е сутки и исчезают через 2–3 недели.

Можно ли до развития катастрофы — субарахноидального кровоизлияния — предполагать ее угрозу? К сожалению, многие сосудистые аномалии до разрыва никак себя не проявляют, то есть существуют бессимптомно.

Очень часто родители чувствуют неуверенность в вопросах поведения, кормления наших детей и обращаются за помощью к родным, знакомым и ищут советов у подруг. Конечно в таких щепетильных вопросах, как здоровье младенца заниматься самолечением нельзя.

Все Ваши подозрения по поводу одного из вышеперечисленных симптомов, должен развеять детский врач, для реальной оценки состояния ребенка: есть ли повод для беспокойства? Есть ли необходимость в дополнительных обследованиях? Ведь постановка диагноза — прерогатива специалистов.

Диагноз ставит доктор!

По всем интересующим вопросам обращайтесь в Лекарственный информационный центр, осуществляющий свою деятельность на базе РГП «Республиканского центра развития здравоохранения» МЗ РК. Основными задачами центра является содействие рациональному использованию лекарств, развитие формулярной системы, а также повышения медицинской грамотности населения.

С декабря 2011 года в Казахстане создана единая телефонная линия Лекарственного информационного центра для населения — 8 800 080 88 87.

Звонок с любого стационарного телефона в пределах Казахстана — бесплатный. Позвонив в call-службу, можно получить полную информацию о лекарственных препаратах и о правах граждан на бесплатные лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, эффективности препаратов и возможных побочных эффектов.

В своей работе специалисты Лекарственного информационного центра используют источники доказательной медицины и международные базы данных по лекарственным средствам, предоставляя объективную и достоверную информацию.

Звоните по единой бесплатной телефонной линии для населения и медицинских работников — 8 800 080 88 87.

Адрес: г. Астана, ул. Иманова 50, оф. 409, тел.: 8 (7172) 56 44 03

Адрес и телефон региона: г. Петропавловск, ул. Сатпаева 3,
Тел. 8 (7152) 33-40-70

e-mail: www.druginfo-petr@mail.ru

web: www.druginfo.kz

Лекарственный информационный центр РГП «РЦРЗ» МЗ РК

Источник: http://www.azbyka.kz/trevozhnye-priznaki-perioda-novorozhdennosti-i-detskogo-vozrasta

Тревожные расстройства у детей

Когда нужна помощь? 10 тревожных симптомов у младенцев

Тревожные расстройства у детей – группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе.

Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика.

Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений).

Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники.

У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины тревожных расстройств у детей

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата.

Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти.

Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса.

В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы.

И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. Дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. Проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове».

Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях.

Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди.

Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой.

Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью.

У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора.

Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии.

Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий.

Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно.

Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения.

Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников.

Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. На сеансах психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов.

В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/anxiety-disorder

​10 тревожных симптомов у ребёнка, при которых надо срочно вызывать врача

Когда нужна помощь? 10 тревожных симптомов у младенцев

Мамы должны знать о распространённых состояниях ребёнка, при которых  требуется срочная консультация специалиста – чаще всего педиатра, невролога или хирурга.

В принципе любое недомогание ребёнка первых лет жизни – повод показать его врачу. Не страшно, если выяснится, что волнения были напрасными. Во всём, что касается здоровья ребёнка, лучше перестраховаться, чем потом жалеть о том, что не догадались позвать доктора раньше и не начали лечение сразу же.

1. Дрожь у новорожденного

Если вы заметили, что у новорождённого при крике дрожит подбородок и  мелко подергиваются ручки и ножки, когда он пытается ими двигать, не надо сразу пугаться. В первые дни жизни это нормально: нервная система крохи ещё не успела оправиться от родового стресса, а мышцы пока обладают повышенной возбудимостью. 

Если же такие подёргивания (врачи называют их тремором) сохраняются и на второй-третьей неделе жизни, усиливаясь при плаче вместе с дрожью подбородка, покажите кроху неврологу. Опаснее всего тремор, усиливающийся на фоне высокой температуры: он говорит о повышенной судорожной готовности. Надо вызывать врача!

2. Вздрагивания у ребёнка

Если вздрагивания у ребёнка происходят без видимой причины на первом году, особенно если они накатывают волной (от 2–3 до 5–6 раз подряд), следуя друг за другом, покажите кроху неврологу: нужно исключить младенческую эпилепсию!

Плохо, если грудничок вздрагивает сериями среди ночи.

А вот те же самые симптомы в момент засыпания и при пробуждении – не в счёт. Просто в начале и конце сна отдельные группы мышц неравномерно расслабляются, отсюда такой эффект.

Во время приступа глаза у больного ребёнка обычно закатываются, и в любом возрасте это считается симптомом эпилепсии. Но только не для новорождённого! Для такого крохи это норма, если в остальном он здоров.  Специалисты называют такие глазки «заячьими» и успокаивают мам: к году всё пройдёт.

3. Замирание у ребёнка

Пусть замирание у ребёнка длится всего считанные секунды, но оно тоже является весомым поводом для немедленного обращения к детскому неврологу, так как замирание считается симптомом малых эпилептических припадков.

При этом сознание малыша отключается, что видно по отсутствующему выражению лица.

Но если вы в этот момент на него не смотрите, то ничего и не заметите. Заподозрить неладное можно по косвенным признакам: ребёнок не реагирует на ваши вопросы (и впоследствии не помнит, чтобы вы о чём-то его спрашивали), у него из рук выпадает игрушка, которую он держал.

Чем младше ребёнок, тем тяжелее последствия этого заболевания: он теряет  интеллектуальный потенциал, отстаёт в развитии.

4. Озноб

У детей старше 3 лет и взрослых – это признак быстрого повышения температуры до 39–40 °С, а у малышей – ещё и предупреждение о приближающихся судорогах, которые так и называют фебрильными, то есть возникающими на фоне лихорадки. О повышенной судорожной готовности свидетельствует не только сильный озноб, сотрясающий тельце малыша, но и мелкая дрожь в кончиках пальчиков.

В таком случае надо как можно быстрее вызвать скорую ребёнку. А до приезда врача дайте ребёнку два детских средства в соответствующей возрастной дозе: во-первых, для снижения температуры, а во-вторых, против аллергии (даже если причиной повышения температуры стала какая-то инфекция, аллергический компонент всё равно присутствует).

5. Высокая температура у ребенка

В рекламных роликах встревоженным родителям  рекомендуют дать малышу жаропонижающее, и чудо исцеления состоится! А ведь сбить температуру, то есть снять симптом у ребёнка, недостаточно, нужно устранить почву, на которой он возник. Всякий знает, что болезни за пару часов не проходят, а недолеченные грозят осложнениями. Рисковать здоровьем ребёнка не стоит!

К тому же с повышения температуры у детей начинаются не только респираторные инфекции, но и другие недуги – ангина, скарлатина, ветрянка, свинка, инфекционный мононуклеоз.

В этом же ряду стоят вирусный гепатит и острые кишечные инфекции, при которых рвота и жидкий стул появляются несколькими часами позже лихорадки.

Не исключено также, что температурой заявил о себе острый аппендицит: возраст до 3 лет – зона повышенной опасности по этому заболеванию.

Вы считаете, что у ребёнка «просто режутся зубки?».

Дали жаропонижающее средство – и порядок? Но учтите, что в момент их прорезывания у малыша резко снижается иммунитет, а значит, любая из упомянутых болячек может прилипнуть к нему.

6. Головная боль

Дети часто на неё жалуются. Головная боль у малышей обычно носит доброкачественный характер.

Она возникает при перегревании и обезвоживании, общей интоксикации во время инфекций и при других подобных состояниях, не опасных для ребёнка.

Голова у маленького ребёнка может болеть от усталости и переутомления, иногда – от обиды или огорчения, а порой это первый признак начинающейся простуды или какой-то детской инфекции.

Но иногда такой симптом указывает на серьёзное общее или неврологическое заболевание, например, опухоль головного мозга. Поэтому понаблюдайте за крохой. И если эпизоды головной боли повторяются, покажите его детскому неврологу.         

7. Кашель у ребенка

Он бывает разный – сухой и влажный, лающий при ложном крупе и с репризой при коклюше. И каждая разновидность требует особого лечения. Не зная особенности действия препаратов от кашля, мама может «промахнуться» и не только не помочь малышу, но и навредить ему.

Например, заглушить кашель у крохи в тот момент, когда в трахее и бронхах активно образуется слизь и её обязательно нужно откашлять, иначе ребёнок может задохнуться.

А препараты на основе ацетицистеиновой кислоты способны спровоцировать приступ удушья у малышей, склонных к астматическому бронхиту.

Так что лекарство от кашля должен подбирать только врач!    

8. Насморк у ребёнка

Для маленького ребёнка – это настоящая катастрофа! Нормально дышать не получается, поэтому ухудшается снабжение кислородом всего организма в целом и головного мозга в частности. Отсюда возникает головная боль, вялость, сонливость, капризы.

При сильном насморке рбёнок активно теряет жидкость: в среднем от 250 мл до 0,5 л в сутки. Для такого крохи это количество очень велико, и это ведёт к обезвоживанию. Кроме того, обычный насморк может обернуться в раннем возрасте отитом, ангиной, бронхитом и гайморитом.

Поэтому чем раньше вы начнёте бороться с симптомами ринита под руководством врача, тем меньше риск возникновения осложнений.

9. Сыпь у ребёнка

Сыпь у ребёнка появляется часто, и у родителей всегда возникают  вопросы по этому поводу: например, отреагировал ли ребёнок таким образом на цитрусовые или это симптом скарлатины.

А может, у крохи просто проявилась потница или его злые комарики покусали?

Точный ответ на этот вопрос даст только доктор, поэтому сразу же вызывайте педиатра! Тем более что сыпь при краснухе или крапивнице бывает летучей – она успевает исчезнуть быстрее, чем к ребёнку придёт врач. Да и промедление при скарлатине может затруднить диагноз, а знать его необходимо для правильного лечения и профилактики осложнений.          

Наш совет

Если у маленького ребёнка поднялась температура, в любом случае ему требуется консультация педиатра. Маме ни к чему гадать на кофейной гуще – разобраться в ситуации способен только врач.

Источник: https://mamaexpert.ru/article/10-trevozhnyh-simptomov-u-rebyonka-pri-kotoryh-nado-srochno-vyzyvat-vracha

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть