Как воспитывать детей: семейные законы

Содержание

Основные принципы воспитания в семье – перечень и восплощение

Как воспитывать детей: семейные законы

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Что такое принципы воспитания — определение

Появляется законный вопрос – существует ли «правильное воспитание детей»? Знайте, что воспитание можно назвать правильным, если дети выросли физически и психически полноценными, а также получили прививку гуманистических ценностей.

Итак, перейдем к воспитательным принципам.

Идеал воспитания в разные эпохи

Первый принцип

Никогда не забывайте, что каждый ребенок является полноценной личностью. Не нужно навязывать собственные планы и мечты ребенку. Воплощайте их в жизнь самостоятельно. Зачастую родители пытаются воплотить в своем малыше все то, чего не сумели достигнуть раньше.

Например, отец хотел стать полицейским, но стал врачом, и теперь он хочет увидеть хотя бы в своем сыне стража порядка. Поступая так, родители отнимают у малыша возможность свободно и полноценно развиваться.

Не стоит изумляться, что ребенок не оправдывает их ожиданий либо, не желая расстраивать мать и отца, делается несчастным и посредственным.

Каждый ребенок — полноценная личность

С первого дня предоставьте ребенку свободу, постоянно поддерживайте ее. Процесс воспитания не может являться навязыванием позиции. Создайте условия для развития, помогайте малышу только в том случае, если он действительно нуждается в поддержке.

Второй принцип

Все дети с рождения одинаковые. Нет младенца без каких-либо способностей или с ярко выраженными талантами. Все достижения и неудачи ребенка являются последствиями полученных в процессе воспитания и развития навыков. Зачастую, когда дитя достигает трехлетнего возраста, мать с отцом понимают, к чему у него имеется склонность. Следовательно, все способности приобретаются до трех лет.

Родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка

По этой причине развивать ребенка в творческом либо спортивном направлении необходимо начинать с рождения, а не со школы.

Третий принцип

Каждый ваш поступок, совершенный в присутствии ребенка, любое слово, сказанное при нем, имеют большую важность. Вы являетесь примером для детей. Можете сколько угодно говорить им о том, что нельзя лгать, громко разговаривать, необходимо надевать шапку.

Слова не будут иметь никакой ценности, пока вы сами не начнете соблюдать установленные вами же правила. Что будет делать ребенок, если вы запретите ему кричать, но при этом сами станете орать на супруга?  У малыша в голове сформируется неустойчивое, разнородное представление о мире.

Кроха понимает, как надо себя вести в обществе, глядя на родителей.

Дети копируют поведение родителей

Четвертый принцип

Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества.

Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели.

Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.

Меры воспитания должны быть адекватными и понятными ребенку

Каждую меру воспитания необходимо сначала тщательно обсудить в семье.

Пятый принцип

Соблюдайте последовательность собственных поступков в семье. Не стоит изменять правила и запреты ежедневно, это способно сделать вашего малыша очень недисциплинированным. Множество родителей непоследовательны в своих мерах воспитания, из-за этого их дети не понимают, какое поведение нормальное, впадают в замешательство.

Нельзя постоянно увеличивать количество запретов

Сделайте нахождение детей в семье безопасным и стабильным. Соблюдайте принятые правила поведения всегда, все вместе.

Шестой принцип

Не надо потакать ребенку во всех его желаниях. Крохе хватит для правильного воспитания и развития того, что имеется в доме, а именно:

  • погремушек (в младенческом возрасте);
  • книг;
  • прогулочного комплекта (формочки, лопаточки);
  • счетного набора;
  • конструктора.

Изобилие игрушек нивелирует их ценность

Разумеется, иные игровые предметы тоже нравятся детям. Однако детей окружает множество впечатлений и развлечений, вовсе не все из них необходимы для правильного воспитания. Пусть ваш ребенок имеет основные представления о деньгах и заработке.

Седьмой принцип

Всегда хвалите детей только в том случае, если они реально этого заслуживают. Не начинайте сильную похвалу от родительской любви. После такой похвалы малыш будет пытаться совершить что-либо полезное в семье.

Не думайте, что это замечательно. Вовсе нет. Кроха стремится к хорошим поступкам ради высокой оценки.

Так формируется перфекционизм, совершенная противоположность достиженческому подходу семейного воспитания, когда дети стараются совершенствоваться.

Достиженцы являются настоящими лидерами, а вот перфекционисты всего лишь поверхностные исполнители. Например, вместо слов «ты самый умный» говорите «ты замечательно выполнил задание». Ищите, что полезного сделал ребенок в семье, пусть будет объективный повод для похвалы.

Восьмой принцип

Необходимо принимать помощь детей, дайте им возможность принять участие в домашних хлопотах. Дети хотят походить на своих родителей. Видя, как мать метет пол, они также несутся с веником в самую тучу пыли. Видя, как родители сервируют стол, дети берут наполненные стаканы и ножи. От такой помощи много проблем: пыль разносится по дому, стаканы бьются, чай проливается.

К домашней работе детей надо приучать в форме игры

Казалось бы, проще всего не позволять ребенку помогать семье.

Однако, с каждым отнятым у ребенка стаканом, вы все больше прививаете своему чаду мысль «я не нужен семье, все могут сделать без меня». В результате через десяток лет вы получите подростка, который совершенно не будет вам помогать.

Сделайте своеобразный вклад для будущего семейного счастья: приобретите веник ребенку, позвольте ему самостоятельно понести неполный стакан, вручите в подарок тряпочку для протирки пыли.

В будущем вы получите в семье благодарного вам помощника.

Девятый принцип

Отец должен принимать полное участие в процессе воспитания ребенка. Трудно переоценить значение отца. Он является проводником крохи в реальный мир, за пределами семейного очага, поэтому дайте папе общаться с детьми как можно чаще и быть доступным постоянно (пусть даже по телефону).

Участие отца в воспитании обязательно

Время, пока ребенок занят общением с отцом, уделите себе. Это весьма хорошо для поддержания семейного счастья.

Десятый принцип

Растите независимого человека. Крохе сложно расставаться с матерью, однако с одного года до трех лет выполняется формирование собственного «Я» малыша.

Множество родителей считают, что детская независимость в семье – это то же самое, что непокорность с непослушанием.

Дети хотят быть независимыми по той же причине, что и все остальные люди – каждый желает самостоятельно контролировать собственную жизнь, без семейного контроля.

В два-три года обязательно предоставьте малышу свободу. Одобрение независимости формирует саморегулирующееся поведение вне семейного круга. Однако некоторые ограничения в семье предоставляют возможность крохе развить самоконтроль. Для успеха в будущем необходимы оба этих навыка.

Одиннадцатый принцип

Дети-почемучки — это основа интеллектуального развития

Ребенок должен научиться размышлять. Пусть растет любопытным почемучкой. Обязательно надо не просто давать ответы на детские вопросы, к примеру, о семье, а еще и заставлять появляться в голове ребенка новые.

Вопросы свидетельствуют о развитии умственной деятельности. Ваше чадо размышляет, формирует причинно-следственные связи и строит закономерные выводы. Замечательно, если малыш всегда остается почемучкой, в любом возрасте.

Он не прекращает развиваться, вместо зубрежки он занимается осознанием окружающего.

Двенадцатый принцип

Если вы нарушили какие-либо принципы воспитания, не стоит относиться к этому как к фатальной ошибке, которую уже ничем и никогда не получится исправить. Все мы люди, а люди не могут быть идеальными во всех отношениях. Если человек допускает некоторые ошибки, противоречащие принципам воспитания, это вовсе не означает, что он плохой.

Признание своих ошибок родителями — важный принцип воспитания

Если вы допустили какую-либо ошибку, то признайте ее, поменяйте собственное поведение, после этого уже двигайтесь вперед.

Тринадцатый принцип

Познакомьте свое чадо с фотографиями вашего семейного альбома. Пусть ребенок знает историю собственной семьи. Это будет служить гарантией того, что ваш ребенок навсегда сохранит место в своем сердце для семейного счастья. Он будет уважать собственных родных, с большим уважением относиться к старшим. Не это ли является целью правильного воспитания?

Часто пересматривайте семейный альбом

Что из этого следует?

Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил.

В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы.

Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.

Главный принцип воспитания — любовь и уважение родителей

Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?

Источник: http://detki.guru/vospitanie/printsipy/printsipi-vospitaniya-v-seme.html

7 законов воспитания

Как воспитывать детей: семейные законы

Когда в семье появляется ребенок, родители с головой погружаются в приятные хлопоты. Водоворот непривычных эмоций  на долгое время становится постоянным их спутником.

Родители становятся свидетелями и участниками волшебного процесса – становления новой личности.

Ни один родитель не может с уверенностью сказать, кем будет ребенок, когда вырастет, но практически все понимают, каким Человеком он должен стать, и прилагают к этому максимум усилий.

Для одних процесс воспитания — легок и естественен, для других -тяжелый каждодневный труд, который изматывает и заставляет забыть о себе и своих интересах, полностью растворившись в заботах.

В чем секрет, и как научиться воспитывать, не принося себя в жертву, радуясь взрослению своего ребенка, и не доводить себя до состояния, когда воспитание превращается в череду разочарований?

Представьте себе, что вы хотите построить дом своей мечты, чтобы он был современным, удобным, красивым, надежным. С чего вы начнете?

Конечно, вы начнете с общей идеи, а затемнаполняете конкретным смыслом свои представления и ожидания.Спальня возле кухни — удобно или неудобно? Кирпичная стена на слабом фундаменте – надежно или не надежно?Душевая в каждой комнате – практично или нецелесообразно?

Всегда есть как минимум два варианта решения: обратиться к профессионалам или самим изучать основы строительства. В противном случае у вас не будет «дома-мечты», а будет постоянное сожаление о том, что уже сделанное вам не нравится!

А теперь представьте, что вам всю жизнь внушали, что дома строить легко и каждый может это сделать без специальной подготовки.

В этом случае строительство превращается в кошмар, сплошную нервотрепку и постоянное отдаление от своего первоначального замысла.

Это происходит потому, что на практике нужно принимать во внимание общепринятые законы строительства, о которых вначале вы понятия не имели.  И остается надежда, что следующий дом вы построите по-другому.

В воспитании детейтакже существуют свои законы, которые нарушать нельзя. Есть только важный момент – вы имеете дело с живой душой, и эти законы нужно применять с поправкой на состояние ребенка.

Это в строящемся домевы сможете снести неправильную перегородку или переделать систему отопления, а в ребенке любое «переделывание» оставляет следы на всю жизнь.

Это не всегда позитивный опыт, иногда это рубцы, которые «заштукатурить и заклеить обоями» невозможно.

Существует несколько базовых законов, знание которых поможет вам воспитывать, успевая радоваться жизни и получать удовольствие от взросления своих детей:

1. Закон поведенческой гибкости

Как бы вы не стремились подогнать ребенка к своему первоначальному представлению о том, каким должен быть «хороший» ребенок, вы всегда будете сталкиваться с расхождением. Эти расхождения являются показателем индивидуальности. Это данность. Ее нужно принимать, а не делать из этого трагедии. Желание во что бы то ни стало добиться соответствия – это только вред!

Любые попытки вогнать ребенка в «рамки»ломают индивидуальность и «делают вам нервы». Следуйте за ребенком. Давайте ему то, что будет развивать в нем лучшие качества. Научитесь видеть, принимать и поддерживать его стремления, и тогда вы никогда не сможете сказать: «Мой ребенок ничего не хочет».

2. Закон среды

Какими бы ни были генетические предрасположенности ребенка,огромное влияние оказывают  условия, в которых проходит его становление. Главным и основным условием является любовь!

Любовь — это принятие, внимание, поддержка, защита, душевное тепло.

Следствия любви – ребенок накормлен, ухожен, одет, спокоен, проявляет интерес к окружающему миру.

Выдавая следствие за любовь, вы попросту выполняете свои непосредственно родительские функции и скрываетесь за самообманом. Любовь – обязательное условие развития ребенка.

Без любвион будет тратить все свои силы и мысли на поиск этого чувства в ущерб своему развитию. Без любвиребенок не научится любить.

Воспитание личности — это искусство. Воспитание без любви – это повинность и профанация.

3. Закон своевременности

Чем успешней он осваивает новые навыки и умения, тем больше свободы в их применении нам нужно обеспечить.Своевременность этого процесса обеспечивает формирование уверенности в себе и своих силах, а также доверие к родителям и наставникам.

Ребенок нуждается в сопровождении и нашем участии. Его многому нужно научить.  Постепенно он овладевает новыми навыками и освоит новый опыт.

Навязчивое желание родителей опекать ребенка, выполняя за него то, что он может сделать самостоятельно – противопоказано. Нужно постепенно отпускать ребенка.

Сначала много нашего участия и мало самостоятельности ребенка, затем сопровождение и поддержка по запросу. Только потом нужно внедрять тактику с минимальным участием взрослого и максимальной самостоятельностью ребенка.

Если мы вовремя не даем возможности детям самостоятельно опробовать на практике полученный опыт, то у ребенка возникает ощущение бесполезности усвоенного, недоверия к обучению и зависимости от взрослого.

Зависимость — это разрушительное чувство, которое сковывает волю, убивает желание, деформирует личность.

4. Закон действия

Любая деятельность, которая увлекает ребенка, является показателем его стремления к познанию мира. Задача родителя – поддержать ребенка в его стремлениях и придать этой деятельности правильные формы.

Деятельность ребенка направлена на удовлетворение его текущих потребностей.

Вам может нравиться или не нравиться то, что делает ребенок, но если вы внимательны,  понимаете потребности и знаетекак действовать, вы можете корректировать поведение, направляя его в нужное русло.

Подавляя деятельность, родитель не только лишает себя информации, он лишает ребенка желания действовать. Силен тот родитель, который умеет  вовлекать ребенка в новую деятельность, передавая в процессе необходимый опыт.

5. Закон соответствия

Каким бы ни было ваше  решение отреагировать на поведение  ребенка, оно должно быть безэмоциональным. Вы должны ориентироваться на пользу для ребенка и соответствовать ситуации. 

Ребенок, познавая жизнь, попадает в различные ситуации. Задача родителя — научить ребенка справляться с трудностями самостоятельно. В любом исходе ситуации необходимо ориентироваться на  ту пользу, которую вы хотите «причинить» ребенку.

  Другими словами вы должны понимать, какой урок он сможет извлечь. Личными амбициями и оценками в данной ситуации лучше пренебречь.   Для этого родителю нужно научиться разбираться в сути и подбирать адекватные методы разрешения вопросов.

Например, недальновидно и бесполезно отчитывать рыдающего ребенка за то, что он потерял деньги, пока шел в магазин. Вредно давать ребенку советы и читать морали, когда он еще не справился со своими эмоциями.

Неадекватные реакции родителей в конкретной ситуации рождают стену непонимания. Как следствие ребенок будет делиться своими проблемами с теми, кто его понимает, то есть адекватно реагирует.

6. Закон уважения выбора

Чем быни интересовался ребенок, поддержите его выбор, проявите искренний интерес, узнайте, что его впечатлило. Ни в коем случае не обесценивайте его действия и интересы.

Когда ребенок поймет, что вы его не осуждаете и уважаете его выбор, он  ответит откровенностью, и вы получите понимание того, что именно его сейчас интересует.

Конечно, хочется, чтобы он увлекался футболом, как папа. Но отдавайте себе отчет, что это папина мечта, а не ребенка. Если повезет, он тоже полюбит футбол, но сейчас его может больше интересовать рисование.

7. Закон заражения

Каждый член семьи несет персональную ответственность за то настроение, которое сейчас царит в семье.

В семье любая эмоция является коллективной. Если смеется папа, то вскоре смеяться будет вся семья. Если у кого-топлохое настроение, через час оно будет плохим у всех членов семьи. Нотолько ребенок будет считать виноватым себя, ведь взрослые научились искать виноватых вокруг.

Делитесь хорошим, несите добро и берегите друг друга.

У  закона заражения есть следствие — закон отражения.

8. Закон отражения

Ребенок является индикатором отношений в семье. Помните, поведение ребенка всегда является  отражением внутри семейных проблем.

Если вам не нравится, как ведет себя ваш ребенок в последнее время, и вы заметили резкое изменение поведения, начинайте прояснять и разбираться со своими проблемами.

Если у вас из-за разногласий с супругом или супругой все чаще случаются размолвки, не удивляйтесь ухудшению поведения ребенка.

И наоборот, когда в семье царит гармония и взаимопонимание, приготовьтесь радоваться успехам ребенка.

ДМИТРИЙ ТЕЛЕЧКУНПсихолог-консультант, тренер,

автор Курсов родительского мастерства

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/7-zakonov-vospitaniya/

Как правильно воспитать ребенка: методы, правила, законы

Как воспитывать детей: семейные законы

Как правильно воспитать ребенка? Тема эта всегда актуальна. На вопрос, как правильно воспитывать детей, психология дает много ответов. Существуют различные методики, выделяют правила, рассмотрим их подробнее.

Наказание

 Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения.

Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, в вопросе правильного воспитания детей совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми советами.

  1. Вне зависимости от того, говорим ли мы о том, как правильно воспитывать ребенка в 2, 3 года или в 5, 6 лет, важно знать – наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психическому.
  1. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  1. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  1. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  1. Ребенокне должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  1. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если вам важно воспитывать детей правильно, помните, ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
  2. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
  3. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что вашанесдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
  1. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям.Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
  1. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
  1. Внимание!Среди прочих советов, как правильно воспитывать ребенка, необходимо отметить, что ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных советов, как правильно воспитывать ребенка. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

  1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Думаете, как правильно воспитывать ребенка через похвалу, знайте, он оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Если желаете правильно воспитывать ребенка, помните, нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы малыш сам сделал выводы о своих способностях.

Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились.

Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

  1. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

  1. Чтобы воспитывать ребенка правильно, помните, не хвалите его за естественные вещи.Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением.

Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

  1. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
  1. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
  1. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.
  1. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
  1. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Законы правильного воспитания ребенка. Книга джунглей

Главный закон правильного воспитания ребенка – стая не идет за детёнышем! Детёныш идет туда, куда его ведут умные и опытные взрослые.

Основное следствие из самого главного закона:

Подчиняясь детёнышу, стая рискует своим существованием вообще и здоровьем детёныша в частности.

Рассмотрим законы педагогике, которые отвечают на вопрос, как правильно воспитывать детей в семье.

1-й главный закон педагогики:

«Нет» — это всегда «нет».

Рекомендация к 1-му главному закону

Нельзя быстро менять правила игры: если в этом месте сегодня нет водопоя, значит, и завтра здесь водопоя нет. Если эта ягода несъедобна во вторник, значит, и в среду её тоже кушать нельзя. Изменение правил должно быть заранее анонсировано: когда мы мигрируем в теплые страны, там мы пренепременно будем есть ягоды. Не совсем такие, но очень похожие…

2-й главный закон педагогики:

Крики и вопли детёныша не могут изменить «нет» на «да».

Рекомендация ко 2-му главному закону

Прежде чем озвучить принятое решение и сказать «нет», надо крепко подумать головой.

3-й главный закон педагогики:

Единство взрослых членов стаи касательно принятых решений.

Рекомендация к 3-му главному закону

Если взрослый член стаи (например самец) разрешил детёнышу подходить к выходу из пещеры, то нельзя, чтобы другой взрослый член стаи (например старшая самка, то есть бабушка) запретил детёнышу это делать.

ВНИМАНИЕ!

Все Законы джунглей представляют собой тактические способы реализации стратегической концепции существования стаи.

Стратегическая концепция существования стаи:
СЧАСТЛИВАЯ СТАЯ — ЭТО СТАЯ, ВСЕ ЧЛЕНЫ КОТОРОЙ СЧАСТЛИВЫ.

Обращаем внимание!!!

Существуют отдельные стаи и даже целые участки джунглей, в которых принята принципиально иная идеологическая модель: «смысл существования стаи — счастье детёныша». Сформулированные законы на эти стаи не распространяются!

Важные условия, необходимые для того, чтобы педагогические Законы джунглей работали и мы добились правильного воспитания ребенка:

  1. Взрослые члены стаи должны быть умнее детёнышей.2. Взрослые члены стаи должны уметь договариваться друг с другом.3. Очень желательно договариваться друг с другом до того, как принятое решение будет озвучено детёнышу.4. Детёныши не должны присутствовать там, где ведутся переговоры взрослых о жизни детёнышей.

    5. Наличие 3 главных и 1 самого главного законов педагогики не отрицает существования множества других не таких важных, но полезных и любопытных законов, правил, следствий, условий и разъяснений.

Краткий перевод для тех, кто не понимает языка джунглей

Счастье семьи — это счастье всех её членов. Нельзя сделать ребёнка счастливым, если мама и папа лишены личного счастья.

Взрослые умнее и опытнее, поэтому взрослые принимают решения, которые являются руководством к действию для детей.Взрослые обучают детей простым, понятным и постоянным правилам жизни.

Взрослые не меняют своих решений под давлением детей.

Взрослые согласуют друг с другом принимаемые решения.

Портал Самосовершенствования желает всем родителям мудрости и терпения. Воспитывайте детей в любви и будьте счастливы!

Материал для статьи частично взят с сайтов https://azbyka.ru и http://www.komarovskiy.net/

Источник: https://samosov.ru/kak-pravilno-vospitat-rebyonka-metodi-pravila-zakoni/

Как воспитывать детей: семейные законы

Как воспитывать детей: семейные законы

Анна Абаринова

Каждый день, проходя по детской площадке, я слышу: «Не трогай! Слезь! Отойди!» Эти ставшие привычными команды взрослые отдают почти на автомате. Никто не задумывается, откуда они берутся, эти ограничения, эти правила.

Хотя, если хорошенько присмотреться, станет ясно, что многие из дисциплинарных требований, мягко говоря, необоснованны. И сам родитель нередко не понимает, зачем ему нужно, чтобы ребенок ел аккуратно, хотя за этим стоит простое и понятное каждому нежелание вставать из-за стола и браться за половую тряпку.

В то же время раздражение, вызванное «отвратительным» поведением, целиком и полностью выливается на ребенка вместе с дежурной командой.

Есть простой и доступный способ упорядочить и систематизировать нормы воспитания, принятые в каждой семье.

Как воспитывать детей: ШАГ 1

Составьте список ограничений.

Возьмите ручку и лист бумаги и выпишите на него все возможные действия вашего ребенка в три столбика:
1. что малыш всегда может делать сам;
2. что он может делать только вместе с вами;
3. что он не должен делать никогда и ни при каких условиях.

Обычно родители очень легко заполняют третью колонку. С нее и начнем.
Важно понимать, что, чем больше запретов налагают на ребенка, тем меньше возможностей у него остается для естественного исследования мира вокруг и развития познавательных интересов. А ведь именно познавательные интересы играют решающую роль на этапе получения образования.

Вы, наверное, встречали детей, которым ничем не хочется заниматься, которым неинтересно учиться и жить вообще, которые не могут выбрать профессию по душе? Их интерес похоронен где-то в детстве, когда их постоянно одергивали и все запрещали. Поэтому, если вы решили понять, как воспитывать детей, от лишних запретов лучше избавиться.

Для начала оцените все «нельзя» с позиции: «А что будет, если…» Например, если ребенок запачкает или порвет штаны — это критично? Какие последствия для вас повлечет такая «оплошность»? Все эти вопросы позволят вам понять, что вы в принципе можете принести в жертву развитию и расширению кругозора, а чем не готовы поступиться.

Спрашивается, имеет ли родитель право лишать ребенка радости повозиться в грязной луже, исходя только из своего нежелания стирать одежду? И да и нет. Важно, чтобы при этом взрослый ясно понимал, что стоит за тем или иным запретом, и не кривил душой. В конце концов, мама тоже человек и вовсе не обязана игнорировать свои чувства. Вместо этого она может сказать о них.

Многое малыш пока не в силах сделать самостоятельно. Такие пункты лучше включить в группу «вместе». Например, очевидно, что дошкольник приготовить обед не в состоянии, хотя и проявляет к готовке невероятный интерес. И это как раз то дело, которое вы можете делать вместе. Как бы много сил это ни отнимало, подумайте прежде о плюсах, озадачившись вопросом, как воспитывать детей.

Во-первых, ребенок в это время находится под присмотром.
Во-вторых, малыш получает множество полезных знаний и тренирует самые различные навыки, причем делает это не по учебникам, а в процессе взаимодействия с внимательным и любящим взрослым.

В-третьих, он получает практический результат, которым вполне можно гордиться.

И самое главное, у него не будет соблазна нарушить запрет и самолично взяться за приготовление пищи, потому что вы удовлетворите его любопытство в безопасных условиях.

Теперь обратимся к первой колонке — Что малыш всегда может делать сам? Иногда родителям, которые задумываются, как воспитывать детей, трудно заполнить эту графу.

В таких случаях полезно вспомнить, что не так давно вы принесли домой беспомощного младенца, за которого все были вынуждены делать взрослые. А теперь вы даже не замечаете, что уступили ему массу обязанностей. Посмотрите, как много всего он умеет! И все это — ваши совместные достижения, ваши знания о том, как воспитывать детей.

Вообще, чем ребенок старше, тем больше он может сделать сам. Более того, дети обычно стремятся справляться с разными делами без помощи взрослых. И очень важно поощрять самостоятельность ребенка.

Конечно, когда разрешаешь ребенку что-то сделать самому, очень трудно удержаться от поучительных советов. При этом часто ваши опасения всего лишь субъективные переживания, естественные, но необоснованные.

Надо иметь мужество и терпение, чтобы позволить крохе совершить свои ошибки и получить свой собственный опыт в тех случаях, когда это возможно. Это научит его переносить неудачи и быть осторожным.

Как воспитывать детей: ШАГ 2

Обсудите получившийся список с другими взрослыми, участвующими в воспитании.

Во многих семьях существуют серьезные разногласия в вопросе требований, предъявляемых к маленькому человечку и в принципах подхода, как воспитывать детей. При этом важно понимать, что, пока взрослые спорят, ребенок учится хитрить и манипулировать ситуацией и взрослыми.

Такое воспитание мешает крохе понять, что на самом деле важно, а что — не очень, как поступать хорошо, а как — недопустимо. То есть в конечном счете воспитание по типу «стой там, иди сюда» мешает формированию системы ценностей, на которую человек ориентируется на протяжении всей жизни.

Как воспитывать детей: ШАГ 3

Предъявляйте одни и те же правила в единой форме.

Полезно сформулировать каждое правило коротко, потому что ребенок не может слушать вас часами. Старайтесь обосновать каждую норму, будьте готовы к обсуждению и внесению поправок, если они будут дельными и осмыс­ленными. Многие скажут, что нельзя идти на поводу у несмышленыша.

Но согласитесь, признать свою неправоту в ходе обсуждения, согласившись с аргументами оппонента, — не то же самое, что проиг­рать. В то же время это научит малыша думать и поможет ему понять и освоить предлагаемые ограничения.

И со временем вы заметите, что он сам делает все без напоминаний и гордится этим.

Маленьким детям на этом пути очень помогают напоминания в виде рисунка, таблицы. Это позволит уже подросшему чаду осуществлять самоконтроль. Будет неплохо, если вы вместе с ребенком создадите такие подсказки, потому что, когда человек в чем-то участвует, он потом склонен больше ценить достигнутый результат.

Могут ли правила меняться? Да, конечно, ведь малыш растет, а значит и взрослым придется возвращаться к вопросу: как воспитывать детей. В скором времени вы заметите, что пункты из раздела «вместе» постепенно перемещаются в раздел «сам».

И это значит, что вы отличный учитель! Постепенно расширяется раздел «никогда», ведь ваш ребенок все больше начинает взаимодействовать с окружающим миром, таящим в себе столько опасностей. Было бы странно, если бы родители оставались безучастными к процессу воспитания детей.

Многие скажут: зачем слушать мнение ребенка, неужели нет другого решения вопроса, как воспитывать детей? Да, времени такая работа займет массу, но, поверьте, это самое выгодное вложение в вашей жизни.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/18260-kak-vospityvat-detei-semeinye-zakony/

Как правильно воспитывать детей?. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Как воспитывать детей: семейные законы

Нужны ли ребёнку дорогие игрушки? А супом нужно кормить? Хватит ли для развития трёх кружков и двух спортивных секций или нужно больше? Учить его складывать вещи или проще самой? Как правильно воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми, богатыми и разносторонними личностями? На вопросы родителей отвечает Виктория Романова.

Миф №1. Ребёнок должен много кушать, чтобы вырасти

На самом деле, тот, кто много ест, быстрее всего растёт вширь, а не вверх. Особенно при малоподвижном образе жизни. Это раньше невозможно было удержать ребёнка дома.

Дети постоянно куда-то спешили: на кружок, в музыкальную школу, спортивную секцию, да и просто во двор. А сейчас они в основном сидят дома, уткнувшись в электронные игрушки, и постоянно перекусывают вредными чипсами, газировкой, шоколадными батончиками.

Естественно, нарушаются биологические ритмы, что просто опасно для здоровья.

Как правильно воспитывать детей в обществе гиперпотребления? Прежде всего помнить, что ребёнок, который переедает, постоянно испытывает дискомфорт, тяжесть в желудке. Ему хочется полежать, он становится вялым и безынициативным. И это сразу же отражается на его здоровье и поведении.

Чтобы ребёнок правильно рос и развивался, необходимо, чтобы он получал от еды максимум полезных веществ и минимум балласта. Завтрак должен быть энергоёмким, богатым быстроусвояемыми углеводами.

Горячий обед должен содержать сбалансированное количество белка, витаминов и микроэлементов, необходимых растущему организму. И наконец, ужин должен быть лёгким, не перегружающим желудок, легкоусвояемым.

Соблюдение режима сбалансированного питания считается одним из основных пунктов в нелёгкой науке, как правильно воспитывать детей.

Миф №2. Для нормального развития ребёнку нужны самые лучшие игрушки

Многие родители считают, что детям необходимы самые дорогие и красочные игрушки: умопомрачительные кукольные домики, которые по цене лишь слегка уступают настоящим; пупсы, которые, того и гляди, начнут разговаривать; электронные машинки, о которых в детстве мечтал сам Шумахер… И многое другое, чего не было у самих родителей.

Это в корне неверно.

Изобилие игрушек суживает просторы детской фантазии и не даёт стимула к развитию творческих способностей!

Вспомни, в детстве мы делали игрушки буквально из ничего — верёвочек, шишек, скрепок. Но играть ведь было интересно?!

Наша ученица Алина рассказала, как случайно отказалось от ярких, ничему не обучающих игрушек: “Наша дочка была долгожданным ребёнком, и потому после рождения мы баловали её без меры. У мужа очень состоятельные родители, которые вырастили троих детей, и я ни на миг не усомнилась, что они знают, как правильно воспитывать детей.

Поэтому наша принцесса получала самые чудесные игрушки, какие только могут быть у девочки. И, казалось бы, должна была опережать в развитии своих сверстников, однако в 4 года она всё ещё отказывалась разговаривать… И тут вмешался Его Величество Случай. Я попала в больницу, у мужа планировалась важная командировка, а его родители уехали в отпуск.

Поэтому дочу в спешном порядке отвезли в деревню к моей тётушке, которая понятия не имела, как правильно воспитывать детей. Малышка жила там месяц, и когда мы её забрали, не могли поверить, что это наша девочка. Она разговаривала 1000 слов в минуту, обо всём. А вместо игрушек в деревне у неё были только песочница, камешки и старенькая тряпичная куколка.

Но дочка не захотела с ней расставаться, невзрачная куколка стала любимой игрушкой. А дорогие Барби пылятся на полках. Именно отсутствие “завершённых” игрушек подтолкнуло дочку к такому скачку в речевом развитии, ведь тётушка не пыталась занять ребёнка “готовыми” игрушками, а предлагала налепить куличиков из песка или выложить кошечку из камушков.

Дочке так это понравилось, что она постоянно рапортовала о своих достижениях и начала говорить много и хорошо”.

Миф №3. Ребёнок должен жить лучше, чем его родители

Многие родители вкладывают последние деньги в образование детей, покупают им дорогую одежду, отправляют в заграничные поездки. И считают, что это сделает ребёнка абсолютно счастливым. Но в реальности это не всегда приводит к ожидаемому результату. Чтобы ребёнок стал успешным, нужно чтобы его родители были успешны и счастливы. Ведь дети — наши уменьшенные копии.

Если ты не развиваешься, не имеешь никакого хобби и не общаешься с интересными людьми, ребёнок вырастет таким же.

У нашей ученицы была похожая ситуация, которой она поделилась как-то на одном из семинаров.

Светлана К.: “Как правильно воспитывать детей? Сделать всё возможное, чтобы они ни в чём не нуждались! Так я когда-то думала. Поэтому работала с утра до вечера, подрабатывала, где только можно, чтобы иметь возможность покупать ей фирменные вещи, дорогие гаджеты. Но ближе к переходному возрасту дочку как подменили. Она начала плохо учиться, грубить, мы ссорились почти каждый день.

Однажды она даже сказала, что уйдёт из дома, если я не куплю ей новый телефон… Её интересовала только материальная сторона жизни — вещи, вещи, вещи. И тут я поняла, что сама всё время говорю и думаю только о деньгах. В тот год я решила попробовать себя в новом качестве — стала представителем Академии в нашем городе.

Дело меня увлекло, я всё время общалась с разными людьми, с интересными женщинами. Познакомила с ними дочку. И она “оттаяла”. Пару раз даже помогала мне раздавать флаеры наших семинаров, а потом с головой ушла в волонтёрство — стала ухаживать за лошадьми на одной конюшне и научилась ездить верхом.

Недавно выиграла областные соревнования, на все призовые накупила яблок и морковки для своих подопечных. Я ей очень горжусь и всегда рассказываю о ней нашим новым ученицам”.

Миф №4. У ребёнка должно быть беззаботное счастливое детство

Конечно, это естественное желание — избавить своего ребёнка от всех трудностей, которые встречаются ему на пути.

А трудностями обычная мама считает все бытовые вопросы — уборка, готовка, покупка продуктов. Дети, выращенные в тепличных условиях, оказываются абсолютно не готовы ко взрослой жизни.

Они не могут себя элементарно обслужить — пришить пуговицу, поджарить яичницу, навести порядок в своей комнате.

Как правильно воспитывать детей? Ввести набор обязанностей для ребёнка. Пусть это будут несложные бытовые вещи — застелить кровать, убрать игрушки, насыпать корм коту. Можно давать за это баллы, на которые он может купить то, что ему захочется. Тогда ребёнок с детства будет помнить, что ничего не даётся даром. Маленькие дела — это фундамент будущего характера.

Чем больше навыков у твоего ребёнка, тем успешнее он будет во взрослой жизни. И ответственнее!

Есть такая фраза: хочешь для ребёнка счастливое будущее, устрой ему тяжёлое детство. Нет, не надо его заставлять стирать в проруби и разделывать тушу коровы, но научить его быть полезным — бесценно!

Миф №5. Дети ничего не понимают

Ошибка, которую совершают многие родители, — ругаются и выясняют отношения при ребёнке. Он же маленький, он же всё равно ничего не поймёт и не запомнит. Вот только современная наука доказала совершенно противоположное. Малыши, которым ещё нет и года, воспринимают 90% информации, а мы, взрослые, только 5%.

Причём ребёнок одинаково “впитывает” и хорошее, и плохое. Если ты раздражена, обижена, злишься, скандалишь, кричишь, вечно всем недовольна, ты закладываешь в ребёнка те черты характера, которые тебе же самой и не понравятся. Через пару лет твой малыш будет законченный критикан.

Будет ли счастлив такой ребёнок? Сможет ли он стать успешным, богатым, любимым? Будет ли он (если это мальчик) завидный жених? Конечно, нет! Как правильно воспитывать детей? Заложить в него правильные эмоции и устремления ещё в детстве!

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/kak_pravilno_vospityvat_detey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть