Акушерка раньше и сегодня

Содержание

Родился в рубашке: как узнавали о беременности и рожали в старину

Акушерка раньше и сегодня

В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так.

Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица.

«МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.

Древняя Греция

Базальтовая фигура женщины, дающей рождение   барельеф изображение родов в Древней Греции

В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений.

Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству.

Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор.

Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.

Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.

Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.

Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.

Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины.

Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом.

Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.

Древний Рим

Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)

На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.

Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.

Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.

После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.

Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.

В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран.

Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.

Древний Египет

Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка.

Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Русь

 wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох

Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.

Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.

Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.

Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.

Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.

Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:

«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16304138/rodilsya-v-rubashke-kak-uznavali-o-beremennosti-i-rozhali-v-starinu

Мария Пастушенко работает акушеркой 48 лет. Начинала трудовой путь в деревне, но большая его часть прошла в 1-м роддоме Минска. В 67 лет Мария Сергеевна полна оптимизма, не скрывает, что любит свою работу, и гордится тем, что с ее помощью на свет появились тысячи детей.

Акушерка 1-го роддома столицы Мария Пастушенко

«Я в деревне, мне неполных 19 лет, и иду принимать роды»

— Как вы выбрали профессию?

— Я ее не выбирала. У меня умер отец от лейкоза, когда мне было восемь лет. Мама все время говорила, знаете, как в народе говорят, что он умер по вине врачей, его не досмотрели, плохо лечили. И у меня засела в голове мысль стать медработником и лечить правильно, разобраться, почему отца лечили не так.

Я хотела идти в институт, но мама болела, и я поступила на фельдшерское отделение Слуцкого медучилища. Хорошо сдала экзамены, и оказалось, что на акушерское отделение недобор. Шесть человек, в том числе и меня, зачислили туда.

Мы со слезами пошли к директору, не хотели быть акушерками. Он говорит: «Девочки, сходите на практику, посмотрите, в конце года подойдете, если захотите — я вас переведу». После того как мы сходили на практику, никто к нему уже и не пошел. Впервые в жизни увидеть, как рождается ребенок, — очень интересно. Но тогда мы не знали, что это такой адский и тяжелый труд.

— Первые роды, которые вы принимали, помните?

— Сначала мы были практикантами, смотрели и учились. После училища меня распределили в деревню в Любанском районе и в первую же ночь позвали на роды. Представьте, я в деревне, мне неполных 19 лет и иду принимать роды. Хорошо, что мы вдвоем были с однокурсницей. И все получалось.

Сейчас бы я в деревне так, как раньше, не работала бы. Я уже понимаю ситуацию, какие могут быть осложнения. Тогда все сложные случаи мы отправляли в райцентр, но что такое роды? Это непредсказуемо, они могут быть быстрыми, может кровотечение начаться.

— Как за время вашей работы менялась роженица?

— Сейчас стало много больных женщин, полнота — наш бич. Очень многие женщины нежные, у многих нарушение обмена, а это сказывается — они слабее.

Сейчас и рожают сложнее. Раньше меня ночью вызовут, приезжаю в роддом, три-четыре часа посижу, приняла роды, два часа подождала и сдала на пост медсестрам, чтобы за женщиной наблюдали. Пошла домой дальше спать. Теперь бы я так быстро не справилась, потому что женщины рожают долго, сложно, чаще нужны стимуляции.

— А как менялось отношение к родам?

— Сейчас работать легче, все белье стало одноразовое, мы работаем в перчатках, а раньше ребенка принимали голыми руками. Но, с другой стороны, сейчас стало больше инфекций: ВИЧ, много гепатита.

Женщины стали позже рожать, хотя и раньше в 40 лет встречались первые роды. Сейчас многие женщины делают карьеру и потом рожают. Вот недавно у меня женщина в 37 лет рожала, были первые роды, и она родила лучше, чем те, кто рожает в 22 года.

С другой стороны, и сегодня есть те, кто рожает рано. Недавно у нас рожали девочки и в 15 лет, и в 16. Так было и раньше.

Отличие еще в том, что раньше часто прерывали беременности, а сейчас такого нет. Сейчас женщины часто рожают и третьего, и четвертого ребенка. Это приветствуется.

«Чуть что — требуют кесарево, где надо и не надо»

— Помните, когда впервые в родзале увидели папу?

— Давно это было, лет 10−15 назад. Сначала на роды к женам приходили наши медработники: врачи-анестезиологи, хирурги.

Сейчас папы часто приходят, но они не всегда готовы морально к тому, чтобы присутствовать на родах. И если он не такой уж трусливый, то даже неплохо, что пришел, акушеркам легче, потому что папа берет на себя часть нагрузки. Он присматривает за женой, сводит ее в душ и туалет. Она себя не так агрессивно ведет в присутствии мужа.

Правда, не всегда есть условия для партнерских родов в обсервационном отделении, где я работаю. У нас меньше родзалов, чем в другом отделении. И если у меня две женщины в родах в одном зале и одна из них хочет быть с мужем, то вторая будет в такой ситуации себя некомфортно чувствовать.

— Как женщине настроиться, если она боится рожать?

— Надо прийти с мыслью «я рожу, у меня все получится и все будет хорошо». Не надеяться, что за тебя родит медперсонал. И вести себя нужно правильно в родах, слушать нас, выполнять указания.

Перед родами надо провести разгрузку организма и немножко разобраться с питанием, чтобы прийти с более-менее освобожденным кишечником.

За несколько дней реже посещать места, где много людей, чтобы не заболеть. Потому что к нам очень много простуженных приходит, иногда это сказывается даже на том, что воды преждевременно отходят.

И еще, но это лично мое мнение, раньше считалось: чем меньше люди знают о беременности и чем меньше женщина выставляет напоказ свой живот, тем легче она рожает. Правда это или нет, я не знаю.

Еще когда-то у нас работал доктор, который говорил, что женщина должна рожать простоволосой: надо заколку из волос достать. Мы и теперь часто просим женщин развязывать хвосты, и действительно легче рожают.

— Сейчас часто обезболивают роды?

— Да, и просят спинальную анестезию. Но очень многие и отказываются. Анестезия не всегда и хорошо. Раз заложено природой, то человек через это должен пройти. Лучше рожать самой.

Знаете, как я родила? В деревне рожала, боялась, что буду вести себя отвратительно и мне будет стыдно перед медиками. Сидела дома до полного раскрытия, приехала в роддом — и через 15 минут родила.

У меня классические роды были.

Когда у меня были схватки, на соседней кровати спала сестра мужа, и она даже не проснулась. Значит, можно терпеть и настроиться на роды.

А сейчас женщины требуют кесарево, где надо и не надо. Лет 25−20 назад скажи женщине про кесарево, она изревется вся. Сегодня чуть ли не каждая третья-пятая его просит.

— Когда лучше родить первого ребенка?

— До 35 лет оптимально, но рожают и в 37 лет, и в 42, и в 47, и в 54. У кого какая ситуация. У нас был случай, я еще работала на районе, когда женщина в 54 года думала, что климакс, а оказалась беременная. Отправляли ее в райцентр рожать. И она сама родила.

— Вы можете по женщине сказать, будут сложные роды или нет?

— Иногда сказать можно, и мы же по анамнезу смотрим. Но я сейчас всегда спрашиваю, как рожала ее мама. Вот как у матери роды прошли, так, скорее всего, и будет рожать ее дочь. Я где-то читала, что важно и то, как бабушка рожала, надо смотреть два поколения.

«Представьте, ребенок рождается мне на руки!»

— В чем сложность вашей работы?

— Расскажу случай. Я тогда работала на селе, вызывают на роды, и ехать надо в деревню — 5 километров через лес. Женщина сама приехать не может, уже рожает. У меня только летняя бортовая машина, и я с водителем еду на эти роды.

Смотрю, макушка показывается, думаю, приму роды и повезу к себе. А не получается, не можем никак родить. И что мне делать? Прошу водителя, собираем в деревне еще людей и закидываем роженицу на бортовую машину, в кабину же ее не посадишь. Привозим в наш роддом.

Ее тряхануло по лесу по ухабам, и, когда мы положили на родильный стол, она благополучно родила мальчика весом 4800 гр. Правда, ребеночек родился неправильно, обычно дети рождаются вниз головой, а он — вверх личиком. Здесь бы сейчас реанимировали, наверное.

А там удивительно: я его покачала-покачала, в водичке теплой поплавал, и все — здоровый на пятые сутки с мамой ушел домой.

Вот такие у нас ситуации бывают. Теперь в деревне одна бы я не работала, хотя у меня большой опыт, и я могу провести любую процедуру. Но я же отвечаю за жизнь женщины и ребенка, и упаси бог, с ними что-то случится. У нас тут реанимация, если что, ребенок выживет. А там что можно сделать?

— За что вы любите свою работу?

— Иной раз кажется, что я ее ненавижу (улыбается). Но все-таки я ее действительно люблю. Представьте, ребенок рождается мне на руки, человек видит мир с моих рук!

Иногда он может ухватить меня за палец или ухватиться за свою пуповину, или я накладываю зажим, он хватается за него… И когда к груди прикладываем — приятно, когда он начинает сразу сосать.

— Когда вы учились, вам говорили, что у вас есть талант к акушерству?

— Про Слуцкое медучилище говорили, что выпускают хороших фельдшеров и очень плохих акушерок (смеется). Из акушерок с нашего потока только человека три работают в родзале, и я одна из них. Когда мне звонит одна моя однокурсница, то спрашивает: «Как ты работаешь в родзале? Это же страшно!» Этого все боятся.

Я пыталась уйти из родзала и даже два года подрабатывала в профилактории, но я все равно брала дежурства в роддоме. Тянуло. Видимо, это мое призвание.

Редакция благодарит организаторов акции «Родильный дом, доброжелательный к семье» за содействие в подготовке материала.

Источник: https://news.tut.by/society/602041.html

Акушерка раньше и сегодня

Акушерка раньше и сегодня

Знаете ли вы, как зовут человека, который принимал у вас роды? Нет, не врача, с которым договаривались рожать. А ту, чьи руки первыми взяли вашего малыша, — акушерку. Помните? Вряд ли. Сегодня принято искать доктора — на случай, если в родах что-то пойдет не так.

На практике процент естественных вариантов родоразрешения гораздо выше, чем тех, когда потребовалось медицинское вмешательство.

Так почему же мы тщательно выбираем доктора и совершенно не интересуемся тем, какая акушерка нам достанется? А ведь раньше все было совсем по-другому.

Когда появилась профессия акушерки

Повивальное дело — одна из древнейших отраслей народной медицины и, пожалуй, единственная, которая оттуда перекочевала и органично вписалась в медицину официальную.

Слово „акушерство” происходит от французского accoucher, что означает „помогать при родах”. Сегодня акушерство и гинекология составляют единую медицинскую дисциплину.

А раньше акушерка называлась повивальной бабкой, бабушкой, повитухой, парилкой, правилкой, приемницой, пупорезкой, пуповязницей… Слово „бабить” означало „принимать ребенка”. 

Повивальная бабка была не просто человеком, ответственным за „техническую часть” родов, как сегодняшняя акушерка. В жизни каждого человека повитуха играла довольно большую роль.

Она принимала участие в крестинах принятого ею младенца, обязательно присутствовала на всех его важных семейных праздниках (именинах, помолвке, свадьбе), давала советы в деле воспитания и лечения детей. А подросшие малыши, которым она помогла появиться на свет, навещали ее с подарками на праздники.

Особенно важно было прийти к повитухе 8 января, на так называемые Бабьи каши. Конечно, с подарками и угощением — вкусной кашей. Этот день, собственно, и посвящен всем древней акушерке.

Повивальной бабушкой могла стать только особенная женщина. (Мужчины, кстати, вообще никогда не были „повитунами”.

) Специалист по славянскому фольклору Борис Фрост пишет, что повитухой становилась женщина, появившаяся на свет первой или последней среди своих братьев и сестер (такие люди вообще считались особенными, счастливыми, умеющими колдовать, лечить).

Часто по­витухами становились женщины, имеющие много детей, причем обязательно здоровых, удачливых, красивых. Полагали, что свойства собственных ребятишек бабушка может передать и принимаемым ею новорожденным.

Акушерка: хорошие приметы

По народным верованиям, баба могла не только помочь в родах, но и повлиять на внешность, здоровье и даже судьбу принятого ею ребенка.

Повитуха осуществляла уход за роженицей и новорожденным и после родов, и этот процесс был сродни магическому ритуалу.

Из названий, которые носила старинная акушерка, ясно, что она повивала, то есть пеленала младенца, перевязывала и перерезала пуповину, парила и мыла после родов в бане кроху и роженицу.

  • Звали повитуху к роженице всегда тайно, даже прибегая к особенным, „шифрованным” выражениям, опасаясь прямо излагать свою просьбу. Говорили, к примеру:„У нас Анюшка-то заболела” или „Марья-то наша уже на печь залезла”. В противном случае весть о начавшихся родах могла распространиться, причинив тем самым боль роженице или вред ребенку.
  • Волосы роженицы должны были быть распущены, на ней не должно было быть никаких завязанных или застегнутых предметов. Более того, все двери в доме, а также ворота и калитки должны были быть приоткрыты. Иначе роды грозили затянуться.
  • Для облегчения родов запаливали березовую лучину, поджигали траву бессмертника.
  • Сразу после появления на свет новорожденного заворачивали не в пеленки, а в отцовскую рубаху, причем эту рубаху не готовили заранее, а снимали непосредственно с тела: она должна была быть не новой, а ношеной. Считалось, что отец будет в таком случае сильнее любить малыша, а тот — спокойнее спать.

Акушерка как профессия?

Большие перемены произошли при Петре I, пригласившем для обучения российских лекарей сотни европейских врачей, в том числе акушеров.

  
В 1754 году Павел Кондоиди — лейб-медик при императрице Елизавете — подал в собрание Правительствующего сената „Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества”.

Все „бабки российские и иностранные” должны были пройти аттестацию. Те из них, „кои явятся достойны”, приводились к присяге.

В царской россии было три группы женщин, занимавшихся родовспоможением:

  • повивальная бабка (высшее медицинское образование);
  • сельская повивальная бабка (среднее образование);
  • повитуха (заочное медицинское образование).

Диплом повивальной бабки выдавался выпускницам после шестилетнего обучения в Повивальном институте.

Сельские повивальные бабки получали трехлетнее медицинское образование.

Повитухе выдавали свидетельство о заочном образовании на основании слов повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Одновременно с развитием повивального дела в стране открывались и специальные места для родовспоможения.

Первый родильный госпиталь открылся в 1764 году при московском воспитательном доме. В нем были палаты для „секретно родящих” и „для женщин замужних, но не желающих оставить ребенка”.

К началу XX века в Москве было уже десять роддомов.

Акушерка и закон: интересные исторические факты

При Петре I был разработан замечательный по сути документ — „Устав повивальным бабкам”. В нем есть немало любопытных и забавных положений.

  • Всякая повивальная бабка должна быть благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.
  • Повивальная бабка должна во всякое время, днем или ночью, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно.
  • Когда бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, должна призвать другую искусную бабку или повивальной науки профессора.

Источник

Источник: http://ufagv.ru/mediateka/statyi_o_gv/akusherka_ran_she_i_segodnya/

В царской россии было три группы женщин, занимавшихся родовспоможением:

  • повивальная бабка (высшее медицинское образование);
  • сельская повивальная бабка (среднее образование);
  • повитуха (заочное медицинское образование).

Диплом повивальной бабки выдавался выпускницам после шестилетнего обучения в Повивальном институте.

Сельские повивальные бабки получали трехлетнее медицинское образование.

Повитухе выдавали свидетельство о заочном образовании на основании слов повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Одновременно с развитием повивального дела в стране открывались и специальные места для родовспоможения.

Первый родильный госпиталь открылся в 1764 году при московском воспитательном доме. В нем были палаты для «секретно родящих» и «для женщин замужних, но не желающих оставить ребенка».

К началу XX века в Москве было уже десять роддомов.

Акушерка и закон: интересные исторические факты

При Петре I был разработан замечательный по сути документ — «Устав повивальным бабкам». В нем есть немало любопытных и забавных положений.

  • Всякая повивальная бабка должна быть благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.
  • Повивальная бабка должна во всякое время, днем или ночью, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно.
  • Когда бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, должна призвать другую искусную бабку или повивальной науки профессора.

Акушерка сегодня

Сегодня модно рожать дома. Будущие мамы ищут акушерку, владеющую древним искусством. Однако есть ряд правил, без соблюдения которых домашние роды могут не состояться как приятное и радостное событие.

Помните о том, что акушерка, которая будет принимать у вас роды, должна быть не только приятным и увлеченным человеком, но и грамотным, опытным специалистом, получившим медицинское образование. Если уж повитухи должны были учиться и сдавать экзамены, то современные акушерки — и подавно.

У будущей мамы не должно быть медицинских противопоказаний для естественного родоразрешения. Даже незначительные риски, диагностируемые в период беременности, в родах могут обернуться проблемами.

Дома должны быть созданы условия, насколько можно приближенные к медицинским.

Окна, стены, полы должны быть вымыты, пыль вытерта со всех поверхностей, шторы, постельное белье, пеленки, одежда — постираны при температуре воды 90 °C и выглажены.

Нужно также иметь все необходимое для «обслуживания» родов (обычно акушерка диктует длинный список, куда входят и одноразовые пеленки, и лекарственные травы, и марганцовка, и многое другое).

Одной с акушеркой лучше не рожать. Пусть рядом будет отец ребенка или другой подготовленный человек, который будет вам помогать, встречать и провожать акушерку.

Всегда нужно быть готовой к варианту, когда потребуется экстренная госпитализация. Имейте наготове водителя с исправной машиной («скорая» может не успеть) и заготовленные для роддома вещи в сумке.

Елена Федорук

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/rody/17932-akusherka-ranshe-i-segodnja/

Повитухи 21 века. Можно ли сегодня научиться повивать и зачем?

Акушерка раньше и сегодня

8 января на Руси принято было чествовать бабок-повитух — тех, кто принимал у молодых девушек роды и помогал им потом восстановиться. Считалось, что женщина, которая повивает, должна быть уже рожавшей (лучше — в менопаузе) и уже не имеющей никаких интимных связей.

За здоровых детей бабкам несли еду, одежду, помогали по дому, однако с развитием медицины повитухи стали не нужны. Тем не менее и в современной России есть женщины, которые обращаются к традициям и повивают.

Лайф — о том, чем занимаются такие женщины сегодня и как можно научиться древнему искусству.

Давным-давно, когда ещё не было профессиональных акушерок, единственным помощником и проводником в материнство молодых женщин были повитухи. Дородные и умудрённые “бабки”, как их обычно называли, присутствовали на каждых родах — они чётко знали, что делать, когда роженице плохо, как ослабить схватки, если это возможно.

Молитвами, специальными отварами, особыми нашёптываниями могли сопровождаться роды. Считалось, что от повитухи будет зависеть здоровье и удача ребёнка. Поэтому было важно, чтобы “бабка” (если не вдова) была верной мужу, но ещё немаловажным было и то, чтобы она к моменту начала своего ремесла уже прекратила какие-либо сексуальные отношения.

То бишь, по старинке, была “чистой”.

Народные акушерки отказаться не могли, если кто-то звал их помочь с роженицей. И было совсем не важно, могут отблагодарить “бабку” или нет.

Хотя обычно повитух благодарили не монетами, а какой-то помощью (вспахивали землю у её дома, помогали в уборке), дарами (продуктами, пирогами, зерном).

Повитухи имели огромный вес в обществе — к ним обращались за советом, и 8 января уже подросших детей родители вели к “бабкам” на благословение. 

При этом стоит отметить, что уже в XVIII веке повивать всем не разрешалось (если не брать в расчёт деревни) — “бабки” должны были проходить аттестацию, которая бы доказывала, что они могут вести самостоятельную практику.

29 апреля 1774 года Правительствующий сенат при Екатерине II утвердил представление Медицинской канцелярии. Желающие проводить роды и помогать молодым матерям восстановиться должны были кроме всего прочего принести присягу.

Согласно ей, первые официальные повитухи должны были поклясться в любое время дня и ночи прийти на помощь (не отказывая никому), а также никому не помогать с абортами.

Тайны из бани. Пеленать надо не только детей

Со временем повитухи в традиционном понятии исчезли. Сегодня об искусстве повивания могут рассказать мастера, которых можно в России пересчитать по пальцам. Можно научиться мастерству, будучи “подмастерьем” женщины, которая умеет повивать, также некоторые повитухи предлагают обучающие семинары (они длятся несколько дней), и это уже, естественно, не бесплатно. 

Нужно понимать, что современное повитушество — это прежде всего не роды, а именно работа с молодыми мамами. Как рассказали Лайфу действующие повитухи, такое действо называется повиванием, потому что родившую женщину, её живот и таз, cвивают (пеленают) длинными кусками ткани.

То есть мастера делают нечто вроде старинного бандажа, который призван облегчить болевые ощущения, а также помочь со скорейшим заживлением ран (если такие есть).

Кроме того, повитухи водят девушек в тёплую (не горячую) баню, где делают им специальные массажи, а также перед этим могут дать специальные отвары, травяные чаи по старым рецептам. 

При этом сами роды принимают единицы из тех, кто заявляет о том, что занимается повиванием. Без медицинского образования за такое важное дело браться повитухи уже не хотят. 

Да и рассказывать о своём искусстве хотят далеко не все мастерицы — четыре женщины, занимающиеся старинной практикой, отказались говорить на тему повивания. По их словам, в этой теме нельзя не допустить ошибок и знания эти “не для всех” (массово об этом рассказывать не стоит).

Об этом также говорят и повитухи, которые обучают на семинарах женщин. Так, например, согласно информации в сообществе “Повивальная школа в Чебоксарах” в социальной сети “ВКонтакте”, на семинарах по повивальному искусству, которые проводит Юлия Шелепина, нельзя проводить никаких съёмок и аудиозаписей. Занятия проходят в два дня, при этом есть практическая и лекционная части.

В первый семинарский день мастер учит тому, как правильно подготовить девушку к родам, массажным техникам для беременных (это в начале дня, с 11 утра до 5 вечера), затем, после часового перерыва, желающие стать повитухами идут в баню, где их обучают (ещё три часа) послеродовым практикам, тому, как делать травяной массаж, а также организовать купель с травами. 

На следующий день будущие повитухи с 10 утра до 7 вечера учатся уже послеродовому восстановительному массажу. Также ученицам Шелепина рассказывает о целебных свойствах трав, о том, как правильно питаться после родов. Отдельно в этот день происходит обучение непосредственно свиванию, после чего слушательницам рассказывают о традициях древнеславянских повитух.

Как рассказывается на странице этой повивальной школы, свивальники (те, которыми пеленают родившую женщину) делаются из 5–8-метровой тонкой льняной ткани (всё зависит от объёмов девушки, с которой нужно будет работать). 

Стоимость двухдневных практик колеблется от 7 тыс. до 10 тыс. рублей — всё зависит от того, когда вы на занятия записались (заранее или в день семинара). Отметим, что цена, по сравнению с ценниками репетиторов, действительно невысокая, ведь выходит, что час “повивального знания” обходится от 388 до 556 рублей. 

Из уст в уста. Либо случилось, либо нет 

Традиционная повитуха Татьяна Ахрамеева из Новосибирска рассказала, что “бабкой” не может стать любая. Особым искусством принятия родов и помощи молодым мамам могут заниматься лишь те, у кого есть к этому врождённые способности, сравни экстрасенсорным.

— Это нельзя приобрести через интеллект и книжки. Случайные люди такими вещами не могут заниматься. Здесь присутствует и экстрасенсорика — предвидение событий.

Повитуха очень многое видит, например, какой ребёночек придёт.

Есть испытание для женщин, которые хотели бы стать повитухами: в холщовом мешке разбивается горшок молотком, а та, кто выполняет задание, должна на ощупь собрать его обратно, — рассказывает Ахрамеева.

При этом, по её словам, традиционная повитуха заботится не только о родах и молодых мамах, но и в целом о женском здоровье тех, кто к ней обращается.

— Сейчас, когда женщина вступает в репродуктивный возраст, очень часто оказывается, что её здоровье потеряно. Чтобы этого не было, нужно проводить разные обряды.

Например, перед первыми месячными, чтобы не было потом болей, ещё до первой менструации (вычисляется примерно, когда она должна быть) девочку приводят к старшей по роду повитухе.

 И та проводит энергетический обряд, чтобы сила пошла так, правильно, — без заклиниваний, без боли и без спазмов.

Также повитуха должна определять, насколько совместимы физиологически те, кто собирается венчаться, смогут ли они иметь детей. Это можно понять и с помощью древних практик.

Повитуха должна долгое время затем готовить к беременности девушку. Чтобы зачать крепкого великого воина, подготовка начинается за год, минимум за три месяца. Затем повитуха роды принимает (я практикующая акушерка тоже), а после в течение 40 дней обеспечивает матери защиту.

После родов у женщины раскрывается не только физическое тело, но и её аура. Она находится в разбитом состоянии, и в обязанности повитухи входит собрать это биополе. Раньше считалось, что если повитуха этого не сделает, то грех будет лежать на всей её семье. За двенадцать лет моей практики, даже уже больше, ни разу не было послеродовых воспалений.  

Массажист, занимающаяся повиванием женщин (она попросила себя называть именно так), Наталья Степкина из Приволжья, в свою очередь, повитухой себя не назвала, но сказала, что самому повивальному искусству (помощи в восстановлении) всё-таки научиться можно.

— В организме родившей женщины происходят огромные перемены: увеличивается матка, в животе происходят изменения. Потом из-за того, что утеряна культура правильного выхода из состояния беременности, выявляется большое количество заболеваний. Моя задача — вернуть женщине организм в нормальное состояние, чтобы были силы и здоровье растить детей и рожать снова.

Нужны правильный массаж живота и тела, банные процедуры. Причём баня должна быть не сумасшедшая, по 100 градусов, а нормальная женская баня — максимум 40, где женщина очень мягко согревается. Нами используются травы и другие вещи, которые помогают вывести из организма родовые гормоны, а также молочную кислоту. Потому что роды — это огромный физический труд.

И чем больше будет оказано помощи, тем лучше.

Кроме болезней у женщин также из-за неправильного выхода из беременности возникают депрессии. Во многом это потому, что ей не дают отдохнуть: она родила, пришла домой — и давай на стол накрывать. А ей бы полежать, наладить контакт с ребёнком.

Я делаю травяные чаи, отвары, в вениках использую специальные растения. Помогают те, что растут у нас в России (например, манжетка — женская трава). Я живу в Поволжье и использую ту траву, что растёт здесь. Часть трав я собираю сама, а часть покупаю у травницы. Она их собирает согласно всем правилам.

Моя основная работа — массажист, но я училась у специалиста по повиванию, а также посещала занятия, связанные с банным искусством. Где есть какая-то возможность чему-то поучиться, туда мы и идём.

И из всего складывается общая картина. Повивальному искусству не учатся отдельно как-то.

Просто со временем, изучая разное, ты начинаешь сама понимать, что можешь помогать разными способами, — рассказывает Степкина. 

По её словам, после родов можно работать с повитухой, специалистом по восстановлению, неограниченное время. Всё зависит от желания и состояния женщины.

— Желательно около двух месяцев родившей ходить в баню. Важен ещё и сам факт, что женщина несколько часов посвящает себе — для неё это оказывается огромным ресурсом, — говорит Степкина. — Расценки индивидуальные.

 Кто-то дарит подарки, кто-то деньги платит. Есть случаи, когда повиванием занимаются бесплатно, а иногда и пироги пекут. Раньше повитухи были самыми состоятельными женщинами.

Деньги они не получали, но им огород вспахивали, дом ремонтировали и еду носили.

Спасение “в снегах”, или смертельная практика для горожан

Международный эксперт по репродуктивному здоровью в РФ, акушер-гинеколог Борис Лордкипанидзе, в свою очередь, уверен, что повивальное искусство (чего бы оно ни касалось — родов или массажей) сопряжено с большими рисками для женщин. По мнению эксперта, единственное обстоятельство, при котором присутствие повитухи может быть оправданно, — удалённость роженицы от медицинского пункта. 

— У государственной медицины всегда было отнюдь не положительное отношение к домашним родам, вне зависимости от того, есть у акушерки соответствующее образование или нет.

В цивилизованном обществе есть стандарты того, как медицинская помощь должна оказываться, а потому о древних практиках стоит говорить только в рамках исторического экскурса, — говорит акушер.

— Иногда здоровье матери и ребёнка зависит от того, насколько быстро возможно кого-то из них перевести в операционную, вовремя перелить кровь, ввести препарат. Как это может сделать одна повитуха дома? Нужно, как минимум, чтобы скорая дежурила тогда у подъезда роженицы. Не стоит забывать и об анестезии. 

Никто ещё не доказал, что народная медицина, практики повитух в родовспоможении лучше, чем помощь, оказываемая государственными медицинскими работниками.

 Более того, даже те, у кого есть образование акушера, далеко не всегда могут роды принять, сохранить здоровье и матери, и малыша.

Например, была история, когда отец (он по образованию гинеколог, но практики не было) решил сам принимать роды у жены — в итоге супруга выжила, а ребёнок умер. Нужна постоянная практика, доказанная. Одних теоретических знаний недостаточно.

Если же повитуха не принимает роды, а занимается восстановлением женщин, то надо понимать, что и это может быть не всегда безопасно. Нельзя просто так водить недавно родившую женщину в баню, делать ей какой-то массаж, перевязывать как-то живот.

Во-первых, нужно знать, какое у молодой мамы здоровье, какие противопоказания — есть множество нюансов, во-вторых — у нас государственная медицина позволяет нормально женщине восстановиться в стационаре, а затем и дома: всегда можно обратиться за помощью в женскую консультацию.

Тем более нельзя научиться “повивальному искусству” за два дня на семинаре. Как это возможно? Это секта для тех женщин, которые недолюбливают врачей, не ходят к ним и готовы верить тем, кто говорит о своих необычайных знаниях.

Основная публика тех, кто рожает дома, обращается к знахаркам и повитухам, — как раз женщины, которые к врачам не ходят. Также могут к народным целителям обращаться те, у кого нет возможности оплатить ту или иную медицинскую помощь.

 

Единственный случай, когда появление повитухи — необходимость, — это, например, если беременная женщина, роженица находится где-то далеко в деревне, в каком-то селе, в Сибири или в Якутии, далеко от медицинского пункта. В таких случаях, конечно, логично появление уважаемой повитухи или шамана (кто где как называет тех, кто может с родами помочь). Тогда к повитухам обращаются, но скорее от безысходности.

Сейчас спрос на домашние роды стал меньше, однако те, кто хочет рожать дома, всё ещё есть, в их числе и некоторые известные люди. Запретов на роды дома нет, но надо понимать риски. Если женщина во время всей беременности наблюдалась у гинеколога, сдавала все анализы, то рисков, конечно, во время домашних родов будет меньше. 

Источник: https://life.ru/953963

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.