Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Содержание

Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Темперамент — это тип высшей нервной деятельности, определяющийся реакцией на внешние и внутренние раздражители. Одни обижаются на все подряд, вторые обладают слоновьей кожей. Третьи вспыхивают, как спички, четвертые никогда не повышают голос. Кто-то склонен к эмоциональным скачкам, кто-то, наоборот, надолго «зависает» в одном состоянии (апатия, гнев, радость).

Суть этой разницы много столетий назад постиг Гиппократ: он открыл 4 вида темперамента и таким образом поделил человечество на группы.

Флегматики замкнуты и спокойны. Реакции у них долгие и медленные, речь — плавная, движения — основательные. Восстанавить силы такие люди могут только наедине с собой.

Холерики беспокойные и открытые. Нервные импульсы толкают их на кипучую деятельность и яркие эмоциональные проявления. Энергичные, подвижные люди с активной мимикой и жестикуляцией.

Меланхолики замкнуты и беспокойны одновременно. Интроверсия не позволяет им «выплескивать» эмоции, поэтому они часто чувствуют себя растерянными. Движения их обычно плавны, взгляд — печален, интонации — «убаюкивающие».

Сангвиники спокойные, открытые, веселые и необидчивые. Они обожают шумные компании и «вянут» без общения.

Характер знаков зодиака: от чего зависит темперамент?

Конечно же, «чистых» проявлений темперамента не существует в природе. Однако в каждом из нас превалируют черты того или иного типа.

1. Мама — холерик, ребенок — флегматик

«Что ты возишься!», «Ты час шнуруешь один ботинок», — примерно так реагируют быстрые мамы на детей, у которых от природы более спокойный нрав. Когда малыша-флегматика торопят, он начинает нервничать и… становится еще более медлительным.

А мама, разумеется, раздражается еще больше. Даже самые маленькие «флегмы» — весьма основательные ребята: они долго планируют свои действия, а потом выполняют их точно и тщательно.

На самом деле, такой ребенок меньше других нуждается в родительском контроле.

Решение: Вас спасет тайминг! Засеките, сколько времени уходит у ребенка на то или иное занятие. Если малышу нужно полчаса для того, чтобы собраться в садик, не торопите его, используйте это время для своих личных нужд. В конце концов, можно просто спокойно попить кофе.

Делайте вместе: Холерики и флегматики одинаково любят прогулки. Для первых — это способ активно провести время, для вторых — возможность спокойно наслаждаться красотами природы. По такому же принципу этой паре подойдут музеи и выставки.

! Темперамент проявляется с первых дней жизни. Флегматики реже плачут, сангвиники стремятся к контакту с окружающим миром и т. д. Переделать это невозможно. Лучше с первых же месяцев стараться выработать устраивающую обе стороны стратегию общения с ребенком. И уж точно не нужно вешать на малыша обидные и несправедливые ярлыки, вроде «копуша», «лентяй» или «шило в попе».

Неправильные установки: 7 ошибок родителей
Дети, как губка, впитывают все, что говорят взрослые. Но порой наши слова они воспринимают совсем не так, как мы хотим: и вместо того, чтобы помочь, портим им жизнь.

2. Мама — холерик, ребенок — меланхолик

Активная и общительная мама может просто не замечать переживаний «печального» малыша и таким образом обижать его. Энергичные холерики плохо чувствуют чужие границы, легко делятся сокровенным и требуют того же от других. «Ты что, влюбился?», «Что ты там рисуешь в своем блокноте, покажи!..» — эти фразы скрывающий свои чувства меланхолик воспринимает очень болезненно.

Решение: Возможность побыть наедине с собой такому малышу необходима, как воздух.

Выделите ему пару «личных» часов в день: за это время он разберется со своими переживаниями, восстановит ресурс, разложит эмоции по полочкам и успокоится. Можно попробовать наладить с ним «эпистолярный» диалог.

Хочется обсудить с ребенком проблему, а он избегает разговора? Предложите ему ответить на ваши вопросы письменно, а потом сами сделайте то же самое.

Делайте вместе: У меланхоликов и холериков есть нечто общее — богатый эмоциональный мир. Поэтому творческие занятия будут интересны обоим. Можно, например, вместе рисовать: ребенок пусть работает над деталями, а вы закрашиваете поля и контуры.

Чем занять ребенка? 12 оригинальных советов!

3. Мама и ребенок, оба — холерики

Люди подобного склада известны своей вспыльчивостью. Результат взаимодействия двух холериков предсказуем: спровоцировать громкий скандал может абсолютно ничтожное событие.

В этой паре и мама, и ребенок обладают уникальным свойством — они заражают своими эмоциями окружающих и при этом легко поддаются на чужие проявления чувств.

Так, стоит маме чуть повысить голос, как ребенок тут же отвечает ей вдвое эмоциональней.

Решение: Самый важный навык холериков — способность контролировать свои чувства. Для того чтобы этого добиться, их надо научиться распознавать.

Договоритесь не выкрикивать обвинения, а сразу спокойно рассказывать о тех эмоциях, которые испытываете. Приучите ребенка (и себя) обозначать только свои ощущения, начиная со слова «я».

Вместо «ты меня злишь!» говорите — «я испытываю гнев». Так вам будет гораздо проще научиться слышать и понимать друг друга.

Делайте вместе: Любые виды активности придутся по вкусу: танцы, спорт, походы. А из домашних игр мы бы посоветовали этим двоим попробовать «Твистер».

4. Мама — меланхолик, ребенок — холерик

В этой паре один замкнут и пассивен, а другой — возбудим и деятелен. Благодаря природной напористости, малыш-холерик может легко взять верх над мамой и практически стать ее «руководителем».

Он вечно тянет за руку — «пойдем, посмотрим, что там!», «давай проедем на троллейбусе еще остановку», «нам надо срочно купить новый комикс».

Нередко у мамы попросту не хватает сил сопротивляться, и она начинает подстраиваться под более сильного в энергетическом плане ребенка.

Решение: Научите детку «сбрасывать» напряжение с помощью активных занятий — спорта или танцев. Купите скакалку: прыжки (как и бег) помогают холерикам успокоиться. А также постоянно направляйте его бешеную энергию на благие цели. Хочет активностей? Пожалуйста! Пусть помогает вам в работе по дому. Ему понравится!

Делайте вместе: В принципе, вам подходят все способы, в которых один может «созерцать», а другой — совершать подвиги. Можно, например, отправиться в парк аттракционов и наблюдать за бесстрашно покоряющим карусели малышом.

5. Мама — меланхолик, ребенок — сангвиник

Малыш живо интересуется миром, носится по квартире, как электровеник, и бесконечно задает вопросы. Мама, тем временем, мечтает исключительно о тишине и покое. Восторги ребенка ее тревожат, энтузиазм — выматывает. В результате малыш не получает нужной ему эмоциональной реакции.

Решение: Сангвинику необходима частая смена впечатлений, спокойная обстановка для него невыносима.

Внесите в расписание ребенка как можно больше кружков: на занятиях, помимо прочего, он компенсирует недостаток общения с детьми. Кроме того, когда сангвиник чем-то увлечен, он становится тихим и сосредоточенным.

Научитесь заинтересовывать детку! Например, так: «А знаешь, почему у радуги 7 полос? Найди ответ в этой книжке!»

Делайте вместе: Настольная игра не потребует от мамы-меланхолика излишней активности, и в то же время поможет интересно провести время с маленьким сангвиником. Рисование, лепка, любые другие занятия и игры, в которых задействованы воображение и интеллект, понравятся вам обоим.

! Считается, что в современном мире легче всего жить сангвиникам. Флегматики — на почетном втором месте. Говорят, что их нервная система напоминает неваляшку: эмоциональные удары — замечания или критику они воспринимают очень спокойно. Эти люди легко переживают неудачи и никогда не концентрируются на неприятностях. Берите пример!

Как определить темперамент ребенка?

Попросите ребенка назвать животное, которое он с собой ассоциирует, и объяснить свои выбор.

Ответ типичного холерика: «Конечно, — гепард, потому что это быстрый и сильный зверь!» Сангвиник скажет что-то вроде: «Я — собака: она дружелюбна и общительна».

Меланхолик вспомнит кошку — ведь она гуляет сама по себе. Флегматик, скорее всего, назовет ленивца или панду — они такие же спокойные и задумчивые.

Определить темперамент малыша можно и по цветовой гамме его рисунков. У холериков преобладают оттенки красного. Сангвиники выбирают оптимистичные оранжевый и желтый, флегматики — спокойные синий и зеленый. Меланхолики предпочитают пастельные оттенки, а также неяркие серый и коричневый.

Дарья Мазуркина

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/63693-aktivnaya-mama-i-medlitelnyy-malysh-raznie-temperamenty/

Медлительный ребенок: советы родителям

Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Если вы привыкли выполнять все быстро, не откладывая, помните о каждом своем деле и выполняете его в срок, медлительные люди могут вас раздражать.

Тем более, когда медлит собственный ребенок, от которого ожидаешь чего-то определенного, даже не задумываясь об этом. Конечно, мы ждем от детей успехов, удач, понимания. И, порой, они кажутся нам старше, чем есть на самом деле, и мы требуем от них непосильного.

Но что делать, если в вашей семье родился медлительный ребенок и это стало камнем преткновения для всех, а иногда и причиной для криков и ссор?

Причины детской медлительности

Если вы столкнулись с проблемой, что ребенок очень медлительный, что делать надо, а чего точно не стоит?

Не стоит сразу тревожиться, что ребенок «какой-то не такой». Возможно, он даже и не медлительный, просто еще маленький для некоторых действий или у вас с ним разные темпераменты – что для вас медленно, для него нормально.

Если ребенок очень медлительный, подумайте, почему:

  • Флегматики – очень спокойные люди, медлительные и основательные. Они не раздражаются по пустякам, не спешат;

Присмотритесь, возможно, ваш кроха имеет такой характер. Переубеждать и переучивать тут бесполезно, надо привыкнуть и принять ребенка таким, какой он есть. Иначе могут возникнуть уже неврологические проблемы и разлад в ваших отношениях.

Также, изучите статью: Воспитание ребенка-флегматика>>>.

  • Малыши до 3 лет еще не такие уж шустрые, они только учатся сами одеваться и, уж конечно, у них нет пока чувства ответственности;

Они не понимают, почему плохо опаздывать и как понять, что уже прошли данные на какое-то дело, отведенные 10-15 минут. Да и пальчики еще плохо слушаются.

Полезная статья на сайте: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

  • Есть такие дети, особенно часто — мальчики, которые не могут делать два дела одновременно;

И пока вы кричите на ребенка, что он долго собирается, он не может ничего делать – он слушает вас.

Чтобы он сосредоточился на одном деле, надо убрать все внешние раздражители, не включать телевизор, радио, не разговаривать с ним. Только тогда он сможет спокойно выполнять уроки или одеваться на прогулку.

  • Привлечение внимания – еще одна «неболезненная» причина медлительности.;

Подумайте, достаточно ли вы внимательны к чаду, всегда ли выслушиваете, что он хочет сказать, достаточно ли общаетесь.

Знайте! Удивительно, но очень часто дети пользуются уловками для привлечения негативного внимания, чтобы хоть как-то получить отклик от родителей или других детей.

О том, как выстроить правильные отношения с ребенком от 1 до 5 лет и, при этом, свести конфликты к минимуму, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

  • Дети, склонные к размышлениям, мечтам, раздумьям, очень творческие и задумчивые могут забывать о том, где они находятся и что делают. Они «витают в облаках», придумывая собственные миры и фантастические изобретения.

Постарайтесь направить это в нужное русло, ну а подгонять все равно придется.

Медлительность, как физиологическая проблема

Бывает, что ребенок все делает медленно и из-за нарушений со здоровьем.

  1. Если у ребенка есть врожденное или приобретенное хроническое заболевание, оно может влиять на нервную систему и выливаться в заторможенность действий. Т. е. медлительность – результат слабости и отсутствия сил, усталости;
  2. Тяжелые роды, беременность с осложнениями, врожденная гипоксия. Это тоже влияет. Такие дети обязательно должны наблюдаться у невролога;

Ни в коем случае нельзя кричать на малыша, подначивать, ругать. Иначе проблема может только усугубиться, есть риск возникновения нервных тиков и заикания.

Если вы — склонны повышать голос на ребенка и не знаете, как справиться с возникающим внутри вас раздражением, посмотрите интернет-семинар Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие?>>>

  1. Левши делают все наоборот, пользуясь предметами не так, как правши, что замедляет их. Подберите ножницы и ручку для левши, а главное – не переучивайте! Это может спровоцировать еще большую медлительность;
  2. Если вы недавно переехали, перевели кроху в другой садик, в семье родился еще один ребенок – любое сильное изменение влияет на психику и, как следствие, мы получаем замедление действий. Постарайтесь отнести с пониманием и терпением, подбадривайте;
  3. Слишком жесткие требования к ребенку могут породить медлительность – малыш делает все с осторожностью, чтобы не ошибиться и не вызвать родительское неодобрение.

Что делать

Как помочь медлительному ребенку, если его неторопливость не связана с заболеваниями:

  • Объясняйте пошагово каждое действие: лучше однажды «разжевать», чем каждый раз раздражаться из-за детского непонимания;

Возможно, какой-то пункт трудно дается малышу, а вы нервничаете, потому что это кажется вам слишком простым. Просто представьте, что для маленького сложно абсолютно все – ведь он только учится, а это — всегда процесс сложный.

  • Не бросайтесь помогать каждый раз, когда вам кажется, что ребенок делает что-то слишком медленно – дайте ему время сначала самому попробовать;

Руководите процессом, подбадривайте, советуйте при необходимости, хвалите, когда получается. Бывает и так, что слишком нетерпеливая мама просто не дает ребенку выполнить что-то самостоятельно и он специально медлит, ожидая, пока она вмешается.

  • Не торопите и не ругайте – малыш теряет веру в себя, ему начинает казаться, что он ни на что не способен сам. Просто некоторых детей надо контролировать, как они выполняют ваши поручения, потому что иначе они отвлекаются;
  • Если вы куда-то собираетесь, предложите ребенку заранее приготовить нужные вещи;

Пусть достанет и повесит на стульчик одежду, в которой он пойдет, все проверит, а школьникам — обязательно собирать рюкзак и готовить школьную форму с вечера. Так вам не придется торопить детей.

  • А если вы, к тому же, заранее расскажете крохе, что вы собираетесь делать вместе, куда пойдете или какое задание ему дадите, то у него в голове сложится хотя бы какой-то план.

Это поможет избежать медлительности и разногласий, если вы заранее обговорите грядущие действия.

Советы для родителей деток с неврологическими проблемами

Медлительный ребенок – рекомендации для тех, у кого медлительность связана с неврологией:

  1. Помните, что малыш не назло вам «тормозит», пусть вас это не злит и не раздражает;

Ведь дети чувствуют наш настрой и будут ощущать себя обузой, предметом маминого расстройства и гнева. Да и, если вы начнете кричать, это точно не подстегнет малыша, он только еще больше замедлится, потому что испугается, что он неправильный и плохой.

  1. Приучитесь к режиму. Пусть каждое действие будет в одно и то же время ежедневно. Тут уже сам организм привыкает;
  2. Ритуалы – отличное средство. Дети запоминают их, как стишок, им проще, если все повторяется точь-в-точь каждый день;

Надевайте штанишки со стишком, умывайтесь с потешкой. Это поможет запомнить действия и научиться хотя бы их делать скорее. А остальное придет потом. Кстати, прочитайте актуальную статью: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>.

  1. Если ребенок медленно говорит, ни в коем случае не договаривайте за него слова, не пытайтесь догадаться, что он хочет сказать, не высмеивайте. Научитесь терпению – и малыш научится нужной скорости;
  2. Тренируйте скорость при помощи игр, заданий.

Не заставляйте торопиться, а именно постепенно ускоряйте, следя за тем, чтобы ребенок успевал. Пусть, например, будет какая-то последовательность движений, которые ребенок будет повторять за вами. Сначала очень медленно, потом, с каждым разом, чуть быстрее.

Наберитесь терпения. Все люди — разные и рано или поздно вы с малышом обязательно найдете общий язык!

Источник: https://uroki4mam.ru/medlitelnyj-rebenok

Как найти подход к детям разных темпераментов

Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Все люди рождаются с определенными индивидуальными свойствами, которые зависят от типа высшей нервной деятельности, а проявляют себя в активности и в деятельности человека.

Такие особенности называют типом темперамента, на базе которого уже в процессе жизни и воспитания формируются черты характера.

В зависимости от силы, скорости и соотношения нервных процессов возбуждения и торможения, определяется тот или иной тип темперамента.

Факты о темпераменте

В жизни, конечно, сложно встретить «чистый темперамент», но все же, можно выделить преобладающие черты у каждого ребенка.

Важно понимать, что темперамент может сглаживаться со временем, но он не меняется, в отличие от характера. Так темперамент — это врожденное, а характер — приобретенное.

Стоит заметить, что нет «плохого» или «хорошего» темперамента, есть особенности, которые можно превратить в сильные стороны.

Темперамент проще принять, чем стараться изменить. Бывает, что темперамент мамы отличается от темперамента ребенка. Медлительный малыш может раздражать маму-холерика, а активный ребенок вызывать недопонимание у спокойного родителя. Поэтому важно принимать темперамент ребенка, видеть индивидуальные особенности и действовать уже исходя из имеющихся данных.

Перед тем как мы опишем черты характера, свойственные тому или иному типу темперамента, предлагаю подробнее разобраться в свойствах торможения и возбуждения, которые присущи разным детям.

Торможение и возбуждение обусловлены выносливостью нервных клеток. Это заключается в способности ребенка длительное время сосредотачивать внимание, выполнять задание, быть активным, выдерживать длительную нагрузку, быть работоспособным и выносливым. В процессе жизни проявления могут меняться, но лишь под воздействием стресса либо состояния здоровья.

Уравновешенность

Каждый из нас оказывался в ситуациях возбуждения (спорт, радость, спор) и торможения (сон, сеанс массажа, дневной отдых).

Если у человека процессы возбуждения и торможения протекают адекватно ситуации, то можно говорить об уравновешенной нервной системе.

Если же состояния не соответствуют ситуации (допустим, чрезмерная вспыльчивость, либо наоборот, подавленность), то это может свидетельствовать о неуравновешенности.

Подвижность

Это скорость, с которой человек способен переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Инертному типу сложно переключаться с одной задачи на другую, а подвижный тип делает это с легкостью.

Таким образом, данные характеристики помогают глубже понять суть того или иного типа темперамента:

  1. Сильный неуравновешенный подвижный тип — холерик.
  2. Сильный уравновешенный подвижный тип — сангвиник.
  3. Сильный уравновешенный инертный тип — флегматик.
  4. Слабый неуравновешенный инертный тип — меланхолик.

Холерик

Такие дети решительны, настойчивы, уверены в себе. Они склонны к риску, самостоятельны, часто характеризуются вспыльчивостью и агрессивностью.

Ребенок-холерик импульсивен, с трудом сдерживает чувства и эмоции, склонен к перепадам настроения, легко отвлекается, дела ему быстро надоедают. Такие малыши могут с легкостью испытывать противоположные чувства от радости до грусти за короткий промежуток времени.

Ребенок способен многого добиться, обладает сильной волей, но легко отвлекается. Холерика просто обидеть, но он отходчив. Речь громкая, присутствует жестикуляция. Холерик активен и подвижен. Именно такие дети склонны закатывать истерики и устраивать разборки со сверстниками.

Тем не менее они легко идут на контакт с детьми и взрослыми, но если человек им неприятен, могут наоборот быть недружелюбными и открыто показывать свою неприязнь.

Основа в общении с детьми-холериками — это терпение и спокойствие. Их энергию следует направить в нужное русло, но следить за тем, чтобы не перевозбудить и без того активного ребенка. Для него подойдут выезды на природу и походы, плавание, ритмичные танцы, батуты, соревнования и подвижные игры.

Важно учить ребенка осторожности и думать наперед. Все беседы воспитательного характера стоит проводить только тогда, когда ребенок полностью успокоится. Важно помнить, что ему сложно держать себя в руках, но именно вы как родитель сможете в этом помочь. Не обвиняйте, а поддерживайте и направляйте.

Холерик умеет находить контакт с детьми, у него много друзей.

Такой ребенок становится лидером, но ему сложно совладать с эмоциями, поэтому родителям важно с детства учить, как общаться с другими, четко проговаривать правила, обсуждать эмоции и чувства, которые ребенок испытывает.

Для тренировки усидчивости важно регулярно заниматься спокойными играми, требующими внимания. Но увеличивать время сосредоточения важно очень аккуратно и постепенно. Таким детям важно соблюдать режим дня и стараться избегать событий, которые могут перегрузить нервную систему.

Сангвиник

Таких детей отличает уравновешенность процессов возбуждения и торможения, поэтому они в меру активны, ловки, выносливы, энергичны, общительны, умеют держать себя в руках. Сангвиник легко заводит друзей и может стать лидером, веселый, жизнерадостный, сконцентрированный на процессе, а не на результате.

Поэтому такие дети легко переключаются, им не нравятся рутинные и монотонные дела. Ребенок легко увлекается, но также быстро может потерять интерес к новому занятию. Несмотря на это такие детки хорошо учатся, легко адаптируются. У них четкая, достаточно громкая речь, живые жесты. Таких детей можно назвать отличными фантазерами.

Важная отличительная особенность — это добрые дети, отходчивые, миролюбивые, позитивные, не жадные. Они предпочитают игры, в которых можно бегать, лазать, раскачиваться. Выносливость и работоспособность у них развиты на достаточно высоком уровне, что опять же связано с особенностями нервной системы.

Стрессоустойчивость — важная черта сангвиника.

Основная слабая сторона сангвиника — неспособность доводить дела до конца, особенно, если занятие рутинное или неинтересное.

Здесь на помощь может прийти взрослый, который постепенно будет завладевать вниманием ребенка, показывать, как разнообразить, казалось бы, монотонную деятельность. Можно мягко настаивать, чтобы сангвиник доводил дело до конца.

Чтение книг, диафильмы, конструктор, паззлы — все эти занятия будут способствовать сосредоточению.

Хорошо, чтобы в жизни ребенка был спорт, подвижные игры. Когда такой ребенок садится рисовать или лепить, увлекайте его, на каждом этапе правильно хвалите: «Смотри, какую яркую ты нарисовал бабочку, что еще сюда можно добавить?».

Детей-сангвиников важно мотивировать на продолжение занятия. Их можно просить переделать, если задание выполнено небрежно.

Учите такого ребенка доводить дело до конца, главное— быть в меру строгим, иначе дети с легкостью могут замкнуться.

Флегматик

Флегматики — это спокойные, медлительные и тихие дети. Они любят порядок, послушны, все делают вовремя, готовы слышать просьбы родителей, воспитателей или учителей и выполнять их. Такие дети могут быть «удобными», потому что они редко ссорятся, находятся в стороне от шумных игр, предпочитают заниматься сами либо с небольшим количеством детей.

Их дружба глубока и устойчива. В отличие от холериков и сангвиников, они любят хорошо известное, избегают нового, непонятного, заданий на время и скорость. Обычно такие дети любят несколько игрушек или занятий. Им сложно фантазировать и быть лидерами.

Флегматики медленно и спокойно разговаривают, умеют длительное время заниматься самостоятельно и сосредотачивать внимание. Когда такие дети учатся, они медленно, но очень надежно запоминают новую информацию и усваивают навыки. Однозначно таких детей можно назвать уравновешенными, рассудительными, последовательными, скрытными, но не злопамятными.

Но если флегматик решил чего-то добиться, то он будет медленно, но верно идти к своей цели. И, скорее всего, получит желаемое.

В общении с флегматиком важно запастить терпением. Ни в коем случае нельзя такого ребенка подгонять или торопить. Дайте время — он все сделает сам, но не сразу, постепенно. Если вы будете постоянно доделывать за флегматика, то привьете ему вредную привычку.

Таким детям полезно заниматься спортом. Учите фантазировать, тормошите, будьте заводилой. Но не переусердствуйте. Уважайте внутреннее спокойствие и стремление побыть одному. Главное здесь — чувство меры.

С одной стороны, покажите ребенку разные варианты общения с детьми и игры, но отнеситесь с пониманием к его выбору. Такие дети могут некомфортно чувствовать себя на массовых детских мероприятиях.

Не заставляйте ребенка участвовать и проявлять инициативу, пусть малыш-флегматик сначала наблюдает со стороны, ему нужно время.

Меланхолик

Это очень чувствительные, добрые, доверчивые и глубокие дети с богатым внутренним миром. Меланхолик любит спокойные игры, чтение, бывает грустным и задумчивым. Он может пугаться чужих людей или детей при новом знакомстве.

Если меланхолик заводит друзей, то эти контакты всегда продолжительные, в них ребенок любит делиться, много рассказывает о себе, крепко привязывается. Такие дети не любят слишком активные игры, предпочитают быть одни либо в малочисленной компании.

Еще про меланхоликов говорят «маленький взрослый», это также связано с чувствительностью и склонностью к рефлексии. Любит мечтать, фантазировать. Занятия выбирает такие как рисование, лепка, конструирование.

Обращаться с такими детьми следует очень деликатно и мягко. Ребенка стоит постепенно вводить в более шумные компании, приучать к взаимодействию со сверстниками. Таких детей можно отдать в спорт, но это должны быть спокойные виды — плавание, настольный теннис.

Как с любым ребенком, необходимо уважительно обращаться с эмоциями и чувствами, не обесценивать их, а относиться с понимаем — да, то, что вам кажется пустяком, для меланхолика является трагедией. Это важно понимать и поддерживать ребенка.

Учите правильно выражать чувства, общаться с другими людьми, помогайте преодолевать страхи.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-naiti-podkhod-k-detyam-raznykh-temperamentov

» Как помочь медлительному ребёнку?

Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Все дети разные – это неоспоримый факт. Есть категория «шустрых», которые успевают всё и везде. А есть медлительные ребята, которые постоянно витают в облаках. В школе и дома с ними бывает трудно, так как они долго концентрируются и выполняют то, что от них требуется. Но это вовсе не значит, что они менее успешны. Просто к таким детям нужен особый подход.

Причины медлительности

Медлительные детки часто предпочитают одиночество

Народная мудрость: «Поколь мямля разувается, расторопный выпарится».

Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.

  1. Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами. В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
  2. Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам. Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
  3. Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
  4. Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.

Как помочь? Советы психологов

Попросите ребёнка нарисовать, каким он видит себя со стороны — это позволит малышу увидеть свои недостатки

Чтобы помочь медлительному ребёнку идти в ногу с ритмом, задаваемым жизнью, нужно руководствоваться принципом в общении с детьми – любовью. То есть принимать малыша таким, какой он есть. Но чтобы по возможности всё же откорректировать ситуацию, детские психологи советуют родителям:

  • не нервничать, разговаривая с медлительным ребёнком, пытаться сдерживать торопливость;
  • поощрять старания ребёнка добрыми словами, поглаживаниями, когда он старается ускорить процесс выполнения какого-либо задания (даже если это завязывание шнурков);
  • проявлять терпение в работе с медлительными детками;
  • систематически работать над выработкой у ребёнка чувства времени;
  • придерживаться режима дня, при этом избегать постоянного выполнения чадом всякой работы «на время»;
  • назначить ребёнку его трудовые обязанности (развешивать одежду в шкафу, мыть обувь и т. д.);
  • создавать ситуации успеха, когда даже малейшие успехи замечаются и поощряются, при этом находить слова поддержки при неудачах;
  • использовать опережающие приёмы, когда ребёнку заранее напоминается о тех или иных делах;
  • привлекать к совместному труду, например, уборке в доме, чтобы малыш видел позитивный пример и согласовывал свою работу с другими членами семьи;
  • обязательно уделять внимание физическому развитию малыша, особенно занятиям ритмикой;
  • чаще переключать внимание крохи на разные виды деятельности.

Упражнения

Обязательно хвалите детей даже за небольшой прогресс в борьбе с недостатками

Медлительность возникает в силу тех или иных причин, поэтому для начала следует выяснить, что стало поводом для таких проявлений ребёнка, и как давно это происходит. Поняв причины, легче выбрать наиболее подходящие способы ускорить действия малыша. Самыми действенными упражнениями психологи выделяют следующие:

  1. «Таймер». Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение какого-либо задания: уборки, уроков и т.д. В случае если малыш справился вовремя, сделайте отметку в специальном дневнике, если нет, то поощрительной записи не будет. При этом лучше, если время окончания таймера совпадёт с началом любимой передачи или мультфильмов – это даст дополнительный стимул. При отрицательном результате не ругайте ребёнка. Лучше ещё раз поставьте таймер и засеките, сколько времени ему не хватило. Вместе обсудите, почему так вышло, как можно ускорить (быстрее начать переписывать в чистовик, правильно сгруппировать задания – устные, потом письменные или наоборот и т. д.). Постепенно сокращайте выделенное время.
  2. «Догнать и обогнать». Очень часто медлительные дети очень невнимательны – от этого страдает их успеваемость. Поэтому разумно будет не упускать шанс позаниматься дополнительно летом на каникулах. Заранее возьмите учебники следующего класса и летом проработайте по очереди все предметы. Кстати, флегматикам такое времяпрепровождение понравится гораздо больше, чем шумные игры во дворе.
  3. Соревновательный момент. Очень эффективно побороть медлительность можно с помощью спортивных соревнований. Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
  4. «Строим будущее». Прекрасным способом мотивировать медлительного ребёнка является разговор о его будущем. Задайте ему вопрос: «Каким ты видишь себя через 15 лет?» Для малышей такой вопрос можно переформулировать на более короткий отрезок времени, или предложить альтернативу: «Есть такая-то сумма, рассчитай, хватит ли тебе на покупки?» Пусть попробует рассчитать максимально точно и рационально, чтобы купить как можно больше товаров. Кроме всего прочего, это упражнение тренирует внимательность.
  5. «Рисуем на внимательность». Ещё один способ усилить внимательность и справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать 10 кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
  6. Составляем план дня. Этот приём особенно полезен в младшей школе, когда появляется много новых обязанностей, связанных с учёбой. Нарисуйте подробный алгоритм действий ребёнка на день с примерными временными рамками для каждого и повесьте его над письменным столом, чтобы перед глазами всегда было напоминание о распорядке дня.
  7. Подводим итоги дня. Заведите привычку каждый день по вечерам обсуждать, как прошёл ваш день. Выслушав всех членов семьи, выбирайте победителя этого дня: того, кто успел сделать больше других. Это будет отличный стимул для ребёнка. Можно придумать какие-то мелкие подарки или звёзды за победу.

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно обязательно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша. Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/?p=9024

Системно-векторная психология. Медлительный ребенок. Надо ли торопить?

Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Вопрос эксперту:

Алла (Крым): Только что пришла с родительского собрания. Моего сына-первокашку очень хвалили, какой он умный, НО ОЧЕНЬ медлительный — пока он 1 страницу прописи напишет, другие уже напишут три.

Как мне помочь ему развиться, чтоб он легче переключался и делал задания быстрее? Стараюсь по-разному к нему подходить. И дисциплиной (сразу в слезы и истерики), и вознаграждениями (ненадолго помогло).

Что делать?

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Здравствуйте, Алла. Ваши тревоги понятны. Первый класс — это всегда испытание для родителей и детей. Успехи ребенка — болезненный вопрос для родителей. Каждому хочется, чтобы его ребенок хорошо учился и все успевал. А тут на него жалуются. Хотя одновременно признают, что ребенок умный, усидчивый, одно плохо — медлительный. Не успевает за всеми в классе. Что делать? Как ему помочь?

В самом начале обучения у детей формируются базовые навыки и умения. Найти правильный подход к ребенку – задача ключевой важности, чтобы простимулировать его желание учиться, а не отбить его неправильными действиями. Попробуем ответить на ваши вопросы с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Медлительность как особенность психики

Очевидно, что у всех детей разная скорость усвоения материала, и это нормально. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает объективно увидеть особенности разных детей и понять, в каком подходе они нуждаются для наилучшего развития.

Согласно СВП есть люди с особым складом психики, им характерно особое мышление — аналитическое. Они очень любят во всем разобраться, чтобы понять до самого конца. Для них спешка равнозначна ошибке. А ошибаться они не любят, наоборот, хотят сделать все чисто и правильно.

Такие дети пока не разложат у себя в голове все по мысленным полочкам, не могут воспринять информацию. Все знания должны быть уже на входе систематизированы и отнесены к определенному классу. Естественно, это требует времени.

Таким образом, их медлительность — это обратная сторона их аналитического мышления и стремления к качественному выполнению любой работы. Такими особенностями обладают 20% людей.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как представителей анального вектора.

Каждый вектор – это группа желаний. Желания заданы нам не просто так, а для выполнения определенной роли в обществе. В развитом состоянии люди с анальным вектором — это крупные ученые, врачи, учителя.

Ведь именно для этих профессий необходима феноменальная память, умение систематизировать и анализировать огромные объемы информации. И с огромным удовольствием ваш ребенок начинает оттачивать свои свойства в школе.

Он очень любит учиться и получает наслаждение от аккуратно выполненной работы.

Является ли скорость выполнения преимуществом?

В противоположность таким ученикам есть другие дети с кожным вектором. Они, наоборот, очень подвижны, сообразительны, быстро схватывают информацию, но не запоминают ее надолго. О таких говорят: «В одно ухо влетело — в другое вылетело». Таких шустрых ребят также сложно учить, ведь им не хватает той самой усидчивости, которая есть у вашего сына.

Как поощрять медлительного ребенка?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что, исходя из разного устройства психического, к таким детям нужен различный подход. Кожные дети хорошо воспринимают дисциплину и ограничения. А дети с анальным вектором – похвалу и поощрение. Вы же пытались применить к своему ребенку дисциплину и ограничение, тогда как он к ним просто невосприимчив.

Так что ваша задача — хвалить его за качество и чистоту, за аккуратность и умение разобраться во всех деталях того, что он делает. То есть за те сильные стороны, которые в нем есть от природы и требуют развития. Вы просто увидите, как ваш ребенок будет наполняться радостью. Дайте ему чуть больше времени. Ведь сейчас он отрабатывает базовые навыки.

А вы поощряете его за точность и правильность. Найдите нужные слова, чаще говорите ему о том, что он умница и молодец, все так красиво и правильно сделал. Уверяем вас, он получит от этого двойное удовольствие. А когда навык будет освоен, он сможет выполнять задания в нормальном темпе.

В скором времени вы будете гордиться успехами сына, а учитель будет ставить его в пример.

Надо просто соединить внутренние и внешние силы. Не позволять внешним силам входить в противоречие с внутренним укладом психики вашего ребенка. Пусть он сам про себя знает, что да, он чуточку медлительный. Но зато он делает правильно и качественно. Если его торопят, он должен уже и сам за себя постоять. Иметь в своем запасе эти аргументы, которые ему озвучивает мама.

Для ребенка с анальным вектором мама имеет особенное значение. От ее мнения зависит все его поведение. Он не очень решителен и зависит от того, что скажет мама. Она для него святая, ее слово – высшая ценность. Ваше понимание особенностей его психики и верный подход к нему необходимы для сохранения чувства безопасности и защищенности – базового чувства, необходимого ребенку для развития.

Надо ли торопить медлительного ребенка?

Требовать от такого ребенка скорости в корне неверно. Вы не получите ни скорости, ни качества. Даже если он будет стараться, у него это не будет получаться. У него другой ритм работы – спокойный, вдумчивый, размеренный.

Подгоняя, вы сбиваете его из этого ритма и вместо ускорения получаете ступор – он просто не способен действовать в некомфортных для него условиях спешки, у него буквально парализует мыслительную деятельность.

В итоге он замедляется еще больше!

Исключением могут быть только дети, обладающие одновременно и кожным, и анальным вектором. Но подгоняя такого ребенка, вы будете стимулировать его кожный вектор, анальный же вектор не будет в этот момент развиваться, а потом у вас будут уже жалобы на неусидчивость ребенка и неспособность соблюдать порядок.

Так что в вашем случае учиться надо медленно и верно. Правильность и аккуратность — вот ваши союзники. А скорость всегда будет в ущерб качеству. Вы должны знать об этом сами и донести эту информацию до близких людей. Учителя также должны это знать.

Медлительный ребенок. Разговор с учителем

Вам необходимо занять позицию своего ребенка. И обязательно поговорить учителем. Подсказать преподавателю, что вашего сына надо хвалить за качество, аккуратность и точность.

И, главное, не торопить, тогда он все освоит и не будет застревать. Делать из него спринтера ни в коем случае нельзя, это приведет к снижению качества и обидам.

В итоге вместо отличника будет расти критикан и упрямец, в худшем случае он может и вовсе потерять интерес к учебе.

Разговаривайте с педагогом спокойно, вы оба хотите блага для ребенка. Ведь у учителя много детей в классе. А каждый родитель хочет индивидуального подхода. Но сотрудничество с родителями, которые знают особенности своего ребенка, помогает учителю. Тут важно искать взаимодействие, а не виноватых.

Одновременно четко покажите учителю вашу позицию, что вы на стороне ребенка и понимаете особенности его психики. И не будете вместе с учительницей переделывать его под общие стандарты.

Используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, родители и педагоги легко адаптируются под любые особенности ребенка, помогая им развить то лучшее, что в них заложено.

На тренинге Юрия Бурлана родители начинают понимать своего ребенка всем сердцем, а этого достаточно, чтобы вырастить из него творческую гармоничную личность, радостно с ним взаимодействовать и помогать преодолевать трудности в учебе.

Подробнее узнать о вашем золотом ребенке вы можете уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана: http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Виктория Винникова, учитель математики
Раздел: Педагогика

5 Дек, 2015 Комментариев: 2 1600

Источник: http://svp.expert/pedagogika/medlitelnyj-rebenok-nado-li-toropit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть