5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

Содержание

Трудности адаптации пятиклассников

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

Позади начальная школа, первая учительница, первые тетрадки. И вот вы уже гордо шагаете на линейку вместе со своим пятиклассником. Что там, впереди?

Адаптироваться пятикласснику достаточно сложно.

Привыкшие быть самыми старшими в младшем звене, они вдруг снова становятся самыми маленькими.

Мимо него на переменках проходят «большие» старшеклассники, проносятся ученики средних классов, и он чувствует себя незащищенным и напуганным.

 Особенности адаптации пятиклассников

Вместо одной учительницы появляется много учителей. Каждый из них объясняет материал совсем не так, как это делала любимая учительница в начальных классах.

Кроме того, каждый учитель требует основательно изучать «свой» предмет, и каждый учитель со своей, присущей только ему, интонацией ведет урок. У кого-то тихий, спокойный голос, а кто-то начинает рассказывать новую тему звонко и довольно громко.

Много случаев, когда ребенок начинал на уроке плакать, а потом и просто отгораживался  от учителя, мотивируя это тем, что боится его.

Многие дети путаются в домашних заданиях, потому что учителя разные, вот и требования у них тоже разные. Они забывают о том, какие тетрадки нужно заводить и по какому предмету, сколько их нужно и для чего.  Ученикам невдомек, почему учительница истории хвалит за ответ по учебнику, а вот учительница литературы – за самостоятельные мысли, а не за заученные книжные фразы.

Постепенно ученики привыкнут к этому, и уже к концу первой четверти не будут акцентировать на это внимание.

 Направления работы школьного психолога. Адаптация пятиклассников.

Но первую четверть необходимо мужественно «пережить». Далее дети даже не будут вспоминать свои первые «неудачные» дни в пятом классе, все пойдет обычным чередом.

Все перемены, которые происходят с ребенком одновременно, очень влияют на детскую психику.

Многие дети в этот период из веселых, жизнерадостных превращаются в испуганных и грустных.

Этот этап взросления происходит довольно таки тяжело еще и потому, что, вместо знакомых одноклассников появляются новые, «чужие». Иногда с ними трудно найти общий язык, иногда даже приходиться драться и защищать свое мнение кулаками. Со всех сторон пятиклассника окружает неизвестность. И чтобы выйти из этого круга, просто необходима поддержка родителей.

Поддержка родителей

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, или в дневнике вы обнаружили плохую отметку или замечание. Просто разберитесь в ситуации, выясните причину. Может это простое недоразумение.

Если ученик не понял тему, почитайте учебник вместе, и вы увидите, что все станет на свои места.

Может ему просто не хватало вашего внимания и заботы. Такое тоже часто бывает.

Если ваш ребенок начал хандрить, или стал вялым и плаксивым, может он просто устал?

Если он налегает на разные «вкусняшки», или же просто отказывается от приема пищи, может

виной этому сильное нервное напряжение? Помогите детям смягчить это непростое привыкание.

Если вы будете чуткими и заботливыми родителями, этот период пройдет для всех незаметно и безболезненно.

Обеспечьте дома комфортную обстановку. Ребенок должен всегда чувствовать, что дома его ждут, что там его понимают и любят и всегда готовы помочь. Отложите все поездки и ремонты.

Помните, что любые произошедшие перемены только усугубят и без того напряженную обстановку.

Ходите с ребенком на прогулки, в кино, поиграйте в его любимые игры. Дайте ему понять, что есть частичка жизни, в которой школа осталась на втором плане вместе с ее адаптационным периодом.

Ежедневно спрашивайте о школьных делах. Не ограничивайтесь простым вопросом: «Как дела?»

Слушайте ребенка внимательно, иначе вы не будете знать всего происходящего. Так вам легче будет справиться с его проблемами и вовремя придти на помощь, если это понадобиться.

Общайтесь с классным руководителем. Возможно, ребенок от вас что-то утаивает, поэтому вы и не видите полную картину происходящего. Может он забывает записывать домашние задания или забывает дома тетрадки.

Проследите за тем, чтобы он все сложил в портфель. Потом ребенок привыкнет и будет сам справляться с таким простым заданием. Никогда не обсуждайте при ребенке учителей, даже если они были неправы.

Научите уважать учительский труд.

Если вы будете внимательны, то у вас и у вашего ребенка никогда не будет никаких трудностей, а переход во «взрослый» пятый класс станет огромной радостью и важным событием для всей вашей семьи.

В начале учебного года в школе проходят родительские собрания, на которые приглашают школьного психолога. Посмотрите презентацию психолога для собрания здесь

Советы психолога в буклете для родителей

(увеличивается при нажатии на картинку)

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПОСОБИЙ в других источниках ЗАПРЕЩЕНЫ. 

Источник: https://psi-school.ru/trudnosti-adaptacii-pyatiklassnikov/

Проблемы адаптации пятиклассников в школе

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

В 5-м классе (11 лет) дети сталкиваются с многими проблемами. Детей с этого года ожидают:

  • Новые предметы и учителя.
  • Увеличение продолжительности учебного дня.
  • Учеба в новых кабинетах или даже учебных корпусах.
  • Повышенный объем домашних заданий.

Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. Переходя в него, школьники сталкиваются с многообразием проблем и сложностей, которые теперь приходится разрешать самостоятельно.

Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей и учителей-предметников.

Возникающие трудности затрагивают не только учебный процесс и школьную жизнь, но и психологический климат се­мьи.

В этот период важно стать своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником.

Правильно организованное поведение родителей позволит не только с легкостью пережить детям данный период, но и не «замкнуться в себя», прячась в занавес отчуждения.

Именно семья должна стать детям настоящей опорой и надежным тылом, куда пятиклассники с радостью будут приходить после учебных занятий, делиться полученными впечатлениями и восстанавливать силы.

Многие пятиклассники, которым не удалось найти необходимой поддержки со стороны родителей в период адаптации пятого класса, замкнулись в себе и закрылись от всех в отчуждении. Такие дети стали более агрессивными, пассивными и отличались негативным настроем на учебу и досуг. Кроме этого, такие дети часто осуждают других, не желают противостоять трудностям и отказываются от помощи.

Школьники, не получившие вовремя необходимой помощи со стороны семьи, ищут ее на улице, у сверстников.

Возрастной особенностью пятиклассников является формирование ориентации на своих сверстников. Причиной этого выступает характер изменений существующего самооценивания ребенком самим себя.

До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. С пятого класса самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. Дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.

Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям.

В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам.

На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.

Анализируя все вышеуказанные факторы, можно прийти к выводу, что переходный период пятого класса сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в: 

  • эмоциональном состоянии;
  • системе отношений к окружающим;
  • поведении;
  • мотивации к учебе;
  • интеллектуальном развитии.

Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе.

Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности и сделать его «счастливым», родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием.

Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.

Как помочь школьникам преодолеть сложности адаптации 5 класса?

  • Ежедневно контролировать успеваемость и поведения.
  • Держать связь с классным руководителем и работающими в классе учителями.

Поддерживая постоянную связь с людьми, которые непосредственно занимаются обучением и воспитание детей, можно найти причины, способствующие ухудшению поведения и успеваемости детей.

  • Поддерживать позицию школы.

Только тогда можно будет добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей, когда семья и школа объединятся друг с другом и будут действовать заодно. Для более тесного сплочения семьи и школы следует совместно проводить свободное время и активный досуг. В результате родители и учителя смогут найти единые точки контакта и воздействия на детей.

  • Помогать в работе классному руководителю.

Функции классного руководителя распространяются не только на организацию учебной жизни школьников, но и проведение внеклассной работы. Совместные дела родителей и детей в школе помогут не только значительно улучшить их взаимоотношения, но и расширить детский кругозор, а также легко пройти адаптацию в пятом классе.

В школе

В первом полугодии пятого класса всегда проводится диагностика уровня преодоления сложностей учащимися при переходе в среднее звено. Именно она позволяет выявить негативные моменты адаптации школьников и основные трудности, с которыми не справились дети.

Последующие собрания родителей пятиклассников по проблемам адаптации в школе основываются на поиске путей преодоления выявленных сложностей и оказания нуждающимся детям и родителям необходимой помощи.

  • Шаблон-анализатор адаптации пятиклассников.

Об авторе: Фролова Светлана Николаевна, учитель биологии и химии МБОУ Мурзицкой СШ. Стаж работы более 10 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6285_adaptacia_pyatiklassnikov

Адаптация пятиклассников в школе и ее трудности

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

Переход из начальной школы в основную считается одним из наиболее сложных периодов в жизни учащихся. Адаптация пятиклассников, под которой следует понимать приспособление к новым условиям ведения образовательного процесса, может протекать по-разному. Характер адаптационного этапа зависит от:

  • успешности освоения программного материала в начальной школе;
  • сформированности УУД;
  • способности к самоорганизации;
  • личных качеств: эмоциональной открытости, готовности идти на контакт с незнакомыми педагогами.

Психологическая адаптация пятиклассников

Ключевой особенностью перехода в основную школу является наложение проблем, вызванных переходным возрастом, на традиционные трудности адаптационного периода. Процесс приспособления обычно затрагивает два параметра — биологический и психологический, — но в данном случае наибольшее беспокойство педагогов и родителей должен вызывать именно последний аспект.

Психологическая адаптация при переходе пятиклассников в основную школу вызвана такими факторами:

  1. Необходимость приспособиться к школьной действительности (кабинетной системе, практике частого перехода из класса в класс).
  2. Потребность в установлении новых социальных контактов (с учителями, одноклассниками, которые перешли из параллельных классов или других школ).
  3. Разницей в отношении педагогов к собственным талантам и умениям. Учителя начальных классов ввиду продолжительной педагогической работы со сложившимся классным коллективом вырабатывают четкую позицию по отношению к каждому школьнику. В момент перехода в старшую школу, когда педагоги-предметники только знакомятся с детьми, часто происходит процесс расхождения мнений, требующий от ребенка умения отказаться от абсолютов, учиться переосмысливать разные точки зрения и вести комплексную работу по самообразованию.

Психологические аспекты протекания адаптационного периода в жизни пятиклассников определяют возрастные и индивидуальные потребности, а также тот факт, была ли проведена подготовка младших школьников к переходу на уровень основного общего образования.

Многие ребята в этом возрасте из-за активной гормональной перестройки становятся раздражительными, нервными, проявляют повышенную возбудимость.

Вчерашние младшие школьники стремятся как можно быстрее изменить свой статус на «взрослый», проявлять независимость, и вместе с тем боятся открыто высказывать свою позицию по многим вопросам.

Типичные характеристики пятиклассников, определяющие особенности психологической адаптации при переходе в основную школу

ХарактеристикиВ чем проявляются
Психофизиологические особенности
  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервная возбудимость.
  3. Частые эмоциональные всплески.
  4. Нервозность, нетерпимость.
  5. Переоценка собственных возможностей (появление несбыточных мечтаний о потенциальном будущем).
Социальные потребности
  1. Потребность в переосмыслении своего статуса в семье, компании друзей, классном коллективе.
  2. Демонстративный отказ от атрибутов детской жизни, проявление школьной зрелости.
  3. Стремление найти верного, понимающего друга.
Поведение в коллективе
  1. Проявление бурной реакции на промахи учителей, одноклассников.
  2. Повышенный интерес к вопросам классной иерархии.
  3. Стремление избежать социальной изоляции, боязнь стать «изгоем».

Протокол адаптации пятиклассников

Адаптационный период, связанный с переходом в старшую школу, часто подчинен протоколу, понимание основных этапов которого позволяет классному руководителю, учителям-предметникам реализовать меры психологической поддержки.

Особенности типичного протокола последовательной адаптации пятиклассников представлены в таблице.

Этап адаптацииДлительностьОсобенности
Первый этап: знакомствоОколо неделиВ первые дни нового учебного года ребята знакомятся с новичками, делятся своим новым опытом и мироощущением. Нередки ситуации, когда школьники меняют свой тип поведения: всеобщие любимцы из-за стресса или повышенных переживаний «уходят в тень», на фоне чего в классе появляются новые формальные или неформальные лидеры.
Второй этап: взаимодействиеОдин-полтора месяцаНеобходимость организации классных дел создает оптимальные условия для взаимодействия пятиклассников. В большинстве коллективов на данном этапе отсутствует ученический актив, поэтому детям приходится работать в больших и малых группах, состав которых может меняться.Важная роль на этапе сплочения коллектива отводится помощи классного руководителя, который должен утвердить основные правила взаимодействия, основанные на принципах ответственности, взаимоуважения и взаимоподдержки. Благодаря грамотному руководству можно оптимизировать процесс выбора ученического актива по всем направлениям деятельности — интеллектуальной, творческой и спортивной активности; привлечь как можно большее число детей к выполнению определенных функций.
Третий этап: выработка новых правилДва-три месяцаУчастие в школьной жизни определяет новый этап адаптации, связанный с получением коллективного опыта, преодолением конфликтов. Конкурсы и олимпиады, проводимые между классами, формируют определенное восприятие нового классного коллектива школьной общественностью, влияя на мировосприятие новоиспеченных пятиклассников. Большинство детей гордится своим классом, искренне переживает за успехи и неудачи, которые были отнесены на счет коллектива по результатам деятельности одного ребенка или группы детей. Класс становится второй семьей, с которой школьник будет делить свои радости и неудачи на протяжении нескольких лет.

Эксперты по возрастной психологии параллельно выделяют протекание следующих адаптационных процессов:

  1. Самоадаптация, связанная с выбором новой модели поведения. Вчерашний ребенок в ходе взросления переосмысливает привычные модели поведения и проявляет свое «я».
  2. Взаимоадаптация, выражаемая в построении связей с новыми учителями.
  3. Реадаптация, в ходе реализации которой школьники учатся применять уже сформированные навыки в новой среде. 

Трудности адаптации пятиклассников

Переход из младшей школы на новую ступень обучения для всех детей проходит по-разному. Одни пятиклассники быстро преодолевают сложности адаптационного этапа и привыкают к реалиям новой жизни, другие реагируют на изменения болезненно.

Педагоги и родители должны знать, как проявляются типичные трудности адаптации к школе у пятиклассников, чтобы в случае выявления тревожных симптомов реализовать комплекс психолого-педагогической поддержки и избежать проявления негативных реакций.

О дезадаптации пятиклассников при переходе в основную школу свидетельствуют:

  1. Постоянная усталость, многочисленные жалобы, неспособность проявлять положительные эмоции.
  2. Нежелание делится впечатлениями о школьных делах.
  3. Стремление «переключить» внимание мамы и папы при разговоре о школе на отвлеченные темы.
  4. Отказ от выполнения домашнего задания.
  5. Превалирование негативных жалоб об одноклассниках, новых предметах, учителях над положительными эмоциями.
  6. Беспокойный сон, сложное пробуждение при условии соблюдения нормального графика отдыха.

Сложности адаптационного периода могут быть связаны с разными факторами, выявление которых позволяет обеспечить уверенное преодоление кризисного периода. В большинстве случаев дети болезненно реагируют на разные требования, предъявляемые учителями, их пугают незнакомые термины, слова, необходимость запоминания большого объема информации.

Многие пятиклассники, утратив эмоциональную связь с первой учительницей, тоскуют, чувствуют себя заброшенными.

Чаще всего простые действия — оказание помощи в подготовке домашних заданий в соответствии с новыми требованиями, разъяснение неизвестных слов и терминов, посещение педагога начальной школы — позволяют оказать ребенку необходимую психологическую помощь, способствующую нормализации ситуации.

Диагностика адаптации пятиклассников

Сложности адаптационного периода не всегда лежат на поверхности. Порой одних наблюдений недостаточно, чтобы определить уровень тревожности ребенка. Диагностика сложности адаптации пятиклассников, реализуемая путем проведения простого тестирования, позволяет получить достоверную информацию по каждому учащемуся.

Популярные методики диагностики пятиклассников:

1. «Цветные письма». Это один из самых простых и популярных тестов, позволяющих определить психологическое состояние каждого школьника во время конкретных уроков, предметы, которые вызывают наибольший дискомфорт, и уровень общей тревожности.

Для проведения теста необходимо приготовить раздаточный материал: бланки с таблицами, в которых напротив перечня предметов представлены пустые квадраты.

Учащимся предлагается зарисовать квадраты предложенными цветами (всего 8 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, коричневый) в соответствии с эмоциями, ассоциирующимися с каждым уроком.

Интерпретация результатов проводится в соответствии с цветовой полосой М. Люшера.

2. Опросник Левченко, иллюстрирующий эмоциональное состояние пятиклашек. Тестирование предусматривает подготовку бланков, на котором вразброс представлены разные типы эмоциональных состояний (всего 16):

  • положительные: уверенность в себе, спокойствие, радость, ответственность, симпатия к учителям, благодарность, желание приходить в школу;
  • отрицательные: скука, усталость, беспокойство, неудовлетворенность собой, сомнение, чувство унижения, обида, страх, тревога.

Школьникам предлагается выделить 8 состояний, которые они считают наиболее близкими для себя. Результаты интерпретируются после перевода в процентные величины.

3. Написание открытого письма родителям. Детям предлагается написать небольшой диктант с элементами сочинения. Классный руководитель зачитывает начало фраз, а учащиеся должны дополнить их.

Ввиду физической неспособности пятиклашек записывать большое количество информации не рекомендуется перегружать диктант многочисленными конструкциями.

Опорными фразами должны стать следующие конструкции: «Если сравнить 5 класс с начальной школой, то сейчас…», «В 5 классе больше всего мне нравится…», «Самые большие трудности у меня возникают с…».

В качестве диагностических методики также используют тест школьной тревожности Филлипса, простые опросники, позволяющие составить мнение об интересе детей к разным предметам, отношении к разным учителям.

Педагоги-психологи и классные руководители практикуют последовательное применение разных систем диагностики через равные временные промежутки — это позволяет отслеживать изменения настроения учащихся и своевременно реализовать меры психологической поддержки.

Адаптация пятиклассников к школе: советы родителям

Характер поведения ребенка во время привыкания к новому порядку обучения во многом зависит и от уровня родительской поддержки. Адаптация пятиклассников к основной школе будет благоприятной при условии следования рекомендациям педагога-психолога.

Для новоиспеченных пятиклассников очень важно:

  1. Проявление родными и близкими интереса к школьной жизни. Хорошо, если мама и папа быстро запомнят имена новых детей в классе и преподавателей — это поможет быть в курсе всех событий.
  2. Получать поощрения за школьные достижения. Не обязательно дарить сладости или подарки — повзрослевший школьник будет рад услышать слова похвалы.
  3. Посещение родителями школьных мероприятий, участие в жизни класса.
  4. Получение консультативной помощи при организации распорядка дня, выполнении домашних заданий.
  5. Активное участие в ситуациях, позволяющих продемонстрировать знания, полученные в школе (подсчет денег, расчет количества продуктов, составление писем).
  6. Сохранение теплой домашней атмосферы в период адаптации.

Читать еще по теме:

Источник: https://www.menobr.ru/article/65249-qqq-17-m4-adaptatsiya-pyatiklassnikov

Рекомендации педагогам, работающим в 5 классе

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• завершение перехода к кабинетной системе обучения;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

 В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

 Каждый переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

 Возрастные психологические особенности пятиклассников

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации учителям:

  1. Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
  2. Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
  3. Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

Источник: https://postavskaya-gimnaziya.schools.by/pages/pedagogam

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации
Оксана Сицова, детский психолог

Ребенок переходит из начального звена школы в среднее. Некоторые родители переживают по этому поводу, и имеют на то все основания. С сентября новоиспеченного пятиклассника ждут несколько испытаний.

Что может стать их результатом? Возрастет тревожность, снизится работоспособность, ребенок станет более робким, забывчивым, неорганизованным или развязным. Через 2−3 недели при нормальной адаптации все эти симптомы проходят.

Давайте узнаем, что это за испытания, и как родители могут помочь их пройти.

Стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение?

1Появились новые разные учителя

Учителей стало больше, и это коренное изменение для школьника. Отныне нужно понимать требования разных педагогов, подстраиваться под разнообразный темп речи, принимать индивидуальный стиль проведения уроков. Первое время такое испытание «разностью» может вызвать у ребенка испуг и растерянность.

Что делать?

Попросите ребенка нарисовать каждого нового учителя. Вместе кратко сформулируйте его требования. Например, приносить на урок циркуль или сдавать тетради с домашним заданием до урока. Подпишите требования рядом с рисунком и поместите его над детским рабочим столом.

Как помочь подростку адаптироваться в новых условиях

2Нужно переходить из кабинета в кабинет

Будучи младшеклассником ребенок четыре года подряд проводил в одном кабинете, а, возможно, и в отдельном здании. Теперь целое «школьное государство», большое и раскидистое, открывается перед маленьким пятиклассником.

Нужно переходить из кабинета в кабинет после каждого урока, не ошибиться, ничего не забыть, не растерять по пути. Такое испытание «ориентировки на местности» может принести ребенку нервные треволнения.

3 «Понижается» статус

У ребенка новый статус: был четвероклассником, «самым старшим» в начальной школе, стал пятиклассником, «самым младшим» в средней школе. Это ощутимая перемена, особенно для мальчиков. Как вести себя в новом статусе, как сохранить достоинство, как выстроить новые отношения — все эти вопросы мелькают в детской голове. Не каждому легко пройти испытание «гордостью».

4 Учеба уходит на второй план

Примерно в 5 классе (10−11 лет) завершается период детства и начинается младший подростковый возраст. С психологической точки зрения это означает, что теперь для ребенка важнее общение, чем учеба.

В поведении появляется стремление утвердить свою независимость, самостоятельность. Такая смена внутренних потребностей и ориентиров существенно влияет на мотивацию к обучению.

Испытание «началом подросткового периода» в 5 классе может существенно сказаться на успеваемости в школе.

5 «Родители меня не понимают»

Как испытание для пятиклассника стоит обозначить также «непонимание родителей». Для них существенных перемен не происходит: та же школа, уроки, расписание, тетради, оценки и внешне ребенок еще похож на маленького. Для ребенка же перемены существенны.

Все перечисленные выше испытания, вызванные как внешними и, что самое важное, внутренними, психологическими переменами, заставляют школьника вырабатывать новые привычки и навыки, подстраиваться под людей и ситуации. Именно в 5 классе начинается подростковая «ломка».

Процесс сложный для всей семьи, и его не стоит игнорировать, чтобы не отдалиться друг от друга.

Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

Младшие подростки, ставшие пятиклассниками, испытывают сильный стресс, сравнимый с тем, что переживали четыре года назад, будучи первоклассниками.

Он усугубляется тем, что став учеником средней школы, ребенок почти утрачивает серьезную поддержку всей семьи.

Ведь когда малыш идет в школу, родители, бабушки и дедушки волнуются, следят за его самочувствием, стремятся сделать все для облегчения стресса. Они воодушевлены, вкладываются, жалеют, помогают.

Но прошло четыре года, взрослые успокоились, убедились, что их любимый школьник многое может делать самостоятельно, и считают, что учеба за эти годы стала для него обыденной частью жизни.

Они, конечно, понимают, что отныне ребенку придется иметь дело не с одной учительницей, которая сосредоточена только на их классе, а с несколькими разными педагогами.

Но насколько это серьезное испытание для пятиклассника, представляют далеко не всегда.

Новые правила

Мама привела на консультацию девочку-пятиклассницу: категорически отказывается идти в школу. В начальной школе была отличницей, аккуратная, сообразительная, но в пятом классе резко съехала на тройки.

Когда стали разбираться в причинах, оказалось, что за первые месяцы у ребенка накопилась огромная стрессовая усталость. Девочка на протяжении всех этих месяцев испытывала постоянный страх и дискомфорт. И все из-за того, что в начале пятого класса ей никто не объяснил новых правил.

Она привыкла к тому, что учитель начальных классов в конце учебного дня подводит итоги и диктует домашнее задание по всем предметам.

В средней школе, разумеется, этим никто не занимается, но девочка об этом просто не знала, не записывала задания в конце каждого урока, отстала, «потерялась» в потоке стремительно движущейся программы, да и учителя, пока плохо знающие детей, не спохватились сразу, не выяснили, почему ребенок не делает домашних заданий.

Кроме того, для нее стало испытанием посещение туалета, где вечно толпились старшеклассницы, которые могли прогнать или поддразнить. Одним словом, из-за таких «пустяков» — на взрослый взгляд — жизнь ребенка превратилась в кошмар. А всего-то нужно было обсудить с девочкой новые правила и подробно расспросить, что ее пугает и беспокоит.

Новый статус

Бывает, что начальная и средняя школы располагаются в разных зданиях, и с переходом в пятый класс дети вынуждены осваивать совершенно новое для себя пространство. Но даже если они входят в ту же дверь, что и раньше, и «всего лишь» перемещаются на другой этаж, это очень серьезное изменение.

В прошлом году эксчетвероклассники были старшими в своем давно обжитом пространстве. Их статус предполагал, что они самые авторитетные и могут помогать малышам (или обидеть кого вздумается, все остальные ведь младше). Теперь же они стали самыми мелкими — и физически, и в возрастной иерархии средней школы. Очень многие, столкнувшись с этим изменением, теряются.

Не говоря уже о том, что испытывают серьезный стресс, в том числе и на переменах.

Ребенок может какое-то время скрывать свое подавленное состояние, но подобная нагрузка не проходит бесследно. Иногда школьник, уставший от дискомфорта, уходит в болезнь. Не симулирует, а хворает всерьез.

Иногда, если не удается «уговорить свой организм» заболеть, пятиклассники начинают вести себя на уроках развязно, вызывающе, явно напрашиваясь, чтоб их выгнали за дверь.

На самом деле это жест отчаяния, единственный доступный путь к отдыху, освобождению.

Вспоминается один случай: мальчик вел себя на уроках просто чудовищно, вплоть до того, что ударил учительницу. Педагоги настаивали на переводе его в другую школу и не были склонны делать скидку на трудности адаптации. Мама ушла в глухую оборону и требовала, чтобы «учителя сами разбирались».

Но все же привела ребенка на консультацию к психологу. И выяснилось следующее: мама ни за что не хочет признавать, что у ребенка проблемы, несмотря на то, что в школе мальчик «общается» только посредством крика, сплошной мат и агрессивные нападки — на всех. Но такую реакцию у него вызывала только  школьная обстановка.

Во время разговора с психологом ребенок вполне спокойно и разумно рассказывал о своих интересах и хобби. Чтобы не запускать ситуацию, нужно внимательно следить за самочувствием и настроем вашего школьника. И, что очень важно, создавать зону успеха для ребенка в стрессовой ситуации.

Он не должен утвердиться в убеждении, что неудачи окружают его повсюду. Любой росток интереса, признания, успешности нужно бережно поддерживать — в любом предмете, в общении, в кружке или секции.

Для ученика, который пока не очень академически успешен, особенно важно знать, что он лучше всех танцует, собирает головоломки, сочиняет истории, катается на роликах… Такой легальный способ предъявления себя может стать альтернативой демонстративно вызывающему поведению.

Домашние задания

Опыт показывает, что хотя бы на два-три месяца нужно вернуться к режиму и стилю четырехлетней давности, как в первом классе. Адаптация сама ниоткуда не возьмется. Этот процесс нужно поддерживать, проходить его вместе с ребенком, чтобы он не чувствовал себя брошенным.

На встречах Родительского клуба мы часто обсуждаем линию поведения взрослых с младшими подростками: что и как делать, чтобы не плодить проблемы в будущем.

Большинство сходится на том, что привычку к самостоятельности и планированию нужно терпеливо и настойчиво взращивать, не дожидаясь бурных проявлений переходного возраста. Начать можно с простого — четкого распорядка дня.

В частности, нужно оговорить, когда ребенок садится за уроки и сколько времени это занимает. Медленным детям можно отвести около двух часов, моторным — примерно час.

Даже если ребенок в прошлом году прекрасно справлялся с домашним заданием сам, возможно, теперь не сможет этого сделать. Нередко родители с изумлением убеждаются, что пятиклассник просидел всю вторую половину дня, дожидаясь их с работы, чтобы вместе с ними делать уроки.

А они-то даже не спросили, выполнено ли домашнее задание, считая, что все в порядке: ребенок взрослый, все сам умеет. А он на самом деле маленький, растерянный. И ложится спать, не открыв ни одного учебника, — родители ведь не спросили про уроки.

Поэтому на первых порах лучше делать домашние задания вместе.

Но не вместо! Вспоминаю ситуацию, когда мама, искренне жалея дочь, которой «слишком много задавали», все письменные задания делала за ребенка, оставляя ей лишь устные уроки. Девочка, разумеется, очень скоро приняла это как правило, вообще не беспокоясь о «маминой» части домашнего задания. Пока однажды не получила «три с минусом» за сочинение.

«Что ты мне понаписала?» — возмутилась дочь. Оказывается, заданию предшествовали обсуждение в классе и составление плана. Мама, разумеется, ничего об этом не знала и написала, как умела. Только после этого встал вопрос о самостоятельности девочки, но она настолько привыкла к сложившемуся положению вещей, что активно сопротивлялась почти полгода.

Часть родителей, искренне переживая за детей и стремясь к высоким учебным результатам, незаметно для себя утрачивает представление о смысле образования. Главной целью становится отметка. И ребенок принимает такую установку. Помня об этом, лучше находить такие формы помощи, которые будут поощрять собственное движение ребенка, дадут ему возможность ощутить радость собственного открытия.

Друзья-приятели

Во всех учебниках написано, что для подростков ведущей деятельностью становится общение.

А что это изменение означает для родителей? Внешние проявления редко кого радуют: дитя все меньше обращает внимания на их мнение и все больше ориентируется на сверстников или (что еще хуже!) кумиров. Это тоже придется признать как данность.

И привечать новых приятелей сына или дочери лучше дома — если мы не хотим, чтобы ребенок отдалялся от нас эмоционально или прогуливал уроки, выкраивая время для необходимого ему как воздух общения.

Даже если нам не очень нравятся его новые друзья, лучше приглашать их к себе, давать возможность поиграть, поделать уроки, послушать музыку, смастерить чтото. В противном случае мы ставим под угрозу наши отношения с ребенком. Как ни печально, столкнувшись с маминым ультиматумом «или я, или твои дружки», он почти наверняка выберет друзей.

Так зачем провоцировать подобный выбор? Гораздо продуктивнее, наоборот, интересоваться делами всей компании, запоминать имена ребят, предлагать совместные прогулки, понимая, как ценны эти отношения для вашего подростка. Он пока не очень уверен в своем умении налаживать контакты, сильно дорожит связями со сверстниками, боится их потерять.

И вашу помощь в укреплении отношений с друзьями оценит с благодарностью. Если же пропускать мимо ушей рассказы подростка о событиях в жизни его сообщества, через два-три года родители с изумлением убедятся, что он вообще ничего существенного им не сообщает.

И в ответ на их робкие попытки возобновить общение услышат: «Вам же все равно не интересно».

Порадуйте себя, облегчите жизнь ребенку!

Родители, пришедшие в отчаяние от проблем с ребенком и отдающие себя без остатка борьбе с трудностями, скорей всего, обречены на неудачу. Чем более несчастными чувств ют себя взрослые, тем меньше шансов на улучшение ситуации.

Поэтому в какой-то момент нужно преодолеть  себя и… пойти в театр, в кафе, в парикмахерскую, в гости. Одним словом, заняться собой. Многолетняя практика психологического консультирования показывает, что у спокойной, счастливой мамы гораздо больше шансов наладить отношения с ребенком.

Хотя бы потому, что у нее спокойное, дружелюбное выражение лица, к ней не страшно подойти.

А подойти — подростку бывает остро необходимо, ему очень нужно родительское плечо в сумятице чувств, эмоций, событий, которые по неопытности воспринимаются как трагические.

Кроме папы и мамы у него нет других столь важных, значимых взрослых. Об этом стоит помнить, когда так и хочется сказать: «А почему я должна решать его проблемы? Он ведь демонстрирует такую взрослость и независимость, вот пусть сам и разбирается!».

Наоборот, с позиции умного, сильного взрослого логично интересоваться, как прошел день в школе, уловить зарождающийся страх и неуверенность, подойти к учителю и спокойно (а не в режиме угроз и скандала!) выяснить, какова ситуация. И если она вызывает опасения, поинтересоваться, может ли семья помочь снять напряжение.

Если у ребенка есть особенности, которые усугубляют адаптационный стресс (стеснительность, заикание), непременно нужно предупредить классного руководителя.

В первую очередь, родители должны взять на себя роль главных посредников в налаживании контактов — с ребенком, с учителем, с администрацией, с руководителями кружков, секций, поездок…

Вообще человеческий контакт важнее отметок, рейтинга в классе. Сохраненный или установленный контакт будет гарантией того, что родители не проморгают тревожных признаков. Это позволит им вовремя отреагировать на изменяющуюся ситуацию и быть рядом с ребенком в тот момент, когда это нужно, а не задним числом.

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/trudnosti-adaptacii-rekomendacii-roditelyam-pyatiklassnikov.html

Адаптация пятиклассников

5 испытаний для пятиклассника: советы психолога по адаптации

Родители первоклашек могут вам рассказать многое о сложности адаптации своего ребенка. Зато родители пятиклассника зачастую даже и не подозревают, на сколько сложным может быть период привыкания для их чада.

А ведь как раз в возрасте 10-11 лет с началом подросткового возраста у ребенка наблюдается острая потребность в помощи родителей.

Конечно, ваш малыш уже вполне самостоятелен и некоторые проблемы может решить сам, но социальная адаптация пятиклассников имеет намного больше подводных камней и проблем, чем может показаться.

Адаптация пятиклассников в школе: что происходит с вашим ребенком?

Период привыкания к новому у каждого человека происходит множество раз.

Сложность адаптации учащихся 5 класса заключается в том, что в жизни ребенка появляются новые учителя вместо одного классного руководителя, более сложные дисциплины, приходится многое познавать.

Если раньше ребенок был самым старшим в младшей школе, то теперь он самый младший в средней. С этим не всегда просто мириться.

Психологическая адаптация 5 класса происходит постепенно и у каждого ребенка это разный период. Появляются новые люди в коллективе, новые учителя и совершенно взрослый распорядок учебного процесса. Все это вызывает дискомфорт и выводит из состояния равновесия.

У ребенка возникают чувство тревожности, незащищенности, он насторожен. В психике начинаются некоторые изменения. За счет новых дисциплин формируется теоретическое мышление, отношение к себе самому, появляются собственные взгляды и мнение на те или иные вещи.

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Адаптация пятиклассников в школе процесс длительный и далеко не всегда простой. Почти наверняка вы столкнетесь с рядом проблем самого разного характера. Анализ адаптации 5 класса показывает, что трудности чаще всего возникают вследствие следующего перечня причин:

  1. Противоречивость требований учителей. Если раньше ребенок имел дело только с несколькими преподавателями и у него был один главный учитель, то теперь ему приходится знакомиться с совершенно иной системой. Задача родителей принимать активное участие и самостоятельно познакомиться с каждым педагогом. Ребенку будет гораздо проще, если вы сможете подсказать, чего от него требует тот или иной учитель. Но такой контроль должен быть ненавязчивым.
  2. На каждом уроке приходится приспосабливаться. У разных педагогов свои методы подачи материала, темп речи и способ конспектирования.
  3. Адаптация детей в 5 классе сопровождается новым стилем общения. Если раньше у них был один учитель и к каждому ребенку он могу найти подход, то теперь педагоги относятся ко всем одинаково. Этот процесс обезличивания у некоторых вызывается угнетение, другие напротив радуются такой внезапной свободе.
  4. Трудности адаптации пятиклассников связаны еще и массой новых предметов, большим объемом информации. Основной задачей родителя и педагога является совместная работа в учреждении и дома. Именно таким образом можно выявить возникшие трудности и облегчить адаптацию пятиклассников.
Деловой стиль одежды для школьников

В школах, где единая форма одежды не введена, Министерство образование рекомендует ученикам придерживаться делового стиля одежды. В нашей статье мы расскажем, что подразумевается под деловым стилем и во что одевать школьника.

Даже в жизни самых успевающих школьников бывают дни, когда идти в школу очень не хочется. Конечно, существует немало способов прогулять школу, но стоят ли они упущенных знаний и пропущенных событий, которыми так насыщена школьная жизнь?

Требования к школьной форме

На сегодняшний день право определять вид школьной формы лежит на руководстве самих школ. Однако, сама форма, ее состав и модели должны четко отвечать требованиям, о которых мы расскажем в нашей статье.

Родительский комитет в школе

Помимо родительских комитетов, существующих в каждом классе, родители создают и общешкольные родительские комитеты, выполняющие более масштабные функции. Подробнее о роли школьного комитета мы расскажем в нашем новом материале.

Источник: https://womanadvice.ru/adaptaciya-pyatiklassnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть